Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: УРСОВАЯ МАКРО - Расчет и анализ взаимосвязи макроэкономических показателей. Условие общего экономич


Введение.

Макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая изучает поведение экономики, рассматриваемой как единое целое: её подъёмы и спады, проблемы инфляции, безработицы. Следует отметить, что некоторые вопросы макроэкономики относятся к экономике страны, а некоторые могут иметь последствия и для целого ряда стран (например, мировые нефтяные или финансовые кризисы). В этом случае мы имеем дело с глобальным макроэкономическим анализом.
Объектом исследования макроэкономики выступает национальная экономическая система, обеспечивающая условия национального воспроизводства. Предметом макроэкономики выступает совместное агрегированное экономическое поведение хозяйствующих субъектов. В роли агрегированного субъекта выступают не обособленные и маломощные хозяйствующие субъекты, а крупные сектора национальной экономики: сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государственный сектор, сектор заграницы.
Основной проблемой и условием стабильного функционирования национальной экономики выступает общее равновесие. В рыночной экономике это равновесие совокупного спроса и предложения на всех рынках товаров и услуг, ресурсов, капитала и денег. В связи с этим в макроэкономике подробно используются факторы общего равновесия, а также основные формы макроэкономической нестабильности: экономические кризисы, безработица, инфляция.
Макроэкономика детально раскрывает воспроизводственный аспект экономических отношений, включающих собственно производство, обмен, распределение, потребление и проявляющихся в целом обществе. При этом, нормальное протекание процесса воспроизводства предполагает использование денежно-кредитных, финансовых и налоговых рычагов. Государством проводится бюджетно-налоговая, денежно-кредитная и валютная политика.
Макроэкономической проблемой является формирование доходов населения – источника спроса, сбережения и ресурсов для банковской системы, а также инвестиций. В рыночной экономике происходит дифференциация доходов, расширяется круг их источников, что вместе с проблемами социальной обеспеченности и защиты населения является объектом социальной политики государства, ориентированной на достижение конечных целей общества.

Вывод: Макроэкономика есть особый раздел фундаментальной экономической теории, изучающий закономерности и условия функционирования национальной экономической системы с точки зрения обеспечения устойчивого и долговременного экономического роста, полной занятости, минимизации уровня инфляции, рационального использования национальных факторов производства и равновесия платежного страны.

Цель курсовой работы: рассчитать и проанализировать взаимосвязь макроэкономических показателей, а также рассмотреть условие достижения общеэкономического равновесия.

Задача курсовой работы: рассчитать макроэкономические показатели и определить взаимосвязь между ними, проанализировать макроэкономическое равновесие и его регулирование на товарном рынке, изучить совместное макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках (модель IS-LM).

Заключение.

На основе проделанной работы можно сделать выводы:
1. Располагаемый доход составил 453 млрд. долл., а сбережение домашних хозяйств – 140 млрд. долл.
2. Уровень безработицы получили равным 9 %.
3. Потенциальный уровень ВВП составляет 665,95 млрд. долл., т.е. потери ВВП составляют 49,95 млрд. долл.
4. Фактический уровень безработицы составляет 6,8%, тогда циклическая безработица составляет 0,8%.
После того, как мы нашли на какую величину изменятся налоги и гос.расходы и посчитали сольдо государственного бюджета, мы увидели ,что в обеих случаях до вмешательства государства бюджет был сбалансированным, а после вмешательства государства имеет место дефицит. Из найденного, можно сделать вывод, что правительство должно применять стимулирующую фискальную политику. Этот вид фискальной политики применяют в целях снижения темпов инфляции. Фискальная рестрикция заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер.
Исследуя макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках можно заметить, что при увеличении государственных расходов происходит нарушение равновесия рынка и новое равновесие достигается при более высокой ставке процента и равновесном доходе. Равновесие в экономике, при наших значениях наступает при ставке процента равной 16 % и равновесном уровне дохода равном 660 млрд. долл.
Так же мы увидели, что при увеличении государственных расходов на величину ∆G = 40 млрд.долл. возник «эффект вытеснения», величина которого составила 66,7 млрд.долл. И, сделали вывод: чтобы его нейтрализовать, Центральный Банк должен увеличить денежное предложение на 40 млрд.долл.

Список литературы:

1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф макроэкономика учебник – под редакцией Сидоровича А.В –Мн: 2004
2. Основы экономической теории (макроэкономика) Н.И.Цветков, Г.Ф.Кравцова, Т.И.Островская, Хабаровск: ДВГУПС, 2001 Гальперин В.Н макроэкономика – С.- Пб.:1998.
3. Лемешевский И.М., Макроэкономика – Мн., ООО «ФУАинформ», 2004
4. 2.Селищев А.С. Макроэкономика.-С-Пб, «Питер», 2000
5. 3.Дорбнуш Р., Фишер С., Макроэкономика.-М., «Инфра-М»,1997
6. http://www.ecsocman.edu.ru

1. Расчет макроэкономических показателей и определение взаимосвязей
между ними.

Расчет ВВП и других показателей СНС.
ВВП (валовой внутренний продукт) является основным показателем системы национальных счетов (СНС). ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение одного года внутри данной страны. Конечная продукция – продукция, которая идёт в конечное потребление и не предназначена для дальнейшей переработки или перепродажи.
Существует три способа определения ВВП:
1. по расходам (метод конечного использования);
2. по доходам (распределительный метод);
3. по добавленной стоимости (производственный метод).

ВВП по потоку расходов, рассчитывается как сумма всех расходов экономических субъектов и включает в себя:
1) личные потребительские расходы (С) – расходы домашних хозяйств на приобретение товаров текущего потребления (до 1 года), товаров длительного пользования, оплату разнообразных услуг, но не включают расходы на покупку жилья (относится к инвестиционным расходам);
2) валовые частные внутренние инвестиции (I) – расходы, которые способствуют увеличению общей величины физического капитала: инвестиции в основной капитал, инвестиции в жилищное строительство, увеличение производственных запасов,
I = чистые инвестиции + амортизация;
3) государственные закупки товаров и услуг (G), которые включают расходы на содержание государственных организаций и учреждений, а также государственные инвестиции, но не включают трансфертные платежи (строительство школ, дорог, содержание армии, государственного аппарата управления и пр.);
4) чистый экспорт (Xn), равен экспорту товаров, произведенных в стране и проданных за границу, за вычетом импорта иностранных товаров.
ВВПр = С+I+G+ Xⁿ

ВВП по потоку доходов, рассчитывается как сумма денежных доходов собственников факторов производства, амортизационных отчислений и доходов государства в виде различных косвенных налогов. Более детальное рассмотрение ВВП как потока доходов позволяет выделить следующие компоненты:
1) заработная плата работников;
2) процент на ссудный капитал;
3) доходы владельцев собственности;
4) рентные платежи;
5) амортизационные отчисления – денежные средства для восстановления основного капитала в процессе его физического или морального износа;
6) прибыль некорпоративного предпринимательского сектора;
7) прибыли корпораций (акционерных обществ и т.п.). Складывается из налога на прибыль, дивидендов и «чистой (нераспределенной) прибыли»;
8) косвенные налоги: «с оборота», «на реализацию», «на добавленную стоимость», акцизы, таможенные пошлины, сборы и т.д.;
Субсидии не включаются.

