Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в РБ


Введение
Представленная работа посвящена теме Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в Республике Беларусь”. Одним из ключевых вопросов успешного развития экономики является вопрос о необходимости и достаточности участия государства в регулировании экономических процессов, а равно о пределах и механизмах такого участия.
Однако данная тема в наши дни далеко не самая популярная среди обсуждаемых в Правительстве, между тем она остается острейшей для миллионов граждан, которых никак не успокаивают цены на продукцию, которую производят монополии.
Монополии представляют собой крупные хозяйственные объединения, находящиеся в чьей-либо собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации капитала и производства с целью установления монопольных цен и монопольных прибылей.
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма.
Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Главными задачами при этом являются:
 обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
 выявление проблем в сфере антимонопольного регулирования и обоснование путей их разрешения;
 обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве;
 определение основных направлений развития антимонопольной политики Республики Беларусь, с учетом накопленного опыта.
В ходе написания работы использованы учебные пособия различных авторов, в основном – белорусских, литературные источники и публикации в средствах массовой информации, информационной сети Internet. Следует отметить, что уровень теоретической разработки данного вопроса достаточно высокий. Существует большое количество учебных пособий и научных изданий, в которых представлены сведения по данной теме. Основная теоретическая база была получена из учебных и методических пособий авторов А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова.

1.1. Понятие монополии, монопольная власть
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.
Монополия есть исключительное право деятельности в какой-либо сфере деятельности.
По владельцу этого права монополии бывают:
1. Государственные
2. Капиталистические.
-государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Они возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
-капиталистические монополии - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала.
Существуют два подхода к понятию "монополия":
Первый подход заключается том, что монополию можно рассматривать как тип фирмы. Она представляет собой крупное объединение, занимающее ведущее положение в определенной отрасли хозяйства (или в нескольких отраслях) в какой-либо стране или в мире в целом. Обычно монополия ассоциируется с крупными и известными всему миру компаниями, хотя они могут держать незначительную часть рынка. Другая трактовка понятия гласит о том, что "монополия" - это экономическое поведение фирмы. На рынке возможна ситуация, когда покупателям противостоит предприниматель-монополист, производящий основную массу продукции определенного вида. В этом случае монополистом может оказаться сравнительно небольшое по размерам предприятие. И напротив, крупная фирма может и не быть монополистом, если ее доля на данном рынке невелика.
Обращаясь к монополии как виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.
Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли. Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг, газо-, водо- и электроснабжение.
Фирма-монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии, препятствия для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок. Вот реально значимые преграды на пути возможных конкурентов монополий:
1. Эффект масштаба.
Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупнейшего из возможных производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию обычно называют "естественной монополией" т. е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. (пример - добыча и распределение природного газа: необходимо освоение месторождений, строительство магистральных газопроводов, местных распределительных сетей и т.д.) Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права.
Заключается в том, что правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения, пользующихся товарами и услугами монополистов.
3. Патенты и лицензии.
Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительное право на владение рынком данного товара.
4.Собственность на важнейшие виды сырья.
Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.
5.Ценовая политика монополистов.
Данная политика заключается в целях получения дополнительного дохода: монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках.

Монопольная власть
Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.
Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.
Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции.
Источники или факторы монопольной власти:
-доля фирмы в рыночном предложении;
-отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;
-эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.
Один английский экономист А. Пигу сказал: “монополистическая власть не возникает случайно”, она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав это известное выражение на сегодняшний день, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще давно сформулированный А.Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Иной движущей силой действий предпринимателей в этом направлении является закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем является конкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли, предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабы производства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяется несколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей возникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентную борьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен, рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводит к появлению сговора между ними, что является одним из основных признаков монополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил, реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Современная теория выделяет три типа монополий:
1) монополия отдельного предприятия;
2) монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке “единым фронтом”, когда сводится на нет конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.

1.2. Формы и виды монополий
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на пять основных:
 естественная
 искусственная
 административная
 экономическая
 технологическая
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Искусственная монополия – это объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка, образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест, концерн и т.п.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности, с другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.
Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
Также в экономической теории выделяют еще один важный вид, как технологический.
Технологическая монополия - предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производства которой обусловливает крупные размеры. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма. Объектами монополизации могут быть:
а) метод изготовления продукции;
6) узкая предметная специализация. Спрос на определённый продукт может быть удовлетворён одним или несколькими предприятиями.
Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений (картели и синдикаты.)
Картель (это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат (это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.
Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.
Трест (это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевой концерн (это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.
Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захватив прочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенных пор.
В 60-е гг. в США и некоторых других странах начали образовываться конгломераты (монополистические объединения) вследствие поглощения прибыльных разноотраслевых предприятий, не имевшие производственной и технической общности.
Разница между многоотраслевым концерном и конгломератом с точки зрения самостоятельности принятия важных управленческих решений заключается в том, что в концерне только наиболее крупные предприниматели имеют право на участие в общем финансовом контроле, который осуществляется главной фирмой или банком; в конгломерате право на участие в общем управлении в сравнении с концерном имеет еще более ограниченный круг участников.

1.3.Последствия монополизма
С монополией связан монополизм.
Монополизм - это такой тип экономических отношений, когда хозяйствующий субъект навязывает контрагентам выгодные для себя действия, вопреки их интересам, эксплуатируя в своих интересах рыночный спрос через получение высоких прибылей.
В качестве форм проявления монополизма выступают:
 взвинчивание цен и сокращение производства,
 уменьшение внимания к издержкам производства,
 рост зарплаты и премий на предприятиях-монополистах,
 рост рентабельности и сокращение расходов на рекламу,
 упрощение маркетинга,
 снижение качества продукции.
Из всего перечисленного можно сделать вывод, что монополизм в экономике - большое зло.
Негативными последствиями монополизма государственной собственности (государственного монополизма) являются;
1) на уровне общества - отсутствие экономической свободы, вырождение экономической системы;
2) на уровне отрасли  возникновение узковедомственных интересов;
3) на уровне предприятия  негибкость, неэффективность производства;
4) на уровне отдельного работника - отчуждение от собственности, управления и от результатов собственного труда.
Одним словом, по всем позициям государственный монополизм наносит экономике и народному хозяйству в целом огромный вред.
Все вышеизложенное дополняется конкурентной борьбой и в “свободном секторе” экономики. Монополии разных отраслей национальной экономики борются за источники сырья, “доллар покупателя” и т.д. В ход идёт монополизация научно-технической информации. Используются реклама, а также лобби в парламенте и правительстве.
Пределы монополизации экономики нации:
1. