Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Государственное регулирование
Выбрана работа: Макроэкономическая роль государства.doc


1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЕ: НЕОБХОДИМОСТЬ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

В пользу необходимости вмешательства государства в экономику экономическая теория и ее учебники приводят целый ряд аргументов.
Главный из них состоит в том, что рыночный механизм не идеален, он не в состоянии решить все экономические и другие проблемы страны. Еще во времена "царствования" свободного рынка с совершенной конкуренцией рыночное производство на основе частных капиталов, как свидетельствует история, не справлялось собственными силами с темпами развития производительных сил. Тогда государство брало на себя, например, создание сети железных дорог или, скажем, телеграфа. Не говоря уже о том, что в решении проблем обороны страны, развития науки, образования, борьбы с инфекциями издавна главная роль отводилась государству.
Приведенные аргументы высветили целый "список" негативных сторон рынка, обусловливающих необходимость специальной деятельности государства для их смягчения или устранения. К таким сторонам относятся:
1. отсутствие заинтересованности рынка в создании общественных товаров;
2. стремление к монополизму и монопольному диктату на рынке;
3. отсутствие заинтересованности рынка в сохранении невоспроизводимых ресурсов;
4. отсутствие у рынка механизма защиты окружающей среды;
5. стихийность установления равновесия через неравновесия и кризисы, чреватые общественными потерями результатов труда и безработицей;
6. отсутствие у рынка механизма социальной справедливости, создание им углубляющегося противоречия между богатыми и бедными;
7. отсутствие рыночного механизма, обеспечивающего развитие фундаментальных наук.
В широко распространенном американском учебнике КР. Макконнел-ла и СЛ. Брю, всецело посвященном рыночной экономике, подчеркнуто: "Все реально функционирующие системы - это системы "смешанные", поскольку правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на пять известных фундаментальных вопросов".
Итак, государство, его экономическое регулирование необходимы для осуществления следующих основных функций:
1) оптимизации структуры национального продукта;
2) организации общенационального денежного обращения;
3) перераспределения дохода в целях оказания помощи инвалидам, остронуждающимся, безработным;
4) антимонопольного регулирования;
5) проведения антиинфляционной политики;
6) разработки и выполнения хозяйственного законодательства, представляющего собой единые "правила игры" для рыночных субъектов;
7) достижения национальных конкурентных преимуществ на мировом рынке;
8) целенаправленного развития фундаментальных наук[2, c.63].
Производство таких нерентабельных, с позиций частного капитала, но необходимых для общенационального производства товаров и услуг составляет особый сектор любой экономики — так называемый государственный сектор. Он занимает в разных странах от 12 до 65% в производстве товаров и услуг.
Вторая группа экономических функций государства, связанных с управлением государственным сектором на основе обязанностей его собственника.
Более того, сфера и значимость собственных функций государства в экономике настолько возросли, что это послужило основой формирования особой науки и особого рода специалистов.
Если же речь идет о переходной экономике, когда одна экономическая система трансформируется в другую, то к двум названным группам функций государства прибавляется третья, которую составляют так называемые трансформационные функции государства.
В этой группе функций наиболее важными являются:
1. функция обоснования нового целеполагания и установления приоритетов;
2. функция изменения нормативно-правовой базы;
3. функция реформирования отношений собственности;
4. функция изменения (или обновления) структуры экономики;
5. функция реформирования финансовой системы;
6. функция создания новой инфраструктуры экономики;
7. функция социальной защиты.
Тогда все функции государства можно представить как сумму трех групп функций:

При рассмотрении переходной экономики 3-я группа функций государства, по мере реализации задач переходного периода, исчерпывает себя. Но усиливается значимость 4-го блока функций государства — функций развития социальной ориентации экономики.





























2. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Из вышесказанного следует, что существование единой для всех стран модели макроэкономики невозможно, что слепое следование одной какой-то модели на практике недопустимо. Ее несоответствие конкретным экономическим условиям, уровню развития и особенностям данной национальной экономики чревато негативными, а то и разрушительными последствиями. Поэтому выбор макроэкономической модели, места и времени ее использования — сложное и ответственное дело для государства, которое должно опираться при этом на специальные научные исследования.
Исходным началом макрорегулирования служит целеполагание, что означает выявление главной цели регулирующего воздействия государства на определенном историческом этапе развития.
Практическая же реализация выделенной цели требует определения направлений регулирующего воздействия. Такие направления не могут быть всегда одинаковыми. Напротив, в разные периоды и в связи с разной значимостью выдвигаемых задач на первом месте оказывается то одно, то другое направление. Скажем, в период экономического кризиса, естественно, главным становится антикризисное направление регулирования. Среди других направлений можно назвать такие: структурно-инвестиционное, антимонопольное, антиинфляционное, социальное регулирование. В современных условиях НТП все более важную роль играет формирующееся инновационное направление.
Государственное регулирование экономики осуществляется разными методами: административными, экономическими и правовыми.
Роль и доля административных методов (запрета, разрешения, приказа, принуждения и т.п.) в современной экономике снижается прежде всего в связи с объективным переходом к новому технологическому способу производства. Административная модель управления не срабатывает тогда, когда производство расстается с массовой стандартизированной продукцией, требовавшей работника-исполнителя, и переходит к гибкому производству все более индивидуальных товаров на основе компьютерных технологий.
Экономические методы управления дают больше инициативы, творческой свободы, поскольку действуют не прямо, а косвенно, через интересы людей. На макроуровне экономики к основным формам таких методов относятся: экономическое прогнозирование и программирование, инвестирование, проведение финансовой политики, бюджетное регулирование, налоговая политика, государственное кредитование, дотирование, ценообразование и т.д.
Правовые методы регулирования основаны на системе юридических законов, определяющих и контролирующих параметры деятельности экономических субъектов в разных сферах. Эту систему законов называют "правилами игры".
В современных условиях на первое место все больше выходят экономические методы включающие методы прямого и косвенного воздействия (рис. 1).

