Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Система внутреннего контроля в банках. Методика разработки и проверки системы внутреннего контрол


1. Введение.

Эффективная система внутреннего контроля является критически важным компонентом управления банком и основой для обеспечения безопасности и устойчивости банковских операций.
Эффективная система внутреннего контроля призвана обеспечивать реализацию целей и задач банковских учреждений, с тем, чтобы банки могли достигать долгосрочных целей в области рентабельности и поддерживать надежную систему финансовой и управленческой отчетности.
Система внутреннего контроля способствует соблюдению законов и регулятивных норм, а также политики банка в разных областях деятельности, принятых планов, внутренних правил и процедур, а также снижению риска непредвиденных убытков.
Базельский комитет и банковские органы надзора во всем мире все большее внимание уделяют надежности систем внутреннего контроля. Базельский комитет считает, что эффективная система внутреннего контроля является необходимым условием надежного функционирования банков и обеспечения стабильности финансовой системы в целом.
Основополагающие принципы, которые Базельский комитет рекомендует применять при оценке организации внутреннего контроля всех операций банков:
1. Совет директоров должен нести ответственность за утверждение и периодический пересмотр общей банковской стратегии и документов по различным аспектам политики банка; понимать основные риски, принимаемые на себя банком, устанавливать приемлемые уровни этих рисков и обеспечивать принятие высшим руководством банка мер, необходимых для выявления, измерения, отслеживания и контролирования таких рисков; утверждать организационную структуру банка; обеспечивать, чтобы высшее руководство банка контролировало эффективность системы внутреннего контроля. Совет директоров несет ответственность за создание и функционирование адекватной и действенной системы внутреннего контроля.
2. Исполнительное руководство банка должно нести ответственность за реализацию стратегии и политики банка, утвержденной советом директоров; развивать процессы, призванные выявлять, измерять, отслеживать и контролировать банковские риски, поддерживать такую организационную структуру, которая четко разграничивает сферы ответственности полномочий и отчетности; обеспечивать эффективное осуществление делегированных полномочий; разрабатывать соответствующие правила внутреннего контроля; отслеживать адекватность и действенность системы внутреннего контроля.
3. Совет директоров и менеджмент банка несут ответственность за строгое соблюдение этических норм и стандартов профессиональной деятельности, за создание корпоративной культуры, подчеркивающей и демонстрирующей персоналу на всех уровнях важность внутреннего контроля. Все сотрудники банка должны осознать, понимать свою роль в процессе внутреннего контроля и принимать полноценное участие в этом процессе.
4. Эффективная система внутреннего контроля требует, чтобы существенные риски, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целей банка, выявлялись и оценивались на постоянной основе. Данная оценка должна охватывать все риски, принимаемые на себя банками на индивидуальной и консолидированной основе (кредитный риск, риск введения валютных ограничений, рыночный риск, процентный риск, риск ликвидности, операционный риск, правовой риск и риск подрыва деловой репутации). Для того чтобы должным образом решать проблемы новых или ранее неконтролируемых рисков, может возникнуть необходимость внесения изменений в систему внутреннего контроля.
5. Важная роль отводится деятельность по осуществлению контроля и разделению полномочий. Деятельность по осуществлению контроля должна быть составной частью повседневной деятельности банка. Эффективная система внутреннего контроля требует создания надлежащей структуры контроля, при которой контрольные функции определяются для каждого уровня деятельности банка. Сюда должны входить проверки, осуществляемые менеджментом; система согласований и делегирования прав; надлежащий контроль за различными подразделениями; проверка соблюдения лимитов на риски и последующий контроль устранения выявленных нарушений; система сверки счетов и перекрестной проверки; инвентаризация имущества.
6. Эффективная система внутреннего контроля предполагает четкое разделение обязанностей сотрудников и исключение ситуаций, когда сфера ответственности сотрудника допускает конфликт интересов. Сферы потенциальных конфликтов интересов должны быть выявлены, минимизированы и поставлены под строгий и независимый контроль.
7. Эффективная система внутреннего контроля требует наличия адекватной и всеобъемлющей информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных нормативных требований, а также поступающей извне рыночной информации о событиях и условиях, имеющих отношение к принятию решений. Информация должна быть надежной, своевременной, доступной и правильно оформленной.
8. Эффективная система внутреннего контроля требует наличия надежных информационных систем, охватывающих все основные виды деятельности банка. Такие системы, включая электронные, должны находиться под независимым контролем и в отношении них должны быть разработаны соответствующие мероприятия по поддержке при чрезвычайных обстоятельствах.
9. Эффективная система внутреннего контроля предполагает наличие эффективных информационных систем, позволяющих обеспечить полное понимание и соблюдение сотрудниками в практической деятельности политики и процедур, регулирующих обязанности, а также доведение необходимой информации до соответствующих сотрудников.
10. Важная роль отводится мониторингу деятельности и исправлению недостатков. Общая эффективность внутреннего контроля банка должна отслеживаться на постоянной основе. Мониторинг ключевых рисков и их периодическая оценка, проводимые подразделениями банка и внутренними аудиторами, должны быть частью повседневной деятельности банка.
11. Необходимо наличие эффективного и всеобъемлющего внутреннего аудита системы внутреннего контроля, проводимого независимыми в операционном отношении, адекватно подготовленными и компетентными сотрудниками. Служба внутреннего аудита как часть мониторинга системы внутреннего контроля должна быть подотчетна совету директоров (или его комитету по аудиту) и менеджменту банка.
12. Недостатки внутреннего контроля, выявленные сотрудниками подразделений банка, службой внутреннего аудита или другими контрольными службами, должны своевременно доводиться до сведения руководителей соответствующего уровня и оперативно устраняться. О существенных недостатках внутреннего контроля необходимо сообщать менеджменту и совету директоров.
13. Важная роль отводится оценке систем внутреннего контроля надзорными органами. Система внутреннего контроля должна быть способна реагировать на изменения внешней среды и условий осуществления банком своей деятельности. В случаях, когда надзорные органы приходят к выводу, что система внутреннего контроля банка неадекватна или неэффективна применительно к специфическому характеру рисков, принятых на себя данным банком, они обязаны предпринять надлежащие меры.