Даны следующие макроэкономические показатели (млрд. долл. США).
Таблица 1.1
Чистые косвенные налоги с предприятий 36
Заработная плата 279
Проценты по государственным облигациям 7
Арендная плата 22
Доходы от собственности 64
Экспорт 20
Стоимость потребленного капитала 56
Государственные закупки товаров и услуг 95
Дивиденды 48
Нераспределенная прибыль предприятий 21
Процентные платежи 39
Валовые инвестиции 121
Трансфертные платежи 40
Расходы на личное потребление 413
Импорт 33
Индивидуальные налоги 19
Налог на прибыль предприятий -
Взносы на социальное страхование 27
Чистые инвестиции -
Прибыль предприятий 120

1) Рассчитаем ВВП по потоку доходов и расходов:
Налог на прибыль = прибыль предприятий - дивиденды - нераспр. прибыль
Налог на прибыль = 120 – 48 – 21 = 51
Чистые инвестиции = валолвые инвестиции – амортизация
Чистые инвестиции = 121 – 56 = 65

ВВПр = 413+121+95+20-33 = 616 млрд. долл. США
ВВПд = 279+39+64+22+56+120+36 = 616 млрд. долл. США

2) Рассчитаем величину располагаемого дохода (РД):
ЧВП = ВВП – амортизация
ЧВП = 616-56 = 560 млрд. долл. США
НД = ЧВП – ЧКН
НД = 560-36= 524 млрд. долл. США
ЛД = НД - взносы на соц. страхование – налог на прибыль – нераспределенная прибыль предприятий + сумма трансфертов + проценты по гос. долгу
ЛД = 524-27-51-21+40+7 = 472 млрд. долл. США
РД = ЛД – индивидуальный налог
РД = 472-19 = 453 млрд. долл. США

3) Рассчитаем сбережения домашних хозяйств:
Sp = РД – потребительские расходы
Sp = 453 – 413 = 140 млрд. долл. США

Определение влияния циклической безработицы на уровень ВВП.
Безработица – особое состояние национальной экономики, когда определенная часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой.
Существуют следующие виды безработицы:
• Фрикционная, или текущая безработица – это безработица, связанная с отсутствием работы в связи со сменой места жительства, поиском лучше оплачиваемого рабочего места, семейными обстоятельствами, а также неудовлетворенностью содержанием труда, социальным микроклиматом на прежнем месте работы.
• Структурная, или технологическая безработица - это безработица среди тех, чьи навыки к труду на текущий момент окончательно устарели.
• Конъюнктурная (циклическая) безработица вызывается недостаточной величиной совокупного спроса, имеющая место в период спада экономического цикла. Имеет еще одно название – «безработица недостаточного спроса».
• Естественная безработица – количественно есть сочетание фрикционной и структурной безработицы. Рассматривается как допустимый резерв рабочей силы, необходимый для стабильного функционирования нац. экономики в рыночных условиях.
• Скрытая безработица характеризуется неполной занятостью в течении рабочего дня, недели, месяца или года.
• Застойная безработица – часть трудоспособного населения, которая на данный момент окончательно разочаровалась в поисках работы и прекратила подобные поиски.
Уровень безработицы – это доля безработных в общей численности экономически активного населения.

Таблица 1.2 Структура населения страны (млн. чел.)

Общая численность населения A 161

Дети до 16 лет и люди находящиеся в длительной изоляции B 54

Выбыли из состава рабочей силы C 47
Безработные D 5,4

Работники, занятые неполный рабочий день и ищущие работу E 0,5

1) Рассчитаем уровень безработицы:
Уровень безработицы = число безработных / число рабочей силы * 100%
Уровень безработицы = D/(А-В-С)=5,4/(161-54-47)*100%=9%

2) Если в данном году естественный уровень безработицы составил 6%, определим потери ВВП, вызванные циклической безработицей, коэффициент Оукена равен 2,5, по формуле (У*-Уф)/У*=(Uф-U*), где У* - потенциальный объем производства, Уф – фактический объем производства,  - коэффициент Оукена, Uф и U* - фактическая и естественная безработица соответственно, найдем У*:
(У*-616)/ У*=2,5(0.09-0.06),
У* = 665,95 млрд. долл. США.
Таким образом, потенциальный уровень ВВП составляет 665,95 млрд. дол., а потери ВВП составят 49,95 млрд. дол. соответственно.

3) Определим на какую величину изменится фактический объем ВВП, если уровень циклической (конъюнктурной) безработицы возрастет на 1%.
Конъюнктурная безработица составит 4%, тогда из уравнения (У*-У`ф)/У*=(Uф-U*) следует (665,95-У`ф)/665,95=2,5(0.09-0.06+0,01), У`ф=599,35. Значит, фактический объем ВВП снизится с 616 до 599,35 млрд. долл. США, т.е. на 16,65 млрд. долл. США.

1.3 Определение взаимосвязей между уровнем инфляции и безработицы.
Существует взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Наличие подобной взаимосвязи заставляет вносить существенные коррективы в программы по борьбе с безработицей и инфляцией. При этом главная «интрига» состоит в том, что две основные формы макроэкономического неравновесия – инфляция и безработица – внешне взаимно отрицают друг друга. Например, подавление инфляции вполне может обернуться возрастанием в стране безработицы, и наоборот.
Впервые такую зависимость обнаружил австралийский экономист А. Филипс. Был сделан вывод о том, что при некотором «естественном» уровне безработицы уровень заработной платы постоянен. Если безработица пойдёт на убыль (возрос спрос на рабочую силу), то будет наблюдаться быстрый рост заработной платы, а также и цен. И наоборот, снижение спроса на рабочую силу (т. е. сокращение занятости и рост безработицы) и доходов домашних хозяйств вызовет снижение уровня цен.
В современной формулировке кривая Филлипса показывает обратную взаимосвязь между темпами инфляции и нормой безработицы. Чем выше темп инфляции, тем ниже доля безработных. На кривой Филлипса наглядно представлена альтернатива выбора между инфляцией и безработицей. Можно манипулировать совокупным спросом для выбора определённых показателей безработицы и инфляции на этой кривой для краткосрочного периода.


