Предмет: Идеология
Выбрана работа: Президент Республики Беларусь, парламент Республики Беларусь, местное самоуправление в идеологии
Президент Республики Беларусь в формировании идеологии белорусского государства
В новом тысячелетии, когда обострились многие проблемы глобального характера, становится очевидным, что общий для современной цивилизации кризис - экологический, экономический, демографический, общественно-политический - в своей основе имеет один корень, относящийся к человеку, его духовным ценностям, его нравственности.
Уже не секрет, что основным условием мощи н стабильности любого государства выступает сплоченное общество, опирающееся на свои духовные ценности и вековые традиции. Как отметан руководитель белорусского государства А.Г. Лукашенко, "общество не может существовать без целостного свода идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан".
Достигнуть этого можно лишь при наличии единых общественно-политических идеалов, базирующихся на религии и морали, исторических и этических традициях, чувстве национальной гордости, уважительном отношении к государству и индивиду. Формирование этих черт национального характера является основной задачей современной идеологии.
По мнению Президента Республики, Беларусь А.Г. Лукашенко, "государство без идеологии, как и человек без мысли, не может жить и развиваться, тем более противостоять внутренним и внешним угрозам и вызовам. Идеология для государства - то же самое, что иммунная система для живого организма. Если иммунитет ослабевает, любая, даже самая незначительная инфекция становится смертельной. Точно так же и с государством: когда разрушается идеологическая основа общества, его гибель становится только делом времени, каким бы внешне государство ни казалось сильным и грозным".
Попытки существования государства без идеологии неминуемо приводят к ослаблению механизма государственного управления, обострению социально-экономических отношений и упадку духовно-нравственных ценностей в обществе.
А.Г. Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов "О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию" отметил: "Государственная идеология - это не изобретение коммунистов, а атрибут, присущий... любому государству. Все государства... опирались и опираются на идеологические принципы, в концентрированном виде выражающие основные ценности своего общества, цели его развития".
Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, со статусом республики как субъекта федерации в составе СССР и как суверенного демократического государства; во-вторых, с неоднократным принятием конституций, в которых по-разному определялась роль представительного законодательного органа страны.
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ) была принята на I съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. В Конституции развивались идеи представительной демократии, было провозглашено: "Вся власть в пределах Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах"; "Верховная власть Социалистической Советской Республики Белоруссии принадлежит Съезду Советов Белоруссии, а в период между съездами - Центральному Исполнительному Комитету". Именно Съезд Советов в период своей деятельности являлся представительным высшим и правотворческим органом. Съезд должен был созываться не реже двух раз в год. Предусматривалась возможность созыва чрезвычайных съездов Советов. В период между съездами высшей властью республики являлся ЦИК Белоруссии как высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган.
Вторая Конституция Белорусской Советской Социалистической Республики была принята в апреле 1927 года на VIII Всебелорусском съезде Советов. К этому времени был образован СССР, принята Конституция СССР, явившаяся основой для принятия республиканских законов. Важнейшими нововведениями Конституции 1927 года стали определение возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти Белоруссии в соотношении с полномочиями аналогичных органов СССР, более полная регламентация их статуса и деятельности. В Конституции закреплялись конкретные "предметы ведения" верховных и центральных органов БССР. К числу верховных органов власти были отнесены Съезд Советов БССР и ЦИК. Очередные Съезды Советов БССР должны были созываться ЦИК один раз в год. Устанавливалось, что ЦИК ответственен перед Съездом Советов БССР. По Конституции Съезд Советов БССР, хотя и получил определение верховного органа власти, однако не обладал верховенством по всем вопросам законотворчества. 11ИК БССР являлся законотворческим органом, но широкому кругу вопросов.
В Беларуси парламент также состоит из двух палат. Парламент Великобритании состоит из Палаты общин и Палаты лордов, Франции - Национального собрания и Сената, конгресс США - Палаты представителей и Сената, Федеральное Собрание России - Государственной Думы и Совета Федерации, Республики Беларусь - Палаты представителей и Совета Республики.
Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах.
Вернуться назад к списку работ