2. Внутрибанковский контроль.

Качественное управления банком в условиях постоянного совершенствования законодательства, усложнения целевых ориентиров деятельности банка, возникновение ранее неучтенных рисков, наличие развитой подведомственной сети требует системного подхода к организации внутрибанковского контроля.
Внутренний контроль - это процесс, осуществляемый руководством банка и сотрудниками всех уровней. Это не только и не столько процедура или политика, которая осуществляется в определенный отрезок времени, сколько процесс, который постоянно идет на всех уровнях внутри банка.
Процесс внутреннего контроля, который исторически служил в качестве механизма для минимизации случаев мошенничества, хищений или ошибок, приобрел более широкий характер, охватив все разнообразные риски, связанные с деятельностью банковских учреждений. Эффективный процесс внутреннего контроля играет важнейшую роль способности банка выполнять поставленные цели и сохранять финансовую жизнеспособность.
Внутренний контроль состоит из пяти взаимосвязанных элементов:
- управленческий контроль и культура контроля;
- выявление и оценка риска;
- осуществление контроля и разделение полномочий;
- информация и взаимодействие;
- мониторинг и исправление недостатков.

3. О системе внутрибанковского контроля
в АСБ «Беларусбанк».

Основные цели и задачи системы внутрибанковского контроля, требования к ее организации, функции подразделений банка по осуществлению внутрибанковского контроля, роль и место службы внутреннего аудита в данной системе определены в Положении « О системе внутрибанковского контроля в АСБ «Беларусбанк».
В Положении сказано, что система внутрибанковского контроля (СВК) - неотъемлемая часть единой системы управления банком и представляет собой совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством для обеспечения способности банка выполнять уставные цели и поддерживать финансовую стабильность.
При этом внутренний контроль по всем видам банковских операций рассматривается как составная часть повседневной деятельности банка, как постоянно осуществляемый на всех уровнях процесс, участником которого является каждый работник банка в пределах функциональных обязанностей и предоставленных полномочий, предусмотренных должностной инструкцией.
Для эффективного функционирования системы внутреннего контроля, достижения поставленных целей и задач постоянно осуществляется мониторинг действующей системы: регулярно производитcя оценка адекватности существующей СВК характеру, сложности и степени рисков текущей деятельности банка и предпринимаются надлежащие действия для приведения СВК в соответствие требованиям.
Система внутреннего контроля создана в целях:
- обеспечение соблюдения всеми работниками банка законодательства Республики Беларусь, нормативных правовых актов Национального банка, локальных нормативных правовых актов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка, приказов и распоряжений руководства, норм профессиональной этики;
- достижение максимального эффекта от проводимых банком операций при сокращении непреднамеренных или неоправданных потерь из-за некомпетентных, ошибочных или умышленных действий персонала;
- обеспечение руководства банка (учреждений банка) достоверной, полной и своевременной финансовой и управленческой информацией.
Для достижения указанных целей СВК обеспечивает решение следующих основных задач:
- выполнение банком требований законодательства Республики Беларусь и нормативных актов вышестоящих органов;
- своевременное выявление, оценка и принятие мер по оптимизации рисков банковской деятельности;
- обеспечение надлежащего уровня надежности банка, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций, а также конкурентоспособности на внутреннем и внешнем финансовом рынке;
- соблюдение политики руководства, защита интересов банка, его инвесторов и клиентов;
- создание эффективной системы распределения полномочий, ответственности и подотчетности между структурными подразделениями центрального аппарата банка, учреждениями банка и их функциональными службами, а также между работниками в рамках подразделений и служб;
- обеспечение безопасности информационных систем и сохранности активов банка;
- адекватное отражение операций банка в учете, качественное документирование и достоверное состояние отчетности;
- принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение и предотвращение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
- рациональное распределение и регулярный пересмотр необходимых мер контроля на каждом уровне операционной деятельности с целью сплошной проверки всех совершаемых банком операций и доведения процессов контроля до каждого исполнителя;
- эффективное функционирование внутреннего аудита и его взаимодействие с департаментом безопасности центрального аппарата банка (службой безопасности учреждения банка) и другими подразделениями банка, выполняющими функции контроля, а также с внешним аудитом.

Виды внутрибанковского контроля.

Базовыми принципами внутрибанковского контроля являются его всесторонность, что означает охват всех направлений деятельности, и многоуровневость, что предполагает распространение контроля от уровня исполнителей до уровней управления в системе исполнительного руководства банка.
Положением закреплены принципы создания и функционирования СВК на трех основных уровнях организационной структуры банка:
- индивидуальном (уровень работника банка),
- микроуровне (уровень учреждения банка),
- макроуровне (уровень структурного подразделения центрального аппарата банка соответствующего направления деятельности).
Внутрибанковский контроль осуществляется по линии административного и финансового контроля.
Административный контроль состоит в обеспечении проведения операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии с определенными банком полномочиями и процедурами принятия решений по проведению операций.
Финансовый контроль состоит в обеспечении проведения операций в строгом соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, принятой и закрепленной локальными нормативными правовыми актами политикой банка, регламентирующей осуществление разных видов банковских операций и их правильное отражение в учете и отчетности.
Административный и финансовый контроль осуществляется в предварительном, текущем и последующем порядке.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы посредством создания и реализации определенных контрольных процедур, правил, политик и норм поведения.
Предварительный контроль используется в трех ключевых областях – кадровой, финансовой и материальной.
Предварительный контроль в области кадров достигается путем тщательного анализа деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей, и отбора из числа кандидатов наиболее подготовленных и квалифицированных специалистов.
В области финансовых ресурсов основным средством предварительного контроля является бюджет. Контроль в данной области включает предварительный анализ необходимости и эффективности проводимых операций путем определения оптимальных средств и методов для их выполнения с целью избежания либо минимизации возможных потерь.
Предварительный контроль в области материальных ресурсов состоит в обеспечении банка необходимой техникой, оборудованием, современными компьютерными системами и т.д.
Текущий контроль за совершаемыми операциями и сделками, соблюдением процедур санкционирования операций и установленного документооборота осуществляется в течение операционного дня банка, в процессе исполнения работниками возложенных на них обязанностей.
Текущий контроль проводится для предупреждения фактов отклонений от требований действующего законодательства и нормативных актов, своевременного и достоверного отражения операций в бухгалтерском учете, обеспечения целевого использования средств и сохранности имущества банка.
Порядок осуществления текущего контроля устанавливается банком самостоятельно в соответствии со спецификой решаемых задач, при безусловном соблюдении законодательства Республики Беларусь и нормативных актов Национального банка, и отражается в локальных нормативных правовых актах, операционных процедурах и графиках документооборота.
Составной частью текущего контроля является дополнительный контроль. Перечень операций, подлежащих обязательному дополнительному контролю, регламентирован нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь (Правила №288, Правила организации кассовой работы в банках Республики Беларусь от 27.12.2001г. №345). Данный перечень операций может быть расширен и дополнен контрольными функциями, закрепленными в локальных нормативных правовых актах банка, должностных инструкциях работников и (или) в приказах (распоряжениях) руководства банка (учреждения банка).
Последующий контроль осуществляется после завершения сделок и операций. В процессе последующего контроля проверяется обоснованность и правильность совершения операций, соблюдение установленного порядка документооборота, соответствие выполняемых работниками обязанностей их должностным инструкциям, анализируется распределение обязанностей между работниками, выявляются нарушения и недостатки, выясняются причины их образования и определяются меры по их устранению, корректируются планируемые и прогнозируемые показатели.
Проведенный контроль должен быть соответствующим образом документирован. Подтверждением предварительного и текущего контроля является подпись лица, проводящего контроль, на проверенном им документе. В подтверждение проведения последующего контроля составляется надлежащий документ (справка, акт, форма, отчет и т.п.) с обязательной удостоверяющей подписью контролирующего работника и отметкой о рассмотрении результатов контроля руководителем банка (учреждения банка) или лицом, им уполномоченным.
Важным элементом эффективного функционирования СВК в банке, имеющем сложную, многоуровневую, разветвленную структуру, является наличие независимой службы внутреннего аудита.
Эффективная система внутрибанковского контроля предполагает соблюдение в банке следующих основных требований к ее организации:
- Наличие четко определенной организационной структуры, обеспечивающей строгое разграничение полномочий, ответственности и установление отношений подотчетности, документально оформленных в Положении о соответствующем подразделении (департаменте, управлении, филиале, отделе, секторе).
- Наличие перспективных и текущих планов, определяющих работу банка в целом (основных направлений развития банка, бюджета, инвестиционной программы, кредитной политики и т.д.), и согласованных с ними планов работы подразделений.
- Оперативная передача необходимых объемов информации в рамках организационной структуры банка, обеспеченная функционированием надежных и безопасных информационных систем управления, электронных технологий обработки платежей, применением эффективных каналов связи, наличием плана обеспечения непрерывной деятельности банка (обособленного подразделения банка) в случае возникновения непредвиденных обстоятельств.
- Наличие системы управления рисками банковской деятельности, установление внутренних ограничений рисков и лимитов полномочий на определенные банковские операции (кредитные, валютные операции, операции, связанные с покупкой и продажей ценных бумаг и другие), а также наличие плана оперативных действий на случай, если негативное влияние рисков наступило одновременно.
- Наличие Учетной политики, описывающей применяемые учетные принципы, разработка стандартных процедур совершения операций и графиков документооборота, включающих указания по осуществлению функций контроля санкционирования операции, ее проведения, отражения в учете и документирования. Осуществление контроля за строгим соблюдением установленных перечисленными документами норм и правил.
- Распределение обязанностей между работниками, позволяющее избегать манипулирования финансовыми данными и нецелевого использования активов; периодическое перераспределение обязанностей для предупреждения злоупотреблений. Полномочия и обязанности, в том числе по выполнению функций предварительного, текущего и последующего контроля, закрепляются в должностной инструкции работника либо оформляются приказом (распоряжением). При этом недопустимо совмещение исполнителем следующих функций:
- принятия решения на проведение операции,
- технического выполнения операции,
- учета и контроля за совершением операции,
- материальной ответственности по соответствующим активам.
- Наличие разработанных систем сохранности активов и документов банка, основанных главным образом на “системе ограничения доступа”, т.е. исключение несанкционированного проникновения в компьютерные системы, служебные помещения, ограничение доступа к секретной информации, а также принятие определенных мер предосторожности, к которым относятся наличие отвечающих соответствующим условиям помещений и хранилищ, способов их охраны, дублирование электронных носителей информации и др. Периодическое проведение ревизий материальных ценностей и документальных проверок.
- Наличие квалификационных требований, предъявляемых к работникам банка в соответствии с их должностными обязанностями (опыт, образование), надлежащий подбор и расстановка кадров.
- Наличие учебно-тематических планов обучения персонала, программ повышения квалификации, применение мер поощрения за высокий профессионализм и понимание своей роли в процессах внутрибанковского контроля.