Рис. 1.1. Зависимость между безработицей и уровнем инфляции

Кривая Филлипса выражает зависимость уровня инфляции от трёх факторов:
1. ожидаемой инфляции (π );
2. отклонения уровня безработицы от естественного уровня (U – U*);
3. шокового изменения предложения (ε):
π = π + β (U – U*) + ε.
В долгосрочном периоде зависимость между безработицей и инфляцией исчезает. В итоге краткосрочная кривая Филлипса вырождается в долгосрочную вертикальную прямую на уровне «естественной нормы» безработицы (см. линию EоВ).

Кривая Филлипса задана уравнением:
π = π + β (U – U*) + ε ,
где π и π - фактический и ожидаемый уровни инфляции соответственно,
U и U* - фактический и естественный уровень безработицы соответственно.
ß- коэффициент Оукена,
ε – резкие ценовые изменения (шоки) предложения.
Определим каким должен быть уровень циклической безработицы в текущем году, чтобы уровень инфляции снизился по сравнению с предыдущим годом на 2%. Естественный уровень безработицы равен 6%, коэффициент Оукена - 2,5.
Предположим, что ε= 0.
Подставим данные в уравнение π = π + ß(U-U*)+ε :
- 0,02 = - 2,5(u - 0,06)+0.
Значит, U (фактический уровень безработицы) = 6,8%, тогда циклическая безработица составит 6,8-6=0,8%.
Таким образом, для того чтобы уровень инфляции снизился по сравнению с предшествующим годом на 2%, циклическая безработица в текущем году должна быть равна 0,8 %.

Вывод:
5. Расчет ВВП по доходам и расходам составил 616 млрд. долл.
6. Располагаемый доход составил 453 млрд. долл., а сбережение домашних хозяйств – 140 млрд. долл.
7. Уровень безработицы получили равным 9 %.
8. Потенциальный уровень ВВП составляет 665,95 млрд. долл., т.е. потери ВВП составляют 49,95 млрд. долл.
9. Фактический объем ВВП снизился на 16,65 млрд. долл. и составляет 599,35 млрд. долл.
10. Фактический уровень безработицы составляет 6,8%, тогда циклическая безработица составляет 0,8%.

2. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке и его регулирование.
Макроэкономическое равновесие – устойчивое, сбалансированное и долговременное экономическое развитие, которое характеризуется постоянным повышением экономической эффективности использования национальных факторов производства и уровня жизни населения.
2.1 Определение равновесного уровня национального дохода. Мультипликатор автономных расходов.
Основными моделями равновесия на товарном рынке, является модель Кейнсианского креста и модель «изъятия-инъекций».
Т.к. все функции в данной работе кейнсианские, я буду пользоваться Кейнсинской моделью.
Экономику страны характеризуют следующие данные (млрд. долл.):
Таблица 2.1
Автономное потребление (Са) 90
Предельная склонность к потреблению (МРС) 0,8
Автономные инвестиции (I) 50
Автономные инвестиции (I1) 90

Функция потребления: У = С+I, С = Са + MPC*Y, где
У – уровень дохода;
С – потребление;
I – инвестиции;
Са – автономное потребление;
MPC – предельная склонность к потреблению;

а) Необходимым условием достижения равновесия в экономике является равенство совокупного спроса и совокупного предложения AD = AS. Абстрагируемся от и G (предполагается закрытая от внешнего мира экономика и государственные расходы равны 0). Таким образом, AD = C + I. Попробуем отобразить зависимость элементов совокупного спроса от дохода Y графически.

Теперь обратимся к инвестиционным расходам I. Поскольку предприятия и фирмы руководствуются вопросом эффективности (превышением результата над затратами), то их будут интересовать проекты, для которых ожидаемая норма прибыли (результат) будет выше ставки банковского процента (плата за кредит, т.е. расходы). Их не будет мотивировать уровень дохода, другими словами, инвестиционные расходы I не зависят от уровня дохода Y. График инвестиционных расходов примет горизонтальную форму.

Совместим оба графика:

Как теперь из множества точек, составляющих график планируемых расходов, найти равновесную? Как уже отмечалось, равновесие наступит при AD = AS. Графически это можно отобразить следующим образом:

Соединим два предыдущих графика, которые образуют собой «крест Кейнса»:

Экономика достигает равновесия в точке А, пересечения прямой планируемых расходов и прямой AD – AS.
Таким образом, для нахождения равновесного уровня дохода совместим два следующих уравнения:
C = Ca + MPC * Y
Y = C + I.

Y=90+0,8*Y+50
0,2Y=140
Y =700 (млрд. долл.)

Модель I=S
То, что валовые внутренние частные инвестиции в качестве финансового источника предполагают сбережения – это мы уже выяснили.
Теперь сделаем более принципиальное заявление: современная макроэкономическая модель достижения общего равновесия (AD=AS) через синтез частных пропорций предполагает обеспечение равенства сбережений и инвестиций.
Если сбережения оказываются больше инвестиций, то это означает, что изъятия превышают инъекции и можно ожидать спада объемов национального производства. В силу того, что сокращение объема спроса на предметы потребления (из-за сбережений) не компенсируются ростом спроса на капитальные блага. Кроме того, будет обозначено отставание в развитии производственных мощностей, что уже в ближайшее время негативно скажется на темпах экономического роста.
Наоборот, если инвестиции окажутся больше сбережений, то возникает опасность инфляции.
Чтобы несколько упростить анализ, представим, что в определенный период времени инвестиции складываются на одном уровне и если увеличиваются, то весьма незначительно. В итоге линия инвестиций будет иметь слегка восходящий характер вслед за ростом дохода.