Рис. 1. Экономические методы государственного регулирования
Таким образом, под государственным регулированием экономики понимается целенаправленный процесс воздействия государства на основе специальных методов и инструментов для обеспечения экономического развития и социальной устойчивости общества [3, c.89].
Государственное регулирование экономики направлено на целый ряд объектов — тех, где существуют проблемы, не разрешимые автоматическими механизмами. На макроуровне основными являются следующие проблемы: экономического цикла и выхода из кризисного состояния; денежного обращения; условий конкуренции; национальной обороны; занятости; здравоохранения; развития науки и образования; природосбережения, социальной устойчивости.
Несколько подробнее, для примера, остановимся на таком объекте, как занятость населения и трудовые отношения.
В свое время в Англии Маргарет Тэтчер была озабочена положением терпящей глубокий кризис крупной металлургической компании "Britishstyle", от президентства которой отказались 37 кандидатов. Только 38-й принял предложение М. Тэтчер: это был Мак-Грегор, 67-летний глава алюминиевого концерна. Он утверждал, что упадок британской металлургии не зависит от технико-технологического отставания, и пригласил группу японских инженеров. Они подтвердили, что дело не в оборудовании, а в том, что японские рабочие трудятся более тщательно и качественно, потому что ими лучше управляют. Тогда Мак-Грегор предложил подходить к настоящей, ответственной работе исходя из позиций трудовой морали, а к заработной плате — как к вознаграждению за действительно выполненную работу. Он говорил, что экономика Англии едва не погибла, когда в стране перестали высоко оплачивать хорошую работу.
Двигатель всей экономики — это предприятия, а двигатель предприятия — его работники, поэтому политика занятости и мотивации труда — это главные вопросы общегосударственного управления экономикой.
Государственное регулирование занятости — это поддержание оптимального (как с воспроизводственной, так и с социальной точки зрения) соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Сложность здесь в том, что это соотношение не только количественное, но и качественное. Ведь экономика будет развиваться успешно только тогда, когда качество рабочей силы и ее использование будут соответствовать современной структуре и технологии производства. А высокий квалификационный уровень работников, требующий от человека больших и длительных усилий, должен иметь высокую мотивацию. И прежде" всего через высокий уровень заработной платы, притом дифференцированный, т.е. откликающийся на каждое существенное проявление высококачественной и ответственной трудовой активности [11, c.56].
Такой подход неизбежен, он определяется объективной логикой развития самой экономики. Уже в современных условиях, а тем более в недалеком будущем, с развитием научно-информационного типа производства, когда главным источником производственного процесса станут новые научные знания и информационные технологии,— именно качество труда, а не его количество будет определяющим. Опыт других стран ярко подтверждает, что прорыв в экономике осуществляется за счет современной квалификации и инновационной активности работников. Государство должно создавать для этого все условия, в том числе мотивационные.






3. МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МАКРОЭКОНОМИКУ

Макроэкономическое государственное регулирование имеет свои собственные механизмы воздействия. Они, как правило, составляют систему взаимосвязанных мер и инструментов проведения определенного направления макроэкономической политики. Основными механизмами воздействия на экономику являются: прогнозирование и программирование, бюджетный, налоговый, денежно-кредитный, валютный, инвестиционный, ценообразующий механизмы. Вся совокупность их составляет (рис. 2) общий механизм государственного макроэкономического регулирования, подробному рассмотрению которого посвящаются последующие главы.
Важнейшими условиями успешного использования такого механизма можно назвать:
1. опору на новые знания и опыт;
2. освобождение от предвзятости в оценках;
3. признание многовероятностных возможностей;
4. избирательность методов и инструментов (в соответствии с задачей и условиями);
5. комплексность подхода.

Рис. 2. Структура механизма государственного макрорегулирования

Любой из названных выше механизмов, представляя собой, совокупность рычагов (или инструментов) воздействия, "работает" слаженно и результативно тогда, когда инструменты правильно подобраны и используются в соответствии с их предназначением, а также той задачей, которую предстоит решить.
Возьмем для примера механизм прогнозирования и программирования, основными инструментами которого являются: стратегические прогнозы, комплексные программы, индикативные нормативы, планы [18, c.45].
В последнее десятилетие XX в. господствующим стало положение, будто государственное регулирование должно исключать всякое использование механизма планирования. В этом подходе прослеживается гипертрофированная реакция на избыточное применение этого механизма при командно-административном методе управления. Любой метод и инструмент (даже самый хороший) можно использовать плохо.
В действительности же этот механизм служит для взаимоувязки цели, имеющихся ресурсов и направления их использования для получения необходимого результата. Ясно, что с ростом масштабов экономики, ее усложнением усиливается объективная необходимость в обеспечении такой взаимоувязки с учетом долговременных тенденций, а также факторов, которые отклоняют экономику от устойчивого состояния.
Кстати говоря, идея программирования и планирования, поддержанная такими известными учеными развитых стран, как Дж. Гелбрейт, К. Ландауэр и др., достаточно широко применяется в Японии, Канаде, Франции, Голландии и ряде других государств. Стратегическое и индикативное планирование все больше становится важным механизмом государственного макрорегулирования и даже особым разделом экономической науки.


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.