3.2. Функции центрального аппарата и учреждений банка
по осуществлению внутрибанковского контроля.

Внутрибанковский контроль является составной частью повседневной деятельности банка, предметом ответственности каждого сотрудника, он осуществляется на каждом уровне организационной структуры банка, от уровня акционеров банка до уровня ответственных исполнителей.
В соответствии с функционирующей в банке многоуровневой организационной структурой принятия решений в рамках предоставленных полномочий организуется система контроля за исполнением данных решений.
Акционеры банка осуществляют внутренний контроль банка через Наблюдательный совет Банка и Ревизионную комиссию Банка.
Ревизионная комиссия Банка и служба внутреннего аудита являются контрольными органами банка в соответствии с Уставом, который закрепляет контрольные функции Ревизионной комиссии Банка. Функции службы внутреннего аудита определяются Положением о службе внутреннего аудита, утвержденным Наблюдательным советом Банка.
Наблюдательный совет Банка и Ревизионная комиссия Банка осуществляют контроль за деятельностью Правления Банка.
Правление Банка по отношению к СВК выполняет ряд функций, закрепленных Уставом Банка, а также:
- определяет основные стандарты применяемой системы внутрибанковского контроля, устанавливает приоритеты контроля по видам банковской деятельности;
- утверждает и корректирует наиболее важные направления политики и общую стратегию операционной деятельности банка с учетом допустимых уровней рисков;
- обеспечивает управление и контроль деятельности учреждений банка.
Организация и функционирование СВК в банке осуществляется под общим руководством Председателя Правления Банка.
Ответственность за создание условий для функционирования адекватной и действенной системы внутреннего контроля несет Правление Банка.
В свою очередь структурные подразделения центрального аппарата банка отвечают за методологическое обеспечение СВК по курируемым направлениям деятельности, выполнение аналитической работы по оценке достаточности мер контроля и предоставление достоверной обобщенной информации руководству банка для принятия решений.
Ответственность за состояние внутрибанковского контроля в структурных подразделениях центрального аппарата и учреждениях банка возлагается на руководителя соответствующего подразделения.
В связи с необходимостью постоянно проводить оценку эффективности СВК и принимать меры по ее совершенствованию (мониторинг СВК), функции подразделений банка распределяются следующим образом (в порядке возрастания степени обобщения и комплексного подхода к решению поставленных задач по организации контроля – от индивидуального уровня до макроуровня):
1.Функциональные службы филиалов, ОПЕРУ:
- ежедневно осуществляют оперативный мониторинг СВК путем сверки данных в учетных регистрах с первичными документами, сопоставления данных аналитического и синтетического учета, анализа достоверности информации, представленной в формах отчетности, проверки соблюдения законодательства Республики Беларусь, нормативных актов Национального банка Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов, установленных лимитов, ограничений рисков, обеспечения надежности систем ограничения доступа;
- проводят предварительную количественную и качественную оценку ключевых рисков по определенному кругу операций согласно принятым в банке методикам, предварительный анализ эффективности проводимых операций и расчет их рентабельности, а также сопоставление уровней риска и уровней доходности операций;
- выполняют уточненные расчеты показателей эффективности и рентабельности по завершенным операциям и их сравнение с прогнозируемыми значениями;
- проводят оценку достаточности применяемых мер контроля на индивидуальном уровне, где основным объектом СВК является отдельный работник, его мотивация и компетентность в процессе принятия решений;
- выявляют сферы существующих и потенциальных конфликтов интересов (т.е. условий, при которых служебное лицо в силу своих должностных обязанностей имеет возможность получения финансовой выгоды для себя или своих близких родственников), устраняют ошибки в распределении обязанностей и полномочий, вносят изменения в должностные инструкции работников и Положения о соответствующем подразделении;
- проводят периодические ревизии и проверки для установления адекватности применяемых мер контроля;
- вносят предложения по совершенствованию локальных нормативных правовых актов, установленных методик и процедур, программного обеспечения, изменению лимитов и т.п.;
- организуют подготовку и проведение зачетов по знанию нормативных документов, регламентирующих банковскую деятельность, в случаях, установленных законодательством;
- выявляют и устраняют возникающие непредвиденные ситуации, докладывают руководству о существенных сбоях и нарушениях и причинах их появления.
При установлении фактов, содержащих признаки хищения денежных средств и материальных ценностей, либо фактов обнаружения недостач на сумму 10 и выше базовых величин филиалы незамедлительно направляют сообщение областному управлению, которое в свою очередь информирует руководителя структурного подразделения центрального аппарата банка соответствующего направления банковской деятельности.
Не позднее третьего рабочего дня с момента установления любого из перечисленных фактов в вышеуказанное структурное подразделение центрального аппарата должны быть представлены материалы служебного расследования с указанием принятых по ним мер.
2. Структурные подразделения центрального аппарата по курируемым направлениям деятельности выполняют вышеперечисленные функции, кроме того:
- своевременно разрабатывают, пересматривают и представляют на утверждение Правлению банка проекты локальных нормативных правовых актов, в которых отражается строго регламентированный порядок совершения и контроля операций, порядок документооборота с обязательным указанием разделения полномочий и ответственности должностных лиц за выполняемые операции на всех стадиях их совершения;
- обрабатывают полученные от областных управлений предложения по совершенствованию СВК, отслеживают изменения внешних и внутренних условий для банка, на основе данной информации совершенствуют методику оценки и управления ключевыми рисками, а также механизмы внутреннего контроля, инициируют установление или изменение лимитов и ограничений на проведение операций, тарифов комиссионного вознаграждения и представляют на утверждение Правлению банка и его Комитетам;
- осуществляют методологическое сопровождение программных продуктов по курируемым направлениям деятельности;
- анализируют поступающую от областных управлений отчетность, проводят работу по унификации информационных потоков и усовершенствованию форм внутренней отчетности, уточняют методики расчета экономических показателей, определяют доходность и способы повышения эффективности проводимых банком операций;
- проводят оценку эффективности применяемой СВК на уровне областных управлений, и в целом на макроуровне по возглавляемому направлению деятельности банка, своевременно докладывают руководству банка о сомнительных и превышающих допустимые пределы рисков операциях, включая оценку и прогноз ситуации с учетом сложившихся обстоятельств;
- представляют руководству банка достоверную и своевременную информацию для принятия управленческих решений, принимают участие в разработке Основных направлений развития банка, кредитной, процентной, учетной и других политик банка;
- содействуют повышению квалификации кадров банка путем подготовки и проведения семинаров, совещаний, курсов повышения квалификации, обмена опытом, технической и экономической учебы, обеспечивают участие специалистов банка в учебных программах, проводимых вне пределов банка.

3.3. Роль и место службы внутреннего аудита
в системе внутреннего контроля.

