Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Курсовая: Социальная политика в условиях рыночной экономики


Введение
В Республике Беларусь в переходный к рынку период социальная сфера была и остаётся наиболее важным и весьма сложным объектом государственного регулирования. Это объясняется тем, что вхождение республики в рыночные отношения сопровождается обострением старых и появлением новых проблем, к которым, в первую очередь, следует отнести дифференциацию населения по уровню доходов; зависимость малоимущих слоёв населения от социальной помощи государства; расширение масштабов безработицы, в том числе и скрытой.
Всё это потребовало от государства коренного обновления, а в ряде случаев создания принципиально новой законодательной и нормативной базы системы социальной защиты, которая включает законодательно закреплённые государством формы и уровни обеспечения различных групп населения.
Даже самые радикальные сторонники невмешательства государства в рыночный механизм признают, что социальная политика необходима для регулирования отношений между людьми, помощи незащищённым группам населения, уменьшения бедности и достижения благосостояния в обществе.
Тему « Социальная политика в условиях рыночной экономики. Социальная защита населения в развитых странах и в Республике Беларусь» я выбрала неслучайно, т.к. проблема формирования оптимального пути социально-политического развития страны на сегодняшний день является наиболее актуальной. Известным остаётся тот факт, что на начальном этапе необходимо закладывать «крепкий фундамент» механизмов социальной политики и социального обеспечения, дабы не исправлять в будущем сделанные когда-то ошибки.
Вдвойне это должно быть учтено при проведении данных преобразований в Республике Беларусь, т.к. первый этап перехода к рыночной системе привёл к существенному ухудшению условий жизни населения. Это явилось следствием принципиальных ошибок в методах реформирования экономики, пренебрежения интересами рядовых граждан при принятии многих решений и механизмов их реализации, а также практически полного отсутствия мер, компенсирующих негативные последствия для населения тех или иных преобразований.
В книге Рузавин Г. Н. « Основы экономической теории» довольно полно и доступно изложена сущность и основные направления социальной политики, а также механизм социальной защиты в Швеции, что очень помогло мне при написании курсовой работы.
В «Экономической теории» под редакцией Романова очень хорошо изложена система распределения доходов в рыночной экономике.
В книге «Социальное партнёрство, проблемы и пути решения» представлены материалы Белорусско-Украинской научно-технической конференции, посвящённой социальному партнёрству. В книге «Социальное партнёрство, проблемы и пути решения» представлены материалы Белорусско-Украинской научно-практической конференции, посвящённой социальному партнерству.
Очень помогла в написании работы статья Габиш Г. в журнале «Общество и экономика», посвящённая социальной защите и распределению доходов в Германии.
Статистические данные, использованные в курсовой работе были предоставлены Министерством статистики и анализа Республики Беларусь.



1. Сущность и основные направления социальной политики.
1.1 Содержание и уровни.

Социальная политика, – согласованная деятельность экономических субъектов, направленное на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Основным субъектом, координирующим эту деятельность, является государство.
Функционирование рыночного механизма само по себе не гарантирует необходимый минимальный уровень благосостояния всем гражданам, на который они имеют право. Социальные конфликты, которые становятся реальностью в случае отсутствия разумной социальной политики, в современных условиях, где функционируют атомные электростанции, опасные химические производства, имеется ядерное оружие, могут привести мир на грань катастрофы.
На современном этапе развития научно-технического прогресса ни одна экономическая система не в состоянии обеспечить экономический рост без использования творческого, инновационного потенциала человека, и, значит, человеческий фактор становится решающим в социально-экономическом развитии общества. Всё это предопределяет необходимость вмешательства государства в социально-экономические процессы через разработку и реализацию социальной политики.
Социальная политика осуществляется на всех уровнях общественной и экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политике на микро уровне, т. е. о социальной политике фирм, корпораций, различных организаций, в том числе благотворительных. На микро уровне осуществляется региональная и общегосударственная социальная политика.
Взаимосвязь и материальная обеспеченность социальной политики в целом не складывается сама по себе, автоматически, а требует создания определённых макроэкономических предпосылок. Их формирование является одной из задач государственного регулирования экономики.

1.2 Основные функции, показатели и направления.