До точки Е0 сбережения имеют место, но они меньше инвестиций. Инвестиции осуществляются в том числе и за счет сокращения ранее созданных товарно-материальных запасов. Могут иметь место и вынужденные сбережения (инфляция и обесценивание денежных вкладов, доход от эмиссии). Положительным моментом выступает лишь то, что инвестиции, способствуя увеличению объема выпуска, толкают национальную экономику в точку равновесия Е0 , где достигается равенство инвестиций и сбережений.
Правее от точки Е0 ситуация иная: возросшие сбережения заметно превышают инвестиции. Поэтому часть созданного продукта не удается реализовать. Бизнес будет вынужден пойти на увеличение запасов товарно-материальных ценностей.
Однако уравновешивание инвестиций и сбережений за счет прироста производственных запасов может осуществляться лишь до определенного момента. Из-за ухудшения структуры баланса у предприятий возрастет спрос на краткосрочный кредит, что также сократит в банковском секторе финансовые ресурсы, пригодные для долгосрочного кредитования.
Вместе с тем удар будет нанесен и по сложившемуся механизму сбережений. Прежде всего сокращение доходов ухудшит условия для сбережений. Их сокращение будет способствовать возврату в точку равновесия инвестиций и сбережений.

Отличие классической модели сбережений и инвестиций, от кейнсианской, заключается в том, что и величина сбережений и инвестиций зависят от одного и того же фактора – ставки процента, поэтому на товарном рынке равновесие устанавливается автоматически. Чем выше ставка процента, тем менее целесообразными являются инвестиции в производство, т.е. инвестиции классической модели тем больше, чем больше предельная производительность капитала и тем меньше, чем меньше ставка процента. В классической модели всегда I=S, поэтому если растут сбережения, то на такую же величину увеличиваются инвестиции. В результате никакого сокращения дохода не происходит.

б) Сопоставив данные потенциального уровня ВВП из раздела I (Y*=665,95) с равновесным определили что в экономике существует инфляционный разрыв, величина которого находится в виде разницы между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS). Если же потенциальный уровень ВВП больше равновесного уровня ВВП, то ситуация характеризуется наличием рецессионного разрыва.
Величина разрыва определяется следующим образом:
Разрыв = AD – AS
AD = Ca + MPC*Y* + I = 90+0,8*665,95+50 = 672,76 (млрд. долл.) AS = Y* = 665,95 (млрд.долл.США);
AD – AS = 672,76 – 665,95 = 6,81 (млрд. долл.).
Т.е. величина инфляционного разрыва в нашем случае составляет 6,81 млрд. долл.
Рецессионный разрыв – величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВВП до неинфляционного уровня полной занятости.

Инфляционный разрыв — величина, на которую кривая совокупных расходов должна сместиться вниз, чтобы соответствовать уровню неинфляционного Y*, произведенного при полной занятости.
— превышение расходов правительства над доходами, полученными в результате сбора налогов и займов у населения. Это превышение финансируется за счет расширения денежной массы путем печатания бумажных денег или за счет займов у банков.

в) Будем считать, что располагаемый доход распадается только на потребление и сбережение: Y = C + S.
Потребительские расходы населения или кратко потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Можно сказать, что потребление – это количество товаров и услуг, которые приобретены и потреблены в течение определённого периода времени.
Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. При этом, согласно кейнсианской теории, большую роль играет психологический фактор. Его суть в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход.
С = Са + МРС * Y, где
Ca – автономное потребление, часть потребления, которая не зависит от величины текущего располагаемого дохода. При текущем доходе равном нулю, осуществляется за счет ранее сделанных сбережений, распродажи в том числе имущества или «залезая в долги» (при Y=0, Са ≠ 0);
MPC (marginal propensity to consume) – предельная склонность к потреблению, соотношение между изменением потребления (С) и изменением дохода (Y);
– коэффициент, который показывает, на сколько изменится потребление при изменении дохода на 1 ед. , 0 < MPC < 1.
Y – национальный доход.

С ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться, путешествовать и одновременно растут его сбережения. Абсолютно растут и потребление и сбережения, но относительная доля потребления все более и более сокращается, а доля сбережений растет. Следует заметить, что на практике предельная склонность к потреблению не изменяется ежемесячно столь стремительно и нередко остается одной и той же величиной на протяжении длительного периода времени.
Сбережения (S) – часть располагаемого дохода, которая в текущий момент не потребляется, а откладывается. Сбережения определяются как доход домохозяйств за вычетом потребления.
Мотивами сбережения домашних хозяйств являются:
1) покупки дорогостоящих товаров и туризм;
2) удовлетворения потребностей в будущем;
3) обеспечение в старости;
4) страхование от непредвиденных обстоятельств (болезнь, несчастный случай и т.д.);
5) обеспечение детей в будущем и т.п.

Согласно классической экономической теории, основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является ставка процента: если она возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций.

Согласно кейнсианской экономической теории, не ставка процента, а величина располагаемого дохода домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влияние ставки процента вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потребление и сбережения.

Соотношение между предельной склонностью к сбережению и предельной склонностью к потреблению, выглядит следующим образом: С + S = Y, тогда МРС + MPS = 1.
S = Sa + (1-MPC)*Y,
S = Sa + MPS * Y.

Определим равновесный уровень потребления и сбережений.
Равновесный уровень потребления равен:
C = 90 + 0,8 * 700 = 650 (млрд. долл.),
А уровень сбережений найдём, исходя из равенства Y = C + S. Следовательно величина сбережений:
S = Y – C = 50 (млрд. долл.)

г) Определим, как изменится равновесный объём производства, если автономные инвестиции возрастут до I = 90 млрд. долл. Для этого подставим в формулу Y=C+I, вместо значения I, значение I1:
Y=C+I1=90+0.8*Y+90 Y=900 (млрд. долл.).
Т.о. равновесный объём производства увеличится с 700 до 900 млрд. долл., а его изменение составит 200 млрд. долл.

Покажем ситуацию графически:

д) Соотношение между общим изменением реального дохода и первичным расходов отражает коэффициент мультипликатора затрат (m). Дословно мультипликатор означает “множитель”: m = ∆Y/∆C.
Мультипликатор автономных расходов – это отношение изменения равновесного уровня национального дохода к вызвавшему его исходному изменению уровня расходов. Он показывает, на сколько увеличится национальное производство при увеличении автономных расходов на единицу.
Следует подчеркнуть, что мультипликационный эффект могут вызвать любые автономные затраты, включая и государственные расходы, прирост экспорта. В качестве эффекта (результат) может выступить не только увеличение национального дохода, но и уровня занятости. Мультипликатор расходов рассчитывается по формуле: m = 1 / 1 – MPC = 1 / MPS .