Основной задачей службы внутреннего аудита является выполнение ревизионной, методологической и аналитической работы по оценке СВК банка в целом. При этом указанная служба не должна дублировать выполнение контрольных функций другими структурными подразделениями центрального аппарата (функциональными службами учреждений банка) и не должна мешать нормальному течению операционных процессов.
Функции службы внутреннего аудита существенно отличаются от функций иных подразделений банка, поскольку подразделения банка в своей деятельности имеют возможность осуществления всех трех видов контроля (предварительный, текущий и последующий) в определенных сочетаниях по своим направлениям деятельности банка, в то время как служба внутреннего аудита осуществляет лишь последующий контроль по направлению деятельности, определенному планом и программой проверки. Кроме того, специфической задачей службы внутреннего аудита является анализ процессов, протекающих в сфере операционной деятельности банка, в их взаимосвязи и развитии, от начала операции до ее завершения (например, проведение анализа отдельной сделки от момента инициирования до стадии предоставления финансовой отчетности), а также проверка и тестирование достаточности мер контроля на каждом этапе данного процесса.
Служба внутреннего аудита проводит периодическую оценку эффективности действующей в банке СВК по указанному направлению деятельности и представляет руководству информацию о степени достижения СВК такого состояния, при котором:
- СВК соответствует характеру и масштабам деятельности банка;
- система управления рисками обеспечивает выявление, анализ и регулирование рисков, существенно влияющих на результаты деятельности банка;
- разработанная стратегия, политика и внутренние процедуры предупреждают целенаправленные или случайные нарушения;
- СВК гарантирует быстрое выявление и устранение ошибок и нарушений в случае возникновения непредвиденных ситуаций.
Руководство банка обеспечивает надлежащее сотрудничество службы внутреннего аудита с другими подразделениями банка, независимость и возможность эффективного осуществления контрольных функций путем закрепления ее статуса и организационной структуры в Положении о службе внутреннего аудита.
Руководство банка определяет общие направления планирования работы службы внутреннего аудита и виды банковской деятельности, которые надлежит проверить. Служба внутреннего аудита разрабатывает планы и программы проведения проверок и ревизий с дальнейшим утверждением их Председателем Правления, а также осуществляет внеплановые проверки по отдельным направлениям, вопросам, сделкам согласно поручению Председателя Правления, Правления банка, Наблюдательного Совета.
Планирование проверок и ревизий должно строиться таким образом, чтобы первоочередному контролю подвергались определенные направления деятельности банка при изменении применяемых методик и процедур, при появлении новых банковских продуктов и услуг, при выявлении проблем и недостатков, имеющих систематический характер. Кроме этого, следует предусматривать увеличение частоты проведения проверок и объемов выборки в отношении следующих направлений:
- виды деятельности, оказывающие существенное влияние на общие показатели банка;
- виды деятельности, подверженные более высоким рискам.
Служба внутреннего аудита согласно утвержденным планам и тематике проверок выполняет следующие основные функции в СВК:
- контроль деятельности подразделений банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов Национального банка, локальных нормативных правовых актов, установленным процедурам, должностным инструкциям;
- тестирование применяемых операционных процедур на каждом этапе прохождения операции, оценка эффективности и достаточности применяемых мер контроля, адекватности установленных процедур протекающим операционным процессам, соответствия локальной нормативной базы действующему законодательству и условиям функционирования банка;
- рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов и установление возможности контроля за совершаемыми банком операциями, изложенными в проекте, при осуществлении проверок и ревизий;
- контроль за соблюдением в банке утвержденных методик оценки рисков и установленных ограничений рисков и лимитов;
- определение сфер потенциальных убытков для банка, условий, благоприятных для мошенничества, злоупотреблений и незаконного присвоения средств банка;
- выявление резервов повышения эффективности СВК в банке, подготовка предложений руководству по совершенствованию СВК;
- оказание действенной помощи в организации эффективной СВК подразделениям банка;
- повышение квалификации сотрудников службы внутреннего аудита для обеспечения компетентного и качественного контроля, организация совещаний, семинаров, курсов, консультационной работы по вопросам внутреннего аудита;
- анализ заключений внешнего аудита и сопоставление с материалами проверок и ревизий, проведенных внутренним аудитом банка.
Служба внутреннего аудита несет ответственность за объективную оценку системы внутреннего контроля, при этом ответственность за организацию и обеспечение условий для эффективного функционирования СВК возлагается на руководство банка.

4. Организация системы внутреннего контроля
за рисками банковской деятельности.