Социальная политика призвана содействовать развитию отношений справедливости в обществе, формировать систему социальной защиты, условия для роста благосостояния и проведения соответствующей политики доходов. С учётом этих функций социальная политика решает задачи, обеспечивающие нормальное развитие общества. К ним относятся:
*социальная защита человека и его, основных социально-экономических прав;
*обеспечение условий для повышения благосостояния каждого человека и общества в целом;
*поддержание определённого статуса различных социальных групп и отношений между ними, формирование и воспроизводство оптимальной социальной структуры общества;
*развитие социальной инфраструктуры (жилищно-комунальные услуги, транспорт и связь, образование, здравоохранение, информатизация). Объём, качество и характер продукции этих отраслей должны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности и воспроизводства населения. Сюда примыкают городское и территориальное планирование, охрана окружающей среды;
*формирование экономических стимулов для участия в общественном производстве;
*создание условий для всестороннего развития человека, удовлетворения его потребностей и возможности реализации в свободном труде.
Во многих развитых странах, например, США, существуют агентства управления, регулирующие уровень загрязнения среды заводами; управления по технике безопасности и охране труда и др. Все эти программы представляют собой примеры социального регулирования, имеющего дело с проблемами здоровья, безопасности, дискриминации, защиты потребителей и охраны окружающей среды.
Для существования большинства агентств, занимающихся социальным регулированием, имеются чёткие экономические основания. Большинство из них имеют дело с последствиями внешних эффектов (таких, как загрязнение воздуха) или с ситуациями, в которых лица, принимающие решения, часто оказываются не вполне информированными (как, например, с ситуациями, представляющими опасность для здоровья).
Перейдём к рассматриванию важного примера из области социального регулирования: контроля за загрязнением окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды - это наиболее очевидный и важный пример внешнего эффекта, который имеет место всегда, когда действия некоторого домашнего хозяйства или фирмы непосредственно влияют на издержки или выгоды каких-либо других домашних хозяйств или фирм и, когда эти побочные эффекты не находят полного отражения в рыночных ценах.
Таким образом, есть серьёзный довод в пользу государственного вмешательства в том случае, когда множество людей испытывают воздействие внешних эффектов.
Теперь рассмотрим другую группу программ по социальному регулированию. Второй тип дефектов рынка, формирующий экономические основы социального регулирования, имеет место тогда, когда домашние хозяйства или фирмы не могут, не могут в полной мере судить о свойствах продуктов, которые они покупают, или о рабочих условиях, в которых они действуют. Имеющаяся по этим вопросам информация далеко не полная, поскольку её сбор требует определённых затрат. Но это, означает, что об относительно опасных товарах или сопряжённых с риском видах деятельности можно было и не знать и, следовательно, чрезмерно увлечься ими.
Например, рабочий, не знающий о том, что незащищённость от воздействия высоких уровней концентрации бензола, обнаруживаемых на некоторых химических заводах, может вызывать рак, будет готов работать за более низкую заработную плату, чем, если бы он был осведомлён обо всех рисках. Следовательно, частые издержки производства соответствующих химических продуктов будут ниже некоторой истинной величины общественных издержек, поскольку фирма не платит за риски, которым она подвергает работников. Это приведёт к перепроизводству указанных химических продуктов, у фирм не будет стимула к снижению степени риска для работников, и работники будут умирать от рака.
Но необходимо подчеркнуть, что наличие риска само по себе ещё не служит доказательством существования дефектов рынка или основанием для государственного вмешательства, т. к. хорошо информированные люди по целому ряду причин часто рискуют своим здоровьем и допускают возможность несчастных случаев. Дефекты рынка имеют место тогда, когда люди плохо информированы о тех рисках, которым они подвергаются. В силу этого можно было бы предположить, что государственное вмешательство должно иметь целью только получение и распространение информации. Но информацию о многих видах риска, с которыми мы сталкиваемся ежедневно в сложном окружающем нас мире, не всегда легко понять и оценить. В силу этого обеспечение информацией во многих случаях не является разумной стратегией.
Поэтому в основном регулирование в области защиты и снижения степени риска сосредоточено на разработке нормативов, главным образом технических. В данном случае хорошо информированные работники регулирующих органов принимают решения за людей, которые они приняли сами, будучи хорошо информированными. Так устанавливаются нормативы проверки лекарственных препаратов, а также нормативы в области дизайна и безопасности предметов потребления, в области конструкции автомобилей, в области безопасности рабочих мест и многие другие.
Для того чтобы определить основные направления социального развития и охарактеризовать уровень жизни народа, в системе государственного регулирования используется множество показателей.
Всю совокупность показателей можно представить через следующие группы:
*обобщающие показатели (валовой национальный продукт, фонд потребления, валовой национальный продукт на душу населения и другие);
*доходы населения (реальные общие доходы, совокупные доходы населения, пенсии, пособия, стипендии и т.д.)
*потребление и расходы населения (общий уровень потребления населением материальных благ и услуг, денежные расходы населения, покупательная способность заработной платы, пенсии);
Результативность социальной политики можно оценить при сравнении уровня и качества жизни населения различных стран.
По рекомендации ООН, уровень жизни измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилищные условия, социальное обеспечение.

1.2 Потребительская корзина и минимальный бюджет.

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определённый стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является «потребительская корзина», включающая набор благ и услуг, удовлетворяющий определённый уровень потребления.
«Потребительская корзина» формируется по основным статьям расходов:
*питание;
*одеяла, бельё, обувь;
*предметы санитарии, гигиены, лекарства;
*мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного значения;
*жилище и коммунальные услуги;
*культурно-просветительные мероприятия и отдых;
*бытовые услуги, транспорт, связь;
*содержание детей в дошкольных учреждениях;
*налоги, обязательные платежи, накопления;
*прочие расходы;
Различают «минимальную потребительскую корзину», которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, и «рациональную потребительскую корзину», отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления.
«Минимальная потребительская корзина» лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета (МПБ) и прожиточного минимума, которые применяются при разработке и реализации социальной политики.
Согласно законодательству минимальный потребительский бюджет используется для: прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиление социальной защиты и поддержки, наименее защищённых слоёв общества; определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат; разработки социальных программ помощи населению, формирования народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан до научно обоснованного уровня.
МПБ носит динамичный характер. К середине 1992 г. их сеть значительно расширилась, и сегодня в Республике Беларусь разрабатывается 18* видов МПБ по различным

