Предмет: Правоведение (все отрасли права)
Выбрана работа: Правовые аспекты и направления государственной политики и принципы охраны окружающей среды в Республике Беларусь
1. Законодательство Республики Беларусь об охране
окружающей среды
Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об отходах и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
2. Основные принципы охраны окружающей среды
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
• соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права;
• обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан;
• научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды;
• охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
• предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде;
• государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования;
• платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду;
• независимости контроля в области охраны окружающей среды;
• обязательности проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать вредное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью, имуществу граждан;
• учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
• приоритета сохранения естественных экологических систем, типичных и редких природных ландшафтов и природных комплексов;
• допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду с учетом требований в области охраны окружающей среды;
• обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц и граждан;
• сохранения биологического разнообразия;
• обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к юридическим лицам и гражданам, осуществляющим хозяйственную и иную деятельность или планирующим ее;
• презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
• снижения вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, с учетом экономических и социальных факторов;
• запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды;
• гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды;
• недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования;
• ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды;
• организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры;
• международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема предотвращения отрицательных воздействий материально-производственной деятельности человечества на естественное окружение, ставшая одной из самых насущных проблем современности, является новой беспрецедентной в истории человеческого общества.Законодательство Республики Беларусь об охране окружающей среды основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона, актов законодательства об особо охраняемых природных территориях, о государственной экологической экспертизе, о гидрометеорологической деятельности, об охране озонового слоя, об отходах и иных актов законодательства Республики Беларусь, содержащих нормы, регулирующие отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.
Правовой режим природных ресурсов и других компонентов природной среды регулируется законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды, если иное не предусмотрено земельным, водным, лесным законодательством Республики Беларусь, законодательством Республики Беларусь о недрах, растительном мире, животном мире и иным законодательством Республики Беларусь.
При подготовке проектов актов законодательства Республики Беларусь не должно допускаться включение в них положений, реализация которых может повлечь усиление вредного воздействия на окружающую среду.
Основными задачами законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды являются:
обеспечение благоприятной окружающей среды;
регулирование отношений в области охраны природных ресурсов, их использования и воспроизводства;
предотвращение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
улучшение качества окружающей среды;
обеспечение рационального использования природных ресурсов.
Вернуться назад к списку работ