Эффективная система внутреннего контроля требует, чтобы на постоянной основе выявлялись и оценивались все риски, принимаемые на себя банком.
Практически ни у кого в финансовой сфере уже не вызывает сомнения необходимость управления финансовыми рисками.
Управление рисками в Банке организуется органами управления Банка (Общим собранием акционеров, Наблюдательным советом, Правлением Банка) в соответствии с их полномочиями, определенными Уставом АСБ «Беларусбанк». В приложении 1. приведена организационная и функциональная структура управления и контроля рисками органами управления банком.
Кредитный и Финансовый комитеты, Комитет по управлению активами и пассивами Банка осуществляют управление рисками в пределах полномочий, наделяемых Правлением Банка. (В приложении 2.).
Мониторинг ключевых рисков и их оценка, проводимые подразделениями банка и внутренними аудиторами должны быть частью повседневной деятельности банка.
В банке разработан локальный нормативный акт «Положение об управлении банковскими рисками.
В большей степени Банк подвергается следующим рискам:
- кредитный риск;
- риск ликвидности;
- процентный риск;
- валютный риск;
- межбанковский риск (разновидность кредитного риска);
- риск по операциям с ценными бумагами;
- риск несогласованности действий областных управлений, ОПЕРУ, филиалов и центрального аппарата Банка;
- операционный риск;
- информационный риск;
- правовой риск;
- риск потери репутации.
Осуществляется централизованное и децентрализованное управление рисками: централизованное управление производится на уровне центрального аппарата Банка, децентрализованное - на уровне учреждений Банка.
Управление рисками осуществляется с помощью следующих механизмов:
- перспективное и текущее планирование деятельности Банка (Концепция развития банка, Основные показатели развития Банка, бюджет, инвестиционная программа и т.д.);
- диверсификация активов Банка;
- предварительный и последующий анализ активно-пассивных операций Банка;
- установление лимитов и ограничений на определенные банковские операции;
- создание специального резерва на покрытие возможных убытков по активам Банка, подверженным кредитному риску в порядке, определенном Национальным банком Республики Беларусь, а также дополнительных резервов за счет прибыли, остающейся в распоряжении Банка;
- разделение полномочий центрального аппарата и учреждений Банка при централизованном и децентрализованном управлении рисками;
- управленческий и финансовый контроль на всех уровнях системы управления рисками;
- применение страхования и хеджирования (снижения риска за счет занятия инвестором противоположных по отношению к определенному фактору риска позиций), использование производных финансовых инструментов (фьючерсы, СВОПы, опционы, форварды и другие сделки);
- предварительный анализ надежности контрагентов;
- внедрение процедур «знай своего клиента»;
- включение элементов внутреннего контроля во все разрабатываемые процедуры совершения операций, подверженных операционному риску (осуществление перевода платежей, выдача наличных средств, предоставление кредитов и др.);
- обеспечение использования единых алгоритмов расчета показателей деятельности банка;
- изучение кадрового потенциала с целью оптимальной расстановки кадров и комплектации наиболее компетентными и грамотными специалистами;
- своевременная разработка и организация согласования разрабатываемых локальных нормативных правовых актов банка, включая изменения и дополнения к ним;
- своевременное внесение изменений и дополнений при необходимости в действующие нормативные акты в связи с изменением законодательства Республики Беларусь;
- выполнение рекомендаций, представленных в ходе аудиторских и других проверок в части минимизации рисков, связанных с банковскими операциями.
Управление рисками на уровне центрального аппарата и контроль за организацией процесса управления рисками в учреждениях Банка осуществляется департаментами в соответствии с направлениями деятельности:
- кредитным риском в части кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачи гарантий и поручительств, осуществлении факторинговых операций, операций с использованием векселей, лизинговых операций – кредитным департаментом; в части кредитования за счет иностранных кредитных линий – департаментом международных проектов; в части кредитования физических лиц – департаментом кредитования населения; в части межбанковского кредитования – Казначейством;