В нашем случае мультипликатор автономных расходов составит:
m = 1 / (1 – MPC) = 1 / (1 – 0,8) = 5.

Чем выше склонность к потреблению, тем больше мультипликатор расходов m, тем большее увеличение национального дохода будет сопровождать первоначальный прирост инвестиций и наоборот.
Кейнсианская теория доказывает (на примере инвестиций), что при росте инвестиций происходит увеличение валового национального продукта. Этот нарастающий эффект получил название мультипликационного. Эффект мультипликатора связан с тем, что, во-первых, в экономике происходит постоянный кругооборот доходов и расходов. То, что расходуют одни экономические субъекты на приобретение товаров и услуг, другие получают в качестве доходов. Во-вторых, изменение размеров дохода вызывает адекватное изменение потребления и сбережений. Мультипликатор обратно пропорционален склонности к сбережению и прямо пропорционален склонности к потреблению.
И, наконец, следует подчеркнуть, что эффект мультипликатора расходов может проявить себя не вообще в абстрактно взятой экономике, а лишь в условиях экономики неполной занятости ресурсов, поскольку при полной занятости неоткуда будет черпать дополнительные рабочие руки и производственные мощности.

2.2 Макроэкономическая политика и ее влияние на равновесие товарного рынка.
Предположим, что государство вмешивается в экономику и ситуация характеризуется следующим образом:

Таблица 2.2
Государственные расходы (G) 40
Налоги (T) 50
Трансфертные платежи (F) 10
Автономные инвестиции (I) 50
Автономное потребление (Са) 90
Предельная склонность к потреблению (MPC) 0,8

Функция потребления имеет вид:
С = Са + MPC*(У – Т + F),

Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций.
Трансфертные платежи — одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.).
а) Рассчитаем новый уровень равновесного дохода:

Y = С +I+ G
Y = 90+0,8*( У-50+10)+50+40,
Y =740 (млрд. долл.)

б) Для достижения потенциального уровня ВВП (Y*), который составляет 665,95 (млрд. долл.) правительство должно изменить расходы (при прочих равных условиях).
• Определим, на какую величину должен измениться национальный доход (Δ Y). Для этого найдём разницу между потенциальным и равновесным уровнем дохода:
∆ Y = Y * - Y = 665,95-740 = -74,05 (млрд. долл.)
Т.е. национальный доход должен сократиться на 74,05 млрд. долл.

• Найдём величину мультипликатора государственных расходов (m):
m = 1/ (1 – MPC) = 1/ (1 – 0,8) = 5
Мультипликатор государственных расходов – это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз прирост дохода выше, чем вызвавший его прирост государственных расходов.

• Определим, на какую величину изменятся государственные расходы:
Δ Y = m * ΔG
ΔG = Δ Y / m = -74,05 / 5 = -14,81 (млрд.долл.).
Таким образом, правительство, для достижения потенциального уровня ВВП, должно уменьшить гос. расходы на 14,81 млрд.долл..

• Отобразим графически изменения в кривой планируемых расходов:

• Определим, как измениться сальдо государственного бюджета, по следующей формуле: Сальдо = T – G – F
Таблица 2.3 Сальдо государственного бюджета
Доходы Расходы Сальдо
До вмешательства правительства Т = 50
(млрд. долл.) G+F = 40+10 = 50 (млрд. долл.) Имеет место сбалансированный госбюджет.
После вмешательства правительства Т = 50
(млрд. долл.) G+F =25,19+10 = 35,19
(млрд. долл.) Имеет место профицит госбюджета, его величина составляет 14,81 млрд. долл.

в) С целью достижения потенциального уровня ВВП (Y * = 665,95 млрд.долл.), правительство изменяет налоги (при прочих равных условиях).
• Найдём величину мультипликатора налогов(m):
m = -MPC / (1 – MPC) = -0,8 / (1 – 0,8) = -4
Мультипликатор налогов – это числовой коэффициент, который показывает, во сколько раз прирост дохода выше, чем вызвавший его прирост налоговых поступлений.

• Определим, на какую величину изменится объём налоговых поступлений:
Δ Y = m * ΔT;
ΔT = Δ Y / m = 74,05 / -4 = -18,5 (млрд. долл.)
Отрицательная величина указывает на обратную связь между ростом налогов и увеличением уровня равновесного дохода. аким образом, правительство, для достижения потенциального уровня ВВП, должно увеличивать налоги на 31 млрд. долл.

• Отобразим графически изменения в кривой планируемых расходов:

• Определим, как измениться сальдо государственного бюджета, по следующей формуле: Сальдо = T – G – F

Таблица 2.4 Сальдо государственного бюджета
Доходы Расходы Сальдо
До вмешательства правительства Т = 50
(млрд. долл.) G+F = 40+10 = 50
(млрд. долл.) Имеет место сбалансированный госбюджет.
После вмешательства правительства Т = 68,5
(млрд. долл.) G+F = 40+10 = 50
(млрд. долл.) Имеет место профицит госбюджета, его величина - 18,5 (млрд. долл.)

Основным способом государственного регулирования является проведение фискальной политики. Фискальная политика государства есть целенаправленные мероприятия государства по мобилизации и рациональному использованию финансовых ресурсов, необходимых для выполнения соответствующих функций, на основе действующего законодательства. Поэтому ФП представляет собой совокупность конкретных мер правительства по изменению гос.расходов, налогообложения и общего состояния госбюджета, которые направлены на достижение соответствующих задач социально-экономического развития. Ее основными задачами являются: сглаживание колебаний экономического цикла, обеспечение темпов экономического роста, достижение высокого уровня занятости, снижение инфляции.
Фискальная политика в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации делится на дискреционную и недискреционную (автоматическую).
Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и государственными расходами с целью изменения объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорение экономического роста. Эта политика связана, прежде всего, с осуществлением правительственных программ занятости, социальной, а также с изменением налоговой политики.
Встроенная стабильность основана на тех механизмах, которые работают в рамках саморегулирования и автоматически реагируют на изменение положения в экономике. Эту политику называют автоматической фискальной политикой, или политикой встроенных стабилизаторов.
Есть смысл выделять долгосрочную, среднесрочную и конъюктурную фискальную политику.
В том случае, когда фискальная политика выстраивается в зависимости от фазы промышленного цикла, называется антициклической. В рамках такой политики различают стимулирующую и сдерживающую ФП.
Стимулирующая ФП имеет место в период спада экономики. Главная задача: смягчить грядущий кризисный спад и ускорить его преодоление. Основное содержание – рост государственных расходов и снижение налогов.
Рассмотренная классификация позволяет нам сделать вывод о том, что в нашем случае имеет место сдерживающая дискреционная политика, основное содержание которой – сокращение гос.расходов и увеличение налоговой нагрузки. При этом нужно быть готовым к тому, что подавление инфляции спроса может обернуться увеличением безработицы, а сдерживание объема выпуска переродиться в стагфляцию.