*Экономика СНГ/Б. Г. Владимиров. М.,1997-стр 85
демографическим группам населения. Среднедушевой среднемесячный МПБ определяется в нашей республике как ¼* от минимального потребительского бюджета для семьи из четырёх человек.
Так, в республике на 1996 год МПБ составил, в расчёте на душу населения в месяц, 1098,7 тыс. рублей, в 1997 году-1835,2 тыс. рублей, в 1998 году-3599,3 тыс. рублей.*
Законодательно установлено, что минимальная заработная плата является основой для определения республиканских тарифов в области оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. Её размер определяется исходя из минимального потребительского бюджета. Однако соотношение минимальных социально-трудовых гарантий и МПБ зависит от реальных экономических возможностей общества, которые в настоящее время в республике в определённой степени ограничены.
Снижение объёмов и эффективности производства, высокие темпы инфляции обусловили с начала 90х годов существенное падение реальных доходов большинства населения, рост безработицы. В этой связи необходимо определение прожиточного минимума, который является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности». Прожиточный минимум в Беларуси рассчитан на основе методики Министерства труда РБ, в соответствии, с которой он до первого января 1999 года определялся в размере 60 % МПБ*. На 1996 год он составил 659,2 тыс. рублей на душу населения в месяц; 1997 год – 1101,1 тыс. рублей, 1998 год-2159,6 тыс. рублей.**

*РБ в цифрах 1999г. стр.21
**Социальное положение и уровень жизни в РБ: Стат. Сбор. Мн., 1998.-стр. 61., стр.86
В связи с этим за «чертой бедности», т. е. Ниже прожиточного минимума в Республике Беларусь оказалось: 1996 год-38,6% населения, 1997 год-32,1%, 1998 год-33,0%.**
Сравним с Российской Федерацией: 1994 год-34,7%, 1995 год-22,0%, 1996 год-20,4%.*
Таким образом, прожиточный минимум позволит более объективно оценить уровень жизни населения и на этой основе осуществлять адресную социальную помощь тем гражданам (семьям), чей среднедушевой доход ниже этого уровня.

*Экономика СНГ/ Б. Г. Владимиров. М., 1997.- стр. 157, 98.
**Социальное положение и уровень жизни населения РБ: Стат. Сборн. Мн., 1998.-стр. 61., стр.86.

2. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике.

Главным направлением социальной политики является политика формирования доходов населения.
Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемая за определённый промежуток времени и предназначенная для приобретения товаров и услуг в целях личного потребления. В связи с тем, что в рыночной экономике основная часть потребительских благ реализуется за деньги, уровень потребления населения определяется главным образом уровнем доходов.
Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используется показатель номинального, располагаемого и реального дохода.
Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Сумма номинального дохода после вычета налогов составляет располагаемый доход. Реальный доход представляет собой количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Другими словами, реальный доход-это располагаемый доход с учётом уровня цен и инфляции.
В основе формирования доходов населения лежат распределительные отношения, т. е. Отношения между людьми по поводу определения доли каждого члена общества в созданном продукте. Обычно в них выделяют собственно отношения распределения, связанные с определением доли каждого участника общественного производства в созданном продукте, и перераспределение, связанное с обеспечением доходами неработающих членов общества и решением других социально-экономических проблем.
В переходный период к рыночной экономике уравнительное распределение доходов, называемое распределением по труду, постепенно уступает место рыночным принципам распределения. При этом государство на макро уровне обязано создавать условия, необходимые для зарабатывания доходов. Заметно, что произошла легализация значительной части средств из теневой экономики. Поэтому наряду с уменьшением уравнительности в текущих доходах населения наблюдается их прогрессирующая дифференциация.
В распределении можно различать функциональное и персональное распределение.
Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами производства, и, прежде всего между трудом и капиталом.
Но доходы, в конечном счете, получают не факторы производства, а конкретные люди (или семьи), так как именно они являются основными поставщиками факторов производства-труда и капитала. Как же происходит персональное распределение полученного дохода между отдельными людьми в обществе? Ответ на этот вопрос может получить так называемая кривая Лоренца (рис 1).

Источник: Экономическая теория / А. Н. Романов и др. М.: Финстатинформ, 1997.-стр. 371.
На горизонтальной оси откладывается доля всего количества семей от 0 до 100%, на вертикальной - также откладываются их доли в совокупном доходе. Кривая OABCDEF показывает фактическое распределение получаемого дохода между отдельными группами семей. Она строится на основе конкретных статистических данных. В нашем примере 20% всех семей получают самые низкие доходы, и их доля в совокупном доходе составляет 4,7%. 40% семей получают доход в 15,7%, 60% семей – 32,7%, 80% - 57,1%, 95% - 84% и последние 5% семей получают 16% совокупного дохода.* Таким образом, исходя из этого распределения можно сказать, что в Нашем случае 80% всех семей получают немногим больше половины всего совокупного дохода, а оставшаяся 20% - немногим меньше половины. Естественно, это характеризует, прежде всего, неравномерность распределения дохода. Если бы доходы распределялись равномерно, то кривая выпрямилась бы и приняла форму FO. Каждая точка кривой соответствовала бы равномерному распределению доходов, т. е. 20% семей получали бы 20% доходов, 50% семей получали бы 50% дохода и т. д. Но так как способности отдельных людей как собсвенников рабочей силы различны, естественно, различаются и их доходы. Кроме того, все люди обладают разной собственностью на капитал, а у большинства её нет вообще. Всё это и определяет различия в получаемых доходах. Именно такие различия, неравномерность распределения и отражает кривая Лоренца.
Форма кривой Лоренца характеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгиб кривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов и наоборот.
Если площадь между кривой абсолютного равенства FO и кривой Лоренца мы обозначим буквой T и соотнесём её с площадью треугольника OFK, то получим показатель степени неравенства в распределении, который получил название коэффициент Джини (по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини (1884-1965)):