- риском ликвидности – в целом, Казначейством; в части перспективного планирования сбалансированности объемов привлекаемых и размещаемых ресурсных потоков – финансово-экономическим департаментом;
- валютным риском – Казначейством , управлением валютного контроля и регулирования;
- процентным риском – финансово-экономическим департаментом совместно с департаментами, осуществляющими привлечение и размещение ресурсов (кредитный, кредитования населения, вкладных и расчетных операций, международных и межбанковских расчетов, Казначейством, ценных бумаг, международных проектов, управлением по работе с юридическими лицами, РЦПК);
- межбанковским риском – Казначейством, департаментом международных и межбанковских расчетов;
- риском по операциям с ценными бумагами – департаментом ценных бумаг, Казначейством;
- риском несогласованности действий учреждений и центрального аппарата Банка – организационно-методологическим департаментом, структурными подразделениями центрального аппарата по направлениям деятельности;
- операционным риском – департаментами внутреннего аудита, ревизий, бухгалтерского учета, информационных технологий, безопасности совместно со структурными подразделениями центрального аппарата банка по направлениям деятельности;
- информационным риском – департаментами организационно-методологическим, информационных технологий совместно со структурными подразделениями центрального аппарата банка по направлениям деятельности;
- правовым риском – юридическим департаментом совместно со структурными подразделениями центрального аппарата банка;
- риском потери репутации – структурные подразделения центрального аппарата банка по направлениям деятельности.
Внутренний контроль в банке за банковскими рисками осуществляется департаментом внутреннего аудита, структурными подразделениями центрального аппарата в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, локальными нормативными правовыми актами.

4.1. Управление рисками.

Кредитный риск – риск неуплаты должником основного долга и процентов, причитающихся Банку в установленный договором срок.
К подверженным кредитному риску активам банка относятся:
- все виды кредитов юридическим и физическим лицам, включая межбанковские кредиты и депозиты;
- средства до востребования в банках и остатки на корреспондентских счетах;
- финансовая аренда (лизинг);
- операции по предоставлению векселя в заем, акцептам и авалям векселей, предоставлению отсрочки оплаты при выдаче векселя банка (далее – операции с использованием векселей), учет векселей;
- исполненные банковские гарантии и поручительства в денежной форме;
- финансирование под уступку денежного требования (факторинг);
При оценке кредитного риска анализируется динамика роста объема активных операций Банка, подверженных кредитному риску, проводится качественный анализ по составу активов, подверженных кредитному риску, по группам риска, формам собственности и видам деятельности клиентов, анализ их финансового состояния, соблюдения учреждениями и центральным аппаратом Банка нормативных актов в области кредитования, осуществления лизинговых, факторинговых операций, операций с векселями.
Факторы, повышающие кредитный риск:
- недостаточное или низколиквидное обеспечение активов, подверженных кредитному риску;
- значительный размер активов, подверженных кредитному риску, предоставленных клиентам, функционирующим в одной отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и общественное питание, транспорт, связь и т.д.);
- значительный размер активов, подверженных кредитному риску, предоставленных взаимосвязанным клиентам (юридическим и физическим лицам - клиентам, связанным между собой экономически и (или) юридически, а именно, имеющим общую собственность, взаимные гарантии и (или) обязательства, основные, дочерние и зависимые общества; а также имеющим совмещение одним физическим лицом руководящих должностей таким образом, что финансовые трудности одного из клиентов обусловливают или делают вероятным возникновение финансовых трудностей для других клиентов;
- несоблюдение действующего законодательства, нормативных правовых актов при выдаче и сопровождении активов, подверженных кредитному риску.
Для оценки кредитного риска финансово-экономическим департаментом используются следующие показатели:

