Предмет: Бизнеспланирование
Выбрана работа: Анализ положения дел в отрасли
1. Анализ положения дел в отрасли
В настоящее время одной из основных характеристик современных подходов к планированию является обязательный анализ факторов внешней среды бизнеса. Еще совсем недавно планирование включало в себя рассмотрение только внутренних факторов, влияющих на деятельность фирмы. Теперь это не так. Сейчас мы вынуждены обращаться к точной оценке внешних факторов, подводящей нас к пониманию того, является ли наша отрасль привлекательной для ведения бизнеса. Мы должны быть готовы ко всем изменениям в нашей отрасли, особенно к изменениям в поведении конкурентов. Только глубокое понимание структурных характеристик отрасли, где мы действуем, а также правильная оценка поступков наших конкурентов могут привести к эффективному стратегическому мышлению необходимому для здорового развития фирмы в долгосрочном периоде.
Отрасль - это группа фирм, производящих товары и услуги, которые являются близкими субститутами друг другу. Границы отрасли определяются с точки зрения единицы, действующей внутри отрасли.
Определение отрасли - это процесс, который имеет своей целью определить структурные факторы, которые влияют на прибыльность отрасли в долгосрочной перспективе, а так же выявляют и характеризуют поведение наиболее значительных конкурентов в отрасли.
Адекватные методы оценки инвестиционной привлекательности отдельно взятой отрасли и, в частности, сравнительная оценка инвестиционной привлекательности данной отрасли по сравнению с другими отраслями более чем актуальна для российской экономики. Эффективное обоснование стратегических (прямых) инвестиций учитывает не только индивидуальные показатели динамики результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятия - объекта инвестиций, но и отраслевую специфику, в особенности при долгосрочном периоде окупаемости. Равным же образом, если портфельный инвестор формирует собственный портфель ценных бумаг, полагаясь только на конъюнктуру "голубых фишек" (т.е. ретроспективную динамику доходности биржевых ценных бумаг отдельных предприятий), он как бы "следует за рынком" вместо того, чтобы "предвосхищать" его тенденции. В конечном итоге, как показывает многолетний опыт, "последователь" (follower) всегда проигрывает "лидеру" (leader). Таким образом, не только в реальном инвестировании, но и в обосновании покупки ценных бумаг методологический подход к анализу состояния отрасли является одним из ключевых факторов успеха - портфельные вложения, основывающиеся на чисто эмпирическом мониторинге (отслеживании) рынка, в конце концов заканчиваются весьма печально для инвестора.
Можно выделить две основные методологические проблемы оценки инвестиционной привлекательности отрасли:
а) проблема формализации (количественного выражения результатов оценки). Любая оценка, по определению, должна в конечном итоге выражаться в числовом выражении (цифрах, баллах, рейтинговых таблицах и т.п.), иначе смысл этой оценки будет равен нулю. Особенно это актуально для сравнительного анализа инвестиционной привлекательности данной отрасли с другими отраслями. Чтобы проводить сравнение, нужны определенные, количественно выраженные критерии, унифицированные для отраслей - объектов сравнительного анализа;
б) проблема спецификации методологических подходов исходя из:
- типа инвестиций (прямые или портфельные),
- вида инвестиций (в расширение производственных мощностей, в модернизацию производства и пр.),
- срока инвестиционного периода (срока амортизации (или полезного срока действия) инвестиций).
Вернуться назад к списку работ