Предмет: Экономика предприятий
Выбрана работа: Отчет Минский авиаремонтный завод 2008
1. Промышленное предприятие и его производственная структура.
Минский авиаремонтный завод еще совсем недавно являлся одним из самых устойчивых и процветающих заводов Республики Беларусь. Но прошедшие изменения в экономической и политической жизни республики негативно повлияли на предприятие.
Предприятие было создано в 1953 г. Как известно, до распада Советского Союза, отрасли народного хозяйства, в том числе и гражданская авиация, развивались в тесной взаимосвязи. При этом в целях повышения эффективности производства широко использовался фактор его специализации и концентрации. Так в системе эксплуатации гражданской авиации выделены две основные подсистемы: технического обслуживания самолетов и их ремонта (по мере налета самолетами часов, определенных техническими условиями). Техническое обслуживание, как правило, осуществляется эксплутационными службами аэропортов, а ремонт, связанный с разборкой-сборкой самолетов, заменой или ремонтом агрегатов, систем и оборудования, покраской - авиаремонтными заводами. Параллельно была осуществлена довольно узкая специализация авиаремонтных заводов по типам самолетов. Так, в Киеве расположен завод № 410 ГА, специализирующийся на ремонте самолетовАН-24, АН-26, в Харькове - завод № 402 , специализирующийся на ремонте АН-2, Л-410 и так далее. А завод в Минске специализируется на ЯК-40, Ж-42,ТУ-134, и является монополистом по ремонту самолетов ЯК-40.
В связи с таким положением на рынке авиаремонтных услуг, предприятие не только обеспечивает потребности Беларуси в ремонте имеющихся на балансе ее аэропортов самолетов ТУ-134 и ЯК-40, но и производит ремонт самолетов ЯК-40 , ТУ-134 и техническое обслуживание самолетов ЯК-42 для всех стран СНГ, Прибалтики и дальнего зарубежья. Поскольку техника, созданная в Советском Союзе, эксплуатируется в странах Восточной Европы и других регионах мира, то завод производит ремонт самолетов также для 16 зарубежных авиакомпаний. Накопив богатейший опыт и знания по данным типам самолетов, завод оказывает техническую помощь эксплутационным службам аэропортов республики и зарубежным авиакомпаниям, выполняет формы периодического технического обслуживания, производит переоборудование самолетов по желанию заказчиков в административный вариант, бизнес-класс, салон первого класса, вариант «международные линии», производит окраску самолетов полиуретановыми эмалями и ремонт агрегатов систем самолетов и групп АиРЭО по заявлению эксплутационных предприятий.
Резкое снижение уровня жизни населения стран бывшего СССР повлекло за собой адекватное уменьшение пассажирооборота и грузооборота, эксплуатационные предприятия и авиакомпании становятся неплатежеспособными. Моральное и физическое старение парка самолетов ЯК и ТУ ведет к снижению количества самолетов подлежащих ремонту. Кроме того, российские заводы ГА перепрофилируют свою специализацию, стремясь освоить рынок ремонта авиатехники. У минского завода появились конкуренты: завод 412 ГА (Ростов на Дону) освоил ремонт ТУ-134, ОАО Быковский авиаремонтный завод - ЯК-42. Указанные обстоятельства вызвали устойчивую тенденцию к сокращению объемов производства, в связи с чем, доля условно-постоянных расходов в общей стоимости товарной продукции резко возрастает. Фактическая рентабельность основного производства за 2002 г. составила 7,9 % - этого явно не достаточно для создания инновационного фонда (фонда накопления) и пополнения оборотных средств. Поэтому при дальнейшем снижении объемов и рентабельности продукции возможна ситуация, когда производство будет полностью парализовано.
Подробная информация о результатах производственно-хозяйственной деятельности УП «Минский авиаремонтный завод» представлены в приложениях №1-2.
Падение прибыли свидетельствует о необходимости принимать экстренные меры по выводу предприятия из кризиса путем изыскания как внутренних, так и внешних резервов. Основной внутренний резерв - снижение себестоимости выпускаемой продукции посредством внедрения нового более производительного оборудования и совершенствование технологии производства изготавливаемой продукции, в результате увеличение качества выпускаемой продукции и, как следствие, рост объемов производства. Необходимо исследовать новые рынки сбыта. Но наряду с качественным и количественным преобразованиями товарного выпуска существует другой метод повышения рентабельности — это расширение ассортимента потребительских товаров за счет освоения конкурентоспособности продукции, отвечающей мировым стандартам. Освоение ее позволит значительно повысить рентабельность выпускаемой продукции и улучшит финансовое положение предприятий.
Таблица 2.Рынки сбыта продукции «Минский авиаремонтный завод»
в 1995, 2002, 2005гг.
Рынок 1995г. 2000г. 2003г.
РБ 19,3% 20% 31,2%
Россия 59% 56,4% 49,6%
Украина, Молдова 5,1% 5,3% 5,8%
Экспорт в дальнее зарубежье 10,6% 11,1% 11,9%
Средняя Азия, Закавказье 6% 6,2% 7,5%
Рис. 3.Рынки сбыта продукции «Минский авиаремонтный завод»
Организационная структура управления предприятием постоянно меняется с целью поиска наиболее эффективного взаимодействия служб и подразделений завода. Для этого специально был создан отдел организации управления предприятия, подчиненный непосредственно директору. В основном изменения в структуре касаются служб маркетинга, организации обеспечения информацией подразделения предприятия, упорядочения социальной сферы, управления службами сбыта, совершенствования технического развития, а также перегруппировкой непосредственно производственных подразделений.
В основу построения организационной структуры управления были положены следующие принципы обеспечения оптимальной управляемости производственной системой, минимальное количество ступеней и звеньев управления, повышение степени централизации линейного и функционального управления, научно-обоснованное разделение и кооперация труда в аппарате управления предприятием и т.д.
Вернуться назад к списку работ