*Экономическая теория /Романов А. Н. М., 1997 г. стр.371

G=T*
OFK
Очевидно, чем бальше площадь T и чем дальше кривая Лоренца будет отклоняться от кривой равенства, тем больше коэффициент Джини. В большинстве развитых стран коэффициент Джини колеблется в пределах 0,27-0,33**.
Для оценки дифференциации доходов широко используется такой показатель, как децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

2.1 Доходы в странах с развитой рыночной экономикой (на примере Германии).

В странах с развитой рыночной экономикой все доходы подразделяются на две группы: доходы, полученные от участия в труде и предпринимательской деятельности (заработная плата и прибыль), и так называемые трудовые доходы, приобретённые на законном основании (проценты, дивиденды, арендная плата и др.)
В Германии в 1988 г. существовало следующее распределение доходов, которое, в конечном счете, складывалось в результате существенного перераспределения посредством государственных мер.

*Экономическая теория/А. Н. Романов. М., 1997.-стр. 372/
**Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. М.: ИНФРА-М, 1996.-стр. 28./

Так, около 7 млн. семей, а это 27% всех семейных бюджетов, до перераспределения имели доход менее 1000 марок в месяц.* После перераспределения эта цифра уменьшилась до 0,5 млн. семейных бюджетов (это лишь 2% всех семейных бюджетов)*. В целом имело место резкое сокращение семейных бюджетов с месячным доходом менее 1000 марок. Наивысший прирост располагаемого дохода по сравнению с первоначально полученным доходом наблюдался в интервале доходов от 3000 марок до 4000 марок. Здесь доля семейных бюджетов возросла от 8,9% до перераспределения и до 24,0%* после него. Полученный в этой группе доходов доход в 98,4 млрд. марок, составляющий 6,4% совокупного дохода, вырос после перераспределения до 303,6 млрд. марок, что составляет 24%* совокупного дохода. Соответственно в абсолютном и относительном выражении уменьшилось количество бюджетов с высоким доходом (более 6000 марок)*, а также полученный ими и имеющийся в их распоряжении доход. Из этого анализа вытекает, что государственные меры перераспределения в Германии ведут к возрастанию совокупной суммы доходов групп со средними доходами и снижению совокупной суммы доходов как групп с очень низкими, так и групп с очень высокими доходами.

*Габиш Г. Социальные гарантии в условиях рыночной экономики// Общество и экономика. 1998 г. № 10-11-стр. 166.
*Габиш Г. стр.-167

2.2. Распределение доходов в Республике Беларусь.
За период 1991-1996 гг. реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на 38% и составили 62% к уровню 1991 г.,* в период с 1996- 1998 г. намечается стабилизация и некоторый рост, что видно из следующей таблицы:

Таблица 1.
Реальные располагаемые денежные доходы населения (%).
Годы. 1990=1000 Предыдущий=100
1991 103 103
1992 83 81
1993 94 112
1994 91 97
1995 66 73
1996 77 118
1997 79 102
1998 95 120
Источник: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.

Неравенство в распределении располагаемых доходов по квинтильным (20%-ным) группам населения в Республике Беларусь можно увидеть на основании следующих статистических данных, предоставленных Министерством статистики РБ.:
Таблица 2.2
Распределение общего объёма располагаемых доходов по 20%-ным группам населения (в %).
1995 1996 1997
Располагаемые ресурсы - всего 100 100 100
В том числе по 20% группам населения:
Первая (с наименьшим доходом) 9.
Вторая
Третья
Четвёртая
Пятая (с наибольшим доходом)


На основании этих данных можно построить кривую Лоренца за 1996 и 1997 года и увидеть, что в 1997 году неравенство в доходах уменьшилось.

Квинтильные (20%-ные) группы населения

Коэффициент концентрации доходов или индекс Джини в Республике Беларусь на 1995 год равен 0,261, на 1996 год-0,254, на 1997 год- 0,258.*
Для сравнения, индекс Джини на 1996 год для некоторых стран.*
Россия-0,375
Болгария-0,283
Румыния-0,251
Польша-0,240
США-0,466
Децильный коэффициент в нашей республике в 1995 году составил 5,5, в 1996 году-5,3, в 1997 году-5,3*, что свидельствует о сокращении соотношения между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

*Социальное положение и уровень жизни населения РБ. Мн., 1998-стр. 66.
В России в период с 1991 по 1994 года децильный коэффициент увеличился с 5,4 до 18, в феврале 1999 года составил 15, а в США он равен 6, в Швеции-3.*

*Борисов Е.Ф. Основы экономической теории. М.: Новая волна, 1996.-стр.89.

3. Механизм социальной защиты населения.