Кредитный риск
Оптимальное значение
Динамика состояния активов, подверженных кредитному риску -
Активы, подверженные кредитному риску / Капитал  8
Сумма списанной безнадежной ко взысканию задолженности по активам, подверженным кредитному риску за счет резерва / Активы, подверженные кредитному риску -
Просроченная и сомнительная задолженность по активам, подверженным кредитному риску / Активы, подверженные кредитному риску не более 10 %
Коэффициент защищенности от кредитного риска = Резервы / Активы, подверженные кредитному риску -
Активы, подверженные кредитному риску за исключением межбанковских кредитов сроком до 1-го месяца / Платные пассивы 60-70%
Рост просроченных % по сравнению с предыдущим отчетным периодом

При отсутствии оптимальной величины показателя за минимально (максимально) допустимое значение принимается показатель на начало года.
К основным действиям Банка по управлению кредитным риском относятся:
- принятие решения о размещении ресурсов в активы, подверженные кредитному риску, коллегиальным органом – Кредитным комитетом банка, учреждения;
- диверсификация портфеля активов, подверженных кредитному риску, и инвестиций Банка, использование производных финансовых инструментов;
- предварительный анализ финансового состояния клиента;
- предоставление клиентом достаточного и ликвидного обеспечения обязательств;
- установление размеров процентных ставок по выдаваемым активам, подверженным кредитному риску, и соответствующий мониторинг;
- установление лимитов по активным операциям, подверженным кредитному риску;
- создание специального резерва на возможные потери по сомнительным долгам;
- принятие решения о направлении представителей Банка в качестве наблюдателей за хозяйственной деятельностью юридических лиц, не обеспечивающих своевременного возврата кредитов;
- соблюдение экономических нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь;
- контроль за структурой кредитного портфеля и его качественным составом;
Одним из основных инструментов управления кредитным риском является установление лимитов.
Максимальный размер риска на одного клиента или группу взаимосвязанных клиентов, на инсайдеров банка, максимальный размер крупных кредитных рисков, предельный размер межбанковского кредита устанавливаются Национальным банком Республики Беларусь.
Лимиты на проведение операций, подверженных кредитному риску, для областных управлений устанавливаются Правлением Банка.
Кредитные комитеты областных управлений в пределах полномочий принимают решения об установлении и последующем пересмотре аналогичных лимитов для подведомственных филиалов.
Казначейство обеспечивает соблюдение нормативов, установленных Национальным банком Республики Беларусь по операциям межбанковского кредитования, и осуществляет сопровождение этих операций по межбанковскому кредитованию;
Финансово-экономический департамент ежемесячно проводит анализ кредитного риска в целом по активам, подверженным кредитному риску, и при необходимости подготавливает Финансовому комитету предложения с учетом оптимального значения рисков по его снижению и оптимизации структурными подразделениями центрального аппарата;
Финансово-экономический департамент при разработке Основных направлений развития Банка и расчете бюджета определяет величину доходных активов, достаточную для покрытия всех издержек Банка и образования в необходимом объеме резерва по сомнительным долгам.

Риск ликвидности - риск того, что Банк не сможет своевременно выполнять свои обязательства или для этого потребуется продажа отдельных активов Банка на невыгодных условиях, а также риск потери доходов Банка из-за избытка высоколиквидных активов.
Оценка риска ликвидности производится с применением следующих показателей:
- мгновенная ликвидность;
- текущая ликвидность.
Управление риском ликвидности осуществляется учреждениями, центральным аппаратом Банка в соответствии с разделением полномочий по направлениям деятельности.
Казначейство ежедневно обеспечивают необходимый уровень мгновенной и текущей ликвидности Банка;
- осуществляют управление объемами и сроками операций с высоколиквидными ценными бумагами, сроками проведения операций на межбанковском рынке и с Национальным банком Республики Беларусь, состоянием валютной позиции банка с целью создания и поддержания на достаточном уровне ликвидности;
- осуществляют текущее планирование и управление ликвидностью на основе ежедневной информации об активах и пассивах;
- проводит работу по приобретению средств на межбанковском, внебиржевом рынках и у Национального Банка Республики Беларусь, продаже высоколиквидных ценных бумаг для поддержания мгновенной, текущей ликвидности;
- ежедневно оценивает риск ликвидности, принимает меры по сокращению риска ликвидности.
Финансово-экономический департамент совместно с другими заинтересованными департаментами осуществляет перспективное планирование ликвидности посредством ежегодной разработки и, при необходимости, периодического уточнения Основных показателей развития Банка, где учитываются планируемые поступление и использование средств, прогнозируется состав и структура активов, пассивов и финансового результата деятельности Банка;
При проведении операций структурные подразделения центрального аппарата, учреждения Банка руководствуются лимитами и условиями, установленными соответствующими органами управления банка в пределах полномочий, закрепленных Уставом банка.


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.