Вывод:
По данным раздела определили, что равновесный уровень дохода, из соотношения Y=C+I, равен 700 млрд. долл. Т.к. найденный уровень дохода, больше потенциального, в нашем случае имеет место инфляционный разрыв, величина которого 6,81 млрд. долл. Равновесные уровни сбережений и потребления равны 50 и 650 млрд. долл. соответственно. Изменение равновесного дохода при росте инвестиций с 50 до 90 млрд. долл. составило 200 млрд. долл., т.к. мультипликатор автономных расходов равен 5.
После вмешательства государства равновесный уровень дохода составил 740 млрд. долл. Так как разница между потенциальным и равновесным уровнями дохода равна 74,05 млрд. долл. (равновесный уровень ВВП больше), то, с целью снижения темпов инфляции и соответственно достижения потенциального уровня ВВП, правительство должно уменьшить государственные расходы на 14,81 млрд. долл., или увеличить налоги на 18,5 млрд. долл. Мультипликатор государственных расходов равен 5, а величина мультипликатора налогов составляет -4.
В обоих случаях до вмешательства правительства имел место сбалансированный государственный бюджет, а после вмешательства – профицит госбюджета.

3. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежных рынках: модель IS–LM.
Модель IS-LM (инвестиции - сбережения, предпочтение ликвидности - деньги) - модель товарно – денежного равновесия, позволяющая выявить экономические факторы, опреде¬ляющие функцию совокупного спроса. Модель позволяет найти такие сочетания рыночной ставки процента i и дохода Y, при которых одновременно достигается равновесие на товарном и денежном рынках. Поэтому модель IS-LM является конкретизацией модели AD-AS.
Внутренние переменные модели: Y (доход), С (потребление), I (инвестиции), Х (чистый экспорт), R (ставка процента).
Внешние переменные модели: G (государственные расходы), M (предложение денег), t (налоговая ставка).
В краткосрочном периоде, когда экономика находится вне состояния полной занятости ресурсов (Y Y*), уровень цен Р фиксирован (предопределен), а величины ставки процента R и совокупного дохода Y подвижны. Поскольку Р=const. поскольку номинальные и реальные значения всех переменных совпадают.
В долгосрочном периоде, когда экономика находится в состоянии полной занятости ресурсов (Y=Y*), уровень цен Р подвижен. В этом случае переменная Ms (предложение денег) является номинальной величиной, а все остальные переменные модели - реальными.
3.1. Вывод кривых IS и LM и условие равновесия в модели IS–LM.
Рассмотрим экономику, в которой
Y=C+I+G
C=Ca + MPC * (Y – T + F)
Y= Ca + MPC * (Y – T + F) + I + G, где
Таблица 3.1
Государственные расходы (G) 40
Налоги (T) 50
Трансфертные платежи (F) 10
Инвестиции (I) 50 – i
Номинальное предложение денег (MS) 400
MD/P 0,2Y – 2i
Общий уровень цен (P) 4
а функцию потребления возьмем из предыдущего раздела: C = 90+0,8*( У-50+10)
а) Кривая IS - кривая равновесия на товарном рынке. Она представляет собой геометрическое место точек, характе¬ризующих все комбинации Y и i (ставки процента), которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта. Во всех точках кривой IS соблюдается равенство инвестиций и сбережений. Термин IS отражает это равенство (Investment = Savings).
Выведем уравнение кривой IS:
Y=C+I+G
Y=90+0.8*(Y-50+10)+50-i+40
Y-0.8Y=148-i
0,2Y=148-i
Y=740-5i –уравнение кривой IS.
Графический вывод кривой IS:


Найдем координаты кривой IS и построим эту кривую: (740;0) и (0;148).

Кривая IS является более пологой при условии, если:
1) чувствительность инвестиций и чистого экспорта к динамике ставки процента велика;
2) предельная склонность к потреблению велика;
3) предельная ставка налогообложения невелика;
4) предельная склонность к импортированию неве¬лика;
Изменение государственных расходов G, налогов Т, потребительских расходов С, а также объемов инвестиций I (при существующей ставке процента) приводит к сдвигу кривой IS. Изменение налоговых ставок t изменяет также и угол ее наклона. В долгосрочной перспективе угол наклона IS также может быть изменен с помощью политики доходов, так как у высоко-обеспеченных семей предельная склонность к потреблению относительно ниже, чем у малообеспеченных.
Отрицательный наклон кривой IS обусловлен тем , что вслед за снижением процентной ставки возрастают инвестиции и соответственно национальный доход.
б) Кривая LM - кривая равновесия на денежном рынке. Она фиксирует все комбинации Y и R, которые удовлетворяют функции спроса на деньги при заданной величине денежного предложения МS. Во всех точках кривой LM спрос на деньги равен их предложению.
Рассмотрим спрос на деньги. Он состоит из:
• операционного (трансакционного) спроса на деньги (MD1);
• спекулятивного спроса на деньги (MD2) .
Операционный спрос отражает роль денег как средства обращения и платежа, который зависит от уровня национального дохода: MD1=f(Y+)
Выделение спекулятивного спроса означает, что деньги не расходуются непосредственно на личное потребление и не превращаются в инвестиции и в ликвидной форме сокращают эффективный (платежеспособный) спрос. Спекулятивный спрос- это убывающая функция ставки процента: MD2=f(i –).
Общий спрос на деньги - это функция дохода и ставки процента:
MD = MD1 + MD2 = f(Y+;i –).
Предложение денег (MS) - это фиксированная величина, не зависящая от ставки процента.
Равновесие на денежном рынке - это равенство: MD=MS .
Пересечение кривых MD и MS определяет равновесную ставку процента для определенного уровня национального дохода.
Кривая LM имеет специфическую конфигурацию: горизонтальный (кейнсианский), вертикальный (классический) отрезки. Горизонтальный отрезок отображает тот факт, что процентная ставка не может опуститься ниже минимального значения, а вертикальный – показывает, что выше максимальной процентной ставки никто не будет держать деньги в ликвидной форме и обратит их в ценные бумаги.