Основная задача социальной политики - формирование эффективной системы социальной защиты. Под социальной защитой понимаются определённые обязательства общества по отношению к своим гражданам в рамках существующей конституции. Выделим основные направления социальной политики в области социальной защиты.
Первое направление – поддержка беднейших слоёв населения (как правило, это те, кто уже или ещё не в состоянии самостоятельно обеспечить минимальный уровень жизнедеятельности, - больные, инвалиды, старики, многодетные семьи). Для того чтобы выяснить, какие категории населения имеют право на социальную помощь, используется показатель прожиточного минимума.
Социальное обеспечение осуществляется в виде предоставления широкого спектра социальных услуг: денежные выплаты, талоны на бесплатное питание и приобретение одежды, обслуживание на дому престарелых и инвалидов и тд. Каждая страна формирует собственную систему социального обеспечения. Наиболее высокий уровень социальной защищённости достигнут в Швеции, Германии, Норвегии, Дании.
Как правило, финансирование программ социальной защиты осуществляется федеральным бюджетом и специализированными внебюджетными фондами (фонд социального страхования, пенсионный фонд), а практическая помощь организуется местными органами власти, общественными и благотворительными организациями, церковью.
Второе направление – обеспечение гарантии права на труд. Государство должно гарантировать равноправие субъектов на рынке труда, свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда.
Третье направление – регулирование занятости населения. Сюда входит разработка и реализация программ по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики.

Разрабатываются программы борьбы с безработицей и помощи безработным. Реализацией таких программ обычно занимаются биржи труда.
Фонд помощи безработным формируется из трёх источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы работающих; дотации из бюджета.
Социальная защита малообеспеченных слоёв населения проявляется в виде денежных выплат, предоставлении благ и услуг в натурально – вещественной форме, различных льгот, пособий, помощи на дому больным и тд.
Выплаты из социальных фондов потребления – это в основном пенсии, стипендии и различные пособия.
Пенсия – это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им установленного законом возраста и при условии, что он отработал определённое число лет по найму.
Пенсия решает не только проблему гуманности, но и является стимулом к лучшей работе. Государством назначаются трудовые и социальные пенсии.
Государственные стипендии выплачиваются учащейся молодёжи. Размер стипендии периодически корректируется с учётом инфляции и зависит от типа учебного заведения и от степени успеваемости учащегося. Отдельные категории студентов получают именные стипендии.
Кроме того, за счёт общественных фондов потребления содержатся учреждения образования, здравоохранения, культуры, жилой фонд и др.

3.1. Проблемы бедности, социального равенства и справедливости.

Проблема бедности издавна привлекала к себе пристальное внимание социологов, экономистов, политиков. Несмотря на разнообразие мнений, многие видели её причину либо в естественных условиях существования человечества, либо в пороках той социально – экономической системы, которая порождает такую бедность.
Первая точка зрения наиболее рельефно была выражена Томасом Мальтусом, который считал бедность неизбежным результатом неизбежного несоответствия между ростом населения и уменьшающимися запасами средств для его существования, и, прежде всего, продовольствия. По его мнению, поскольку народонаселение растёт в геометрической прогрессии, а средства существования только в арифметической, это порождает бедность, неустроенность, нищету и социальные конфликты. Мальтус исходил при этом из статистических данных своего времени, когда промышленность и сельское хозяйство не обладали теми потенциальными возможностями по выпуску продукции, которыми они располагают сейчас. Жизнь и развитие экономики опровергли мнение Мальтуса. Но он выдвинул важную проблему регулирования населения, контроля над рождаемостью, с которой пытаются справиться развивающиеся страны (Индия, Китай, страны Африки).
Другая точка зрения принадлежит К. Марксу. Он резко критиковал Мальтуса, переносившего биологические законы борьбы за существование на общество и поэтому не сумевшего понять социальную природу бедности. Маркс считал нищету и бедность неизбежными спутниками капиталистического общества, ориентированного не на повышение благосостояния трудящихся, а на получение максимальной прибыли.
С экономической точки зрения бедность характеризуется, прежде всего, уровнем расходов на потребление, которые остаются весьма низкими. Обычно на эти цели устанавливается минимум материальной обеспеченности (чаще его называют прожиточным минимумом). Все группы населения, живущие ниже этой черты, считаются бедняками.
С течением времени постепенно изменяется и само понятие бедности и её структура. По американским данным, например, происходит так называемая феминизация бедности, т.е. увеличивается число семей, во главе которых стоят женщины. Среди разных возрастных категорий бедность также распределена неравномерно. Обычно к бедным семьям принадлежат семьи, состоящие из пожилых супругов и одиноких стариков, но в последние годы в США увеличилось число бедных молодых семей.
О степени благосостояния разных слоёв населения можно судить по их потребительскому бюджету. Обычно выделяют рациональный бюджет, который считается достаточным для нормальной жизнедеятельности семьи. С ним сравниваются средний потребительский бюджет, составляющий немногим больше половины рационального, ещё ниже бюджет для пенсионеров. Самым низким считается бюджет, обеспечивающий физиологическое выживание. На другом конце шкалы находится бюджет высокого достатка, максимальной обеспеченности.

3.2.Социальные гарантии в Германии.

