Предмет: Инновации и экономика инноваций
Выбрана работа: Научно - техническая политика России (контрольная - интелектуальный продукт)
Обобщающее выражение влияния НТП на процесс воспроизводства – это изменение соотношения между экстенсивным и интенсивным ростом в пользу последнего. Главный результат НТП – это повышение экономической эффективности, которая формируется и материализуется в производстве.
Прогнозирование и регулирование развития науки и техники осуществляется посредством системы следующих прогнозных документов:
1. общегосударственного прогноза научно-технического развития на срок до 15 лет;
2. частных научно-технических прогнозов на макроэкономическом и отраслевом уровнях на 5-10 лет;
3. государственных целевых научно-технических программ на 10-15 лет.
Объединяет указанные документы государственная научно-техническая политика.
В общегосударственном прогнозе научно-технического развития содержатся:
4. технико-экономическая оценка важнейших достижений отечественной и мировой науки и техники;
5. выводы об использовании научно-технических достижений в народном хозяйстве;
6. определение приоритетных направлений НТП и первоочередных межотраслевых научно-технических задач;
7. варианты путей и средств решения этих задач;
8. оценка социально-экономических последствий НТП.
Представленные в прогнозе направления носят глобальный характер в рамках долгосрочной стратегии научно-технического развития страны.
При разработке частных научно-технических прогнозов в качестве объектов прогнозирования могут выступать различные напрвления НТП, а также основные стадии инновационного цикла. Перспективные (на 5-10 лет) и годовые частные научно-технические прогнозы играют важную роль в государственном регулировании НТП. Они могут разрабатываться на всех уровнях управления (народное хозяйство страны, республика, край, область, межотраслевой комплекс, отрасль, предприятие). Государственные целевые научно-технические программы разрабатываются по важнейшим проблемам и наиболее перспективным направлениям науки и техники, имеющим общегосударственное значение и межотраслевой характер. Эти программы направлены на создание новых поколений техники и базовых технологий и разрабатываются на срок до 10-15 лет, охватывающий весь инновационный цикл нововведений. Выделяют федеральные, отраслевые, региональные и межгосударственные научно-технические программы.
Государственная научно-техническая политика выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.
Ее основными целями являются:
развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала;
обеспечение прогрессивных структурных изменений в области материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности продукции;
увеличение вклада науки и техники в развитие экономики государства, реализацию важнейших социальных задач;
укрепление обороноспособности страны;
улучшение экологической обстановки и др. (см. таблицу 1).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Руководители авт. колл. В.Л. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2001.
2. Багршовский К.А., Бендиков М.А., ХрусталевЕ.Ю. Современные методы управления технологическим развитием. М.: РОССПЭН, 2001.
3. Преодоление инновационного отставания России: Труды ОЭСР, Хельсинкский семинар, март 2001.М.: ОЭСР, 2002.
4. Аммосов Ю. Силиконовая тайга - манифест новой экономики // Эксперт, 2001. 12 февр.
5. Инновационная система России: Модель и перспективы развития // Руководитель авт. колл. О.Г. Голиченко. М.: РИЭПП, 2002. Вып. 1.
6. Managing National Innovation Systems. Paris: OECD, 1999.
7. Science, Technology and Industry Outlook. Paris: OECD, 2001.
8. National Innovation Systems, Paris: OECD, 1999.
9. New Forces at Work: Industry Views Critical Technologies. Santa Monica. U.S: Rand, 1998.
10. Education policy analysis. Paris: OECD, 2001.
11. Small and Medium Enterprise Outlook. Paris: OECD, 2000.
Вернуться назад к списку работ