Выведем уравнение кривой LM:
MD/P= MS/P
0,2Y – 2i = 400 / 4
0,2Y – 2i = 100
Y=500 + 10i – уравнение кривой LM
Графический вывод кривой LM:

Найдем координаты кривой LM и строим эту кривую:
(500;0) и (0;-50)

Кривая LM является относительно пологой при условии, если:
1) чувствительность спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента велика;
2) чувствительность спроса на деньги к динамике ВНП невелика.
Увеличение предложения денег MS, увеличение спекулятивного спроса на деньги МD2, уменьшение трансакционного спроса МD1, или снижение уров¬ня цен Р сдвигает кривую LM вправо и наоборот.
Кривая LM имеет положительный наклон: при заданном денежном предложении рост дохода У вызывает рост трансакционного спроса, следовательно, для сохранения равновесия на денежном рынке необходимо сокращение спекулятивного спроса, что возможно при повышении ставки процента и наоборот.
в) Найти равновесный уровень дохода и равновесную ставку процента при
которой товарный и денежный рынок находиться в равновесии.
Совместное равновесие – это такое состояние экономики, при котором при данном уровне ставки процента и дохода достигается одновременное равновесие на рынке благ и рынке денег. Равновесие означает, что денежное предложение достаточно для такой ставки процента, при которой I=S.
Точка пересечения IS и LM удовлетворяет двойному условию равновесия: во-первых, равновесию сбережений (S) и инвестиций (I); во-вторых, равновесию спроса на деньги (MD) и их предложения (МS). «Двойное» равновесие устанавливается в точке Е, когда IS пересекает LM. Очевидно, что существует только одна точка пересечения кривых для определенного уровня цен, гос.расходов, налогов и денежного предложения.
Найдем равновесный уровень дохода и ставки процента, при котором товарный и денежный рынок находится в равновесии:
• приравниваем значение равновесного уровня дохода кривой IS к равновесному уровню дохода кривой LM:
IS=LM
740-5i=500+10i
15i= 240
i = 16 – равновесная ставка процента
• для определения равновесного Y подставим найденную равновесную ставку процента в уравнение кривой IS или LM:
Y= 500+10*16=660 млрд.долл.
• изобразим графически:


г) выведите уравнение кривой совокупного спроса AD
Равновесие модели IS-LM позволяет определить не только равновесную ставку процента и равновесное значение дохода, но и эффективный спрос. Эффективный спрос – величина совокупного спроса, которая соответствует совместному равновесию на рынках товаров и услуг.
Для того, чтобы вывести уравнение кривой совокупного спроса необходимо использовать уравнение LM не подставляя в него конкретные значения MS и Р. Решаем это уравнение относительно Y:
MS/P=0,2Y-2i
0,2Y = MS/P + 2i
Y= 5MS/P + 10i
Y=90+0.8*(Y-50+10)+50-i+G
После преобразования получим Y=108+0,8Y–i+G . Из этого выражения получим значение для величины i:
i = 108 – 0,2Y+G
Подставим это выражение для i в уравнение LM решенное относительно Y.
Y=5 MS/P + 10*(108-0,2Y+G)
Y= 5MS/P+1080–2Y+10G
3Y= 5MS/P+1080+10G
Y=1,67 MS/P+360+3,33G.
Кривая AD отражает обратную зависимость между уровнем цен и объемом покупок товаров и услуг. Она имеет убывающий характер (более низким ценам соответствует большее количество денежных остатков и соответственно более высокий совокупный спрос, это равносильно увеличению реального денежного предложения). Кривая IS не изменит своего положения, а кривая LM сместится вправо.