Социальная защита может осуществляться по различным принципам, а именно по страховому принципу, по принципу обеспечения и принципу социальной помощи. Страховой принцип основывается на страховых математических посылках. Частное страхование основано на взносах, которые учитывают ожидаемый риск, а выплата в страховом случае зависит от выплаченной премии; частное страхование, таким образом, в принципе основывается на накопительном принципе. Социальное страхование основывается на перераспределительном методе; здесь взносы взимаются с каждого члена страхового сообщества таким образом, чтобы они могли покрывать текущие расходы. Принцип обеспечения основывается на идее о том, что определённый круг лиц в силу особых обстоятельств должно содержать государство. Этот принцип действует в Германии, например, для чиновников, а также для жертв войны.
В Германии существуют следующие основные виды страхования. Пенсионное страхование: размер пенсии ежегодно адаптируется к динамике чистой заработной платы (в среднем пенсия в Германии составляет около 2/3* последнего чистого трудового дохода).

*Габиш Г. Соц. Гарантии в условиях рын. экономики. Стр.168
Страхование по безработице (также для всех работников, за исключением чиновников, обязательное): пособие по безработице составляет около 2/3 чистого последнего дохода и выплачивается на протяжении примерно 2,5 лет; после истечения права на пособие по безработице безработные получают так называемую помощь по безработице, она предоставляется бессрочно, но составляет лишь около 57% чистого последнего дохода и предполагает нуждаемость получателя.
Обязательное страхование от несчастных случаев охватывает наряду с работниками также безработных, школьников, детей, посещающих детские сады и т.п.
Обязательное больничное страхование охватывает большинство работников, безработных, пенсионеров, студентов и т. п.; если учесть и застрахованных в этой системе членов семей, то в Германии в неё включены более 70 млн. человек.
Социальная помощь предоставляется лицам, не способным заработать для обеспечения культурного уровня существования либо финансировать его за счёт собственного состояния или по праву, вытекающему из системы социального страхования. Эта помощь предоставляется как «помощь для поддержания жизни» и как «помощь в особом бедственном положении». Получатели социальной помощи должны доказать степень нуждаемости; эта помощь финансируется из налоговых средств.
Ниже приводится таблица, дающая представление о социальных расходах в ФРГ в 1997 году.

Таблица 3.1.

Млрд. марок В % к ВНП
ВНП 3612 100
Социальные расходы всего: 1256 34,77
Пенсионное страхование 385 10,66
Больничное страхование 245 6,78
От несчастных случаев 21 0,58
По безработице 143 3,96
Социальная помощь 55 1,52
Источник: Габиш Г. социальные гарантии в усл. рын. стр. 169.
Таким образом, более 1/3 германского валового национального продукта тратится на социальные расходы.

3.3. Социальная защита в Швеции.
Для социальной сферы в Швеции предусмотрено выделение 40% валового национального продукта. Это – 574 миллиарда крон (1 доллар = 7 крон).*
Социальная политика, как подчеркнула Ирис Бират, первый заместитель председателя комитета по социальному обеспечению Стокгольма, базируется на трёх основных направлениях. Первое – уход за лицами и семьями (выделение социальных пособий, помощь детям, помощь лицам, зависящим от алкоголя и наркотиков). Далее уход за детьми, уход за престарелыми и инвалидами. При этом преследуется цель – обеспечить личности средний уровень жизни. Используются пособия. Плюс набор услуг высокого качества. Возможность для престарелых жить в собственном доме даже при специальном уходе и широкий выбор различных форм жилья.
Большого внимания заслуживает опыт Швеции в осуществлении программы и мер по поддержанию занятости населения и сокращения безработицы.
Благодаря новым планам и методам подготовки рабочих, повышению их квалификации и трудоустройства Швеция раньше других стран сумела провести структурную перестройку промышленности. Хотя при такой перестройке всегда возникает структурная безработица, но здесь в результате продуманных мер, она была значительно сокращена. Переподготовка работников там производится в течение 18 недель специальными организациями по договору с государством и фирмами. Как правило, люди, прошедшие такую переподготовку, в последствии получают работу. Активная политика по обеспечению полной занятости и уменьшению до естественного уровня безработицы подкрепляется системой мероприятий правительства и муниципальных органов.

*Павловский А. То, что позволяет себе Швеция другим даже и не снится…// Республика. 1996. 10 января – стр. 18.

Из всех средств, направленных на поддержание занятости, около ¾* расходится на создание рабочих мест, переквалификацию рабочих и специалистов и осуществление других мер, способствующих профессиональному росту кадров. Ведь именно от этого зависит, прежде всего, производительность труда, а, следовательно, и экономический рост. Характерно, что только ¼* часть средств расходуется на пособия по безработице, а это как раз и свидетельствует не о пассивной политике по отношению к данной категории лиц, а об активном включении их в трудовую деятельность после необходимой переподготовки. Пособия по безработице только на 15%* оплачиваются самими рабочими, а 85% - правительством и предпринимателями.
В Швеции создана широкая сеть бюро по трудоустройству населения, которые стремятся к тому, чтобы представить человеку не временную и неквалифицированную работу, а работу по специальности, его склонности и интересам. Не забыты здесь и инвалиды, а также лица с определёнными физическими недостатками, для которых создаются специальные так называемые защитные мастерские.

3.4. Социальная защита населения и проблема бедности в Республике Беларусь.

Сложный и длительный процесс перехода к рыночной экономике пагубно сказался на социальной ситуации в Республике Беларусь. Происшедшее в 90-е годы значительное снижение доходов основной части населения, и возникновение массовой безработицы привели к снижению жизненного уровня и качества жизни населения, здоровья людей, сокращению численности населения, вызванного снижением рождаемости и ростом смертности. Такое положение в республике требует активной социальной политики со стороны государства, и в первую очередь создание действенной

*Рузавин Г.Н. Основы рыночной экономики. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1996 г. – стр. 361.
системы социальной защиты населения, что осложняется существенной нехваткой государственных средств, а также неэффективностью некоторых законов и положений, касающихся системы с социальной защиты населения. В силу этого планируется реформирование существующей системы социальной защиты населения с привлечением в значительной степени негосударственных источников финансирования.
В настоящее время в Республике Беларусь двумя наиболее крупными видами программ, относящихся к системе социальной защиты, являются программы социального страхования и социальной помощи.
Существующие программы государственной социальной помощи предоставляют пособия тем, кто не может зарабатывать сам, является нетрудоспособным или имеет детей на своём иждивении. Эти программы финансируются из общих налоговых поступлений. Чтобы получить право на социальную поддержку, отдельным лицам и семьям необходимо представить свидетельства своих низких доходов, т. е. Быть малоимущими (бедными) гражданами. Для получения пособий они должны относится также к определённой категории (например, инвалиды, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и др.).
Существует много понятий. Но все они исходят из того, что бедность – многофакторное и исторически обусловленное понятие.
Снижение уровня бедности является одной из важнейших, приоритетных задач государства.
Кого можно отнести к категории бедных в Беларуси?
В республике принят нормативный метод определения бедности. К бедным (малоимущим) относятся лица с уровнем располагаемых ресурсов ниже 60%* минимального потребительского бюджета.

*Морова А. П.// Бел. экономический журнал. 1999 №1.-стр. 54
В настоящее время в целях упорядочения ситуации в республике разработан проект Закона «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». Этот закон устанавливает качественно новое правовое пространство для определения прожиточного минимума и отнесения граждан к категории бедных.
Система социальной помощи малообеспеченным и бедным категориям населения начала формироваться в республике в 90-е годы. Государственные программы социальной помощи сегодня включают пособия на детей, пособия по мало обеспеченности, а также социальное обслуживание.
Предоставление пособий на детей в настоящее время регулируется Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь, о государственных пособиях семьям, воспитывающих детей» от 2 июля 1997 года. Этот закон отличается от ранее действовавшего тем, что размеры пособий на детей, а также уровень совокупного дохода, при котором семья имеет право на их получение, увязаны не с минимальной заработной платой, а со среднедушевым МПБ семьи из четырёх человек за предшествующий год.
Программы социального обслуживания в республике пока ещё не получили широкого развития и только начинают формироваться. В рамках этих программ предусматривается оказывать следующие виды социальной помощи: социально-медицинская, социально-бытовая, социально-консультативная; в социальной адаптации граждан с асоциальным поведением, реабилитация инвалидов.
Общие расходы государства на социальные программы постоянно увеличиваются. Они составляют приблизительно 13% ВВП и 36% государственных расходов.* Вместе с тем эффективность их использования остаётся низкой. В целом, как показали исследования, социальные программы поддерживают не бедные слои населения больше, чем бедные. Исключение составляют лишь пособия на детей. В результате часть населения не являющаяся бедной, получает в 1,5 раза больше пособий, нежели бедная.*

*Морова А. П. Социальная защита населения и проблемы бедности в Беларуси//Бел. Экономический журнал. 1999. №1.-стр. 56.
В силу этого, социальная защита должна всё больше ориентироваться на принцип адресности.
Программы социального страхования частично возмещают потери заработков, связанные с уходом на пенсию, временной нетрудоспособностью и безработицей. Эти программы финансируются за счёт страховых взносов. Пособия по безработице, оплата больничных листов, пенсии считаются заработанным правом и не несут на себе отпечатка благотворительности.
Однако существующие на данный момент программы социального страхования имеют ряд серьёзных просчётов. Это связано в первую очередь с обезличенностью страховых взносов, а также отсутствием личных счетов, защиты от инфляции, понятной человеку системы социального страхования. Эти просчёты в свою очередь значительно снижают эффективность системы социального страхования, что проявляется в неспособности выплат по социальному страхованию обеспечить граждан средствами для нормального существования на период отсутствия доходов, что, как известно, является их главной функцией.
Таким образом, совершенствование системы социального страхования должно осуществляться на основе персонификации учёта страховых взносов, что позволит наладить контроль за правильным и пропорциональным относительно взносов назначением социальных выплат, полнее учитывать трудовой вклад граждан. Целесообразно также дальнейшее расширение видов социального страхования (от несчастных случаев на производстве, профзаболеваний и др.).
Важными элементами финансовой модели социального страхования должно стать перераспределение материальной ответственности основных субъектов социального страхования (пенсионное страхование должно осуществляться за счёт работодателя, работника, государства; страхование от несчастных случаев на производстве – работодателя; по безработице – работодателя, работника, государства и т.д.), а также дифференциация страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования.
Необходимо развивать и негосударственные виды страхования, что потребует расширения существующих и создание новых финансовых институтов для нужд социального страхования (негосударственные пенсионные фонды, фонд социального страхования, различные страховые компании и др.).
К системе социальной защиты населения можно отнести такую функцию государства, как обеспечение эффективной системы занятости и защиты от безработицы.
Безработица в Республике Беларусь – одна из серьёзнейших социально-экономических проблем, стоящих перед лицом общества и государства.
Безработные относятся к наиболее уязвимым и малоимущим категориям граждан и нуждаются в действенной социальной защите.
Первоочередной задачей государства является создание эффективной системы занятости населения, обеспечивающей равные возможности всем гражданам страны в получении рабочего места и содействующей экономически целесообразной занятости. Это в свою очередь поможет также разрешить и существующую проблему застойной масштабной безработицы.
В системе социальной защиты необходимо выделить ещё такую важную функцию государства как регулирование и защита доходов и заработной платы населения.
Система государственного регулирования доходов и заработной платы в Республике Беларусь включает следующие основные элементы:
*установление минимальной заработной платы и тарифной ставки первого разряда;
*проведение индексации заработной платы;
*регулирование доходов посредством налогообложения.
Важные направления социальной защиты, без которых не возможно будущее любого государства, образование, наука, культура, доступная медицинская помощь, информационное обеспечение.