3.2 Макроэкономическая политика в модели IS-LM.
Предположим государственные расходы увеличились на ΔG = 40. Что и в каком объеме должен предпринять центральный банк чтобы нейтрализовать эффект вытеснения?
Правительство увеличило государственные закупки товаров и услуг на величину ∆G, в результате кривая IS сдвигается вправо до IS1. При ставке процента i1 это ведет к росту дохода от Y1 до Y3, что соответствует полному эффекту мультипликатора стимулирующей фискальной политики.
Следует иметь в виду, что мультипликативное увеличение дохода происходит при использовании и других инструментов стимулирующей фискальной политики, т.е. при сокращении налогов и увеличении трансфертов, но в этом случае прирост дохода будет меньше. Более высокий уровень дохода на товарном рынке (Y3) ведет к росту спроса на деньги на денежном рынке. Так как предложение денег не меняется, превышение спроса на деньги над их предложением вызывает движение вдоль кривой LM, что ведет к росту ставки процента от i1 до i2.
Экономический механизм этого процесса может быть объяснен двумя способами:
1) с помощью кейнсианской теории предпочтения ликвидности;
2) исходя из принципов финансирования дефицита государственного бюджета.
В соответствии с теорией предпочтения ликвидности, в условиях неизменного предложения денег, если растет спрос на деньги (MD), т.е. если людям требуется больше наличных денег, они начинают продавать облигации, что ведет к росту предложения облигаций и, следовательно, к снижению их цены, а так как цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, то ставка процента растет).
Финансирование дефицита государственного бюджета происходит в развитых странах за счет выпуска государственных и продажи их на открытом рынке. Продажа государственных облигаций населению (а не центральному банку) не ведет к изменению предложения денег, но увеличивает предложение облигаций на рынке ценных бумаг, что снижает их цену и увеличивает ставку процента.
Рост ставки процента служит причиной сокращения совокупных планируемых автономных расходов (потребительских, инвестиционных и расходов на чистый экспорт) и, следовательно, совокупного дохода. Рост процентной ставки (движение вдоль кривой LM) происходит до тех пор, пока не достигается совместное равновесие на товарном и денежном рынках при уровне дохода Y2 и ставке процента i2.
Таким образом, вследствие стимулирующей фискальной политики уровень дохода увеличивается, но не на полную величину мультипликатора. Это происходит из-за роста ставки процента от i1 до i2, что, с одной стороны обеспечивает равновесие денежного рынка, но при этом вытесняет часть чувствительных к изменению ставки процента планируемых автономных расходов и поэтому уменьшает стимулирующий эффект фискальной политики. В результате фискального импульса доход увеличивается не до Y3, а только до Y2.
Рост дохода от Y1 до Y2 носит название эффекта дохода стимулирующей фискальной политики. Величина дохода, который не был получен из-за роста ставки процента (Y2 - Y3) называется эффектом вытеснения.
Эффект вытеснения представляет собой воздействие, которое оказывают меры стимулирующей фискальной политики на сокращение величины автономных планируемых расходов частного сектора, и показывает величину дохода, который был недополучен в результате такого сокращения. Таким образом, эффект дохода стимулирующей фискальной политики равен разнице между эффектом мультипликатора и эффектом вытеснения.
Вытеснение отсутствует, если сдвиг кривой IS, обусловленный проведением стимулирующей фискальной политики, не ведет к росту ставки процента, т.е. когда кривая LM горизонтальна и действует только эффект мультипликатора.
Вытеснение может быть частичным или полным, если в ответ на стимулирующую фискальную политику уровень дохода растет, то вытеснение частичное (эффект мультипликатора превышает эффект вытеснения). Если величина дохода не меняется, то вытеснение полное (эффект мультипликатора равен эффекту вытеснения), что имеет место, когда кривая LM вертикальна.
Эффект вытеснения считается основным недостатком фискальной экспансии. Чем больше вытеснение, тем на меньшую величину растет доход.
В открытой экономике внутренний эффект вытеснения дополняется внешним эффектом вытеснения, который называется эффектом чистого экспорта. Рост ставки процента в стране ведет к увеличению доходности вкладываемого капитала, что способствует притоку в страну иностранного капитала и поэтому росту спроса на национальную валюту. Это увеличивает валютный курс национальной денежной единицы и делает национальные товары относительно более дорогими, а иностранные - относительно более дешевыми. В результате экспорт (Ex) сокращается, а импорт (Im) увеличивается, что в итоге уменьшает чистый экспорт (Xn), являющийся частью совокупных автономных расходов. Доход (Y) мультипликативно сокращается.
Величина эффекта дохода, определяющего эффективность стимулирующей фискальной политики, т.е., степень воздействия последней на экономику, зависит от наклонов кривых IS и LM. Таким образом, фискальная политика тем эффективнее, чем более крутая кривая IS и чем более пологая кривая LM.
Изменения на рынке благ происходят вследствие изменения одного из элементов совокупного расхода (сдвиг кривой IS). Изменение на денежном рынке происходит вследствие изменения объёма спроса и предложения и выражается в смещении кривой Lm. В нашем случае увеличились государственные расходы на величину ∆G = 40 (млрд.долл). Рост государственных расходов приводит к увеличению совокупного спроса с эффектом мультипликатора (сдвиг кривой IS => IS1, рисунок ниже).

На рисунке видно, что на рынке благ устанавливается новое равновесие в точке E2, а не в точке E3. При уровне дохода Y3 возникает дефицит на денежном рынке (точка E3 лежит ниже линии LM). Вследствие дефицита денег возрастаёт спрос на них, начинается продажа ценных бумаг, их курсовая стоимость снижается, а ставка процента растёт (i1 i2). Рост ставки процента приводит к уменьшению инвестиций и равновесие переходит в новое состояние, в результате чего ставка процента увеличивается, а доход уменьшается. Новое равновесие достигается в точке E2 при ставке процента i2 и уровне дохода Y2. Таким образом, происходит «вытеснение» (уменьшение) инвестиций. Денежный рынок снижает мультипликационный эффект изменения AD, но это зависит от того, на каком участке кривой LM происходит сдвиг линии IS:
1. на кейнсианском участке кривой LM действие эффекта мультипликатора проявляется в максимальной мере, так как существенного увеличения ставки процента не происходит, и значительного изменения инвестиционных расходов нет.
2. на классическом отрезке кривой LM существует эффект «полного вытеснения» (действие мультипликационного эффекта полностью поглощается денежным рынком: высокий рост ставки процента и сокращение инвестиционных расходов полностью гасит рост национального дохода).

Расчеты:
Уравнение кривой IS1:
Y=C+I+G1
Y=90+0.8*(Y-50+10)+50-i+80
0.2Y=188-i
Y=940-5i
Далее найдем точку, одновременно удовлетворяющую новому условию равновесия товарного рынка и старому условию равновесия денежного рынка, т.е. точку пересечения кривых IS1 и LM
940-5i=500+10i
i= 29.33%
Y2= 793,3 млрд. долл. – новый равновесный уровень дохода.
Для того чтобы найти «эффект вытеснения» необходимо сначала найти равновесное значение дохода в случае, если бы ставка процента оставалась на прежнем уровне, т.е. подсчитать мультипликационный эффект воздействия ΔG на ΔY.
ΔY =ΔG*m
m=1/(1-MPC)=1/1-0,8=5
ΔY=40*5=200 млрд.долл.
Y3=660+200=860 млрд.долл.
Теперь посчитываем разницу этих воздействий, т.е. эффект вытеснения.
ЭВ=Y3-Y2= 860-793,3=66,7 млрд.долл.
Представим ситуацию графически:

Чтобы нейтрализовать «эффект вытеснения» Центральный Банк должен изменить денежное предложение на величину ∆M. Найдем эту величину:
MS/P+ ΔM/P=MD/P
100 + ΔM/P=0,2Y2 - 2i
ΔM/P=0,2Y-2i-100; i = 16% ; Y3=660+200=860
ΔM/P = 0,2*860-32-100
ΔM/P = 40 млрд.долл.
ΔM = 40 * 4 = 160 млрд.долл.
Следовательно, чтобы нейтрализовать «эффект вытеснения» Центральный Банк должен увеличить денежное предложение на 160 млрд.долл..

Вывод: В данном разделе мы вывели уравнение кривых IS и LM: Y = 740-5i и
Y = 500 + 10i, соответственно. Для полученных кривых вычислили равновесную ставку процента i = 16 % и равновесный уровень дохода Y = 660 (млрд.долл.), то есть совместное равновесие. После чего было выведено уравнение кривой совокупного спроса Y=1,67MS/P+360+3,33G. Так же мы увидели, что при увеличении государственных расходов на величину ∆G = 40 (млрд.долл.) возник «эффект вытеснения», величина которого составила 66,7 (млрд.долл.) И, сделали вывод: чтобы его нейтрализовать, Центральный Банк должен увеличить денежное предложение на 160 (млрд.долл.)


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.