Заключение.
Распад СССР тяжело сказался на экономике Беларуси. За годы экономического кризиса (1991-1995гг.) ВВП снизился более чем на треть, объём продукции промышленности на 41%*, сельского хозяйства на 27%*. Резко снизилась инвестиционная активность, объёмы капитальных вложений за счёт всех источников финансирования составили всего 34% от уровня до кризисного 1990*. В результате произошёл рост стоимости жизни, усилилась имущественная дифференциация населения, расширились масштабы мало обеспеченности. Даже при повышении денежных доходов населения за этот период в 35 тысяч раз и росте среднемесячной заработной платы одного работника в 28 тысяч раз, уровень жизни населения в стране сократился в связи с опережающим ростом инфляции и составил 62% к уровню 1990 года*. Сводный индекс цен на промышленную продукцию – в 136 тысяч раз*.
Всё это требует от государства коренного обновления, а в некоторых случаях и создания принципиально новой законодательной и нормативной базы системы социальной защиты. В этой системе в последнее время стали происходить определённые изменения. Несмотря на сложности в экономическом развитии страны, в действующем законодательстве всё больше закрепляется право на социальную защиту в случае потери трудоспособности, болезни, инвалидности или ущерба в результате аварии на производстве, безработицы, старости, смерти и т.д.
Социальная защита всё более ориентируется на принцип адресности, который предполагает как более чёткий контроль за уровнем доходов получателей пособий, так и равный доступ к получению пособий любым гражданином, попавшим в критическую ситуацию. Виды и формы социальной помощи становятся всё более разнообразными. В условиях падения уровня жизни социальная помощь начинает приобретать и такие формы поддержки маргинальных групп, как благотворительные акции, бесплатные социально-бытовые услуги.
Изменение принципов проводимой социальной политики, ориентация её на повышение благосостояния и трудовой активности

*Экономика СНГ/Б.Г. Владимиров. - стр. 75.
широких народных масс при сохранении значительных социальных гарантий, активное участие в этом процессе государственных органов управления может уже в ближайшие годы внести положительные изменения в жизнь большинства граждан Республики Беларусь, вывести общество из состояния апатии и психологического шока и будет способствовать поступательному развитию экономики страны.


Список использованной литературы.

1. Албегова И. М. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. М.: Дело и Сервис, 1998.
2. Борисов Е. Ф. Основы экономической теории. М.: Новая волна, 1996.
3. Борисов Е. Ф. Основы экономики. 1998.
4. Государственное регулирование экономики: Курс лекций/ Н. Б. Антонова и др. Мн.: «Мисанта».
5. Денисов Н. Социальная политика: цели, принципы, механизм реализации//Экономист. 1995. №11.
6. Морова А. П. Социальная защита населения и проблемы бедности в Беларуси//Белорусский экономический журнал. 1999. №1.
7. Овчинников Г. Б. Микроэкономика. Макроэкономика: Издательство Михайлова В. А. 1997.
8. Основы экономической теории: Вопросы и ответы /Под редакцией М. И. Плотницкого, А. К. Хомякова.1993.
9. Основы экономической теории: учебное пособие/В. Л. Кмоня и др. Мн.: Экоперспектива, 1998.
10. Павловский А. То, что позволяет себе Швеция, другим даже и не снится…//Республика. 1996.
11. Республика Беларусь в цифрах. 1999: Краткий статистический сборник/Министерство статистики и анализа РБ. Мн.: 1999.
12. Рузавин Г. Н. Основы рыночной экономики: Учебное пособие для студентов специальных вузов. М.: Банки и биржи : Юнити, 1996.
13. Ржаницина А. Политика доходов: этапы и резервы//Экономист. 1999. №9.
14. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие/институт труда Министерства труда РФ. М.: ИНФРА-М,1996.
15. Социальное партнёрство, проблемы и пути решения: Материалы Белорусско-Украинской научно-практической конференции. 1998.
16. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: Статистический сборник/Министерство статистики и анализа РБ. Мн.: 1998.
17. Фишер С. и др. Экономика: Дело, 1997.
18. Экономическая теория: Учебник для студентов/А. Н. Романов, И. Д. Николаева. 1997.
19. Габиш Г. Социальные гарантии в условиях рыночной экономики //Общество и экономика. 1998. №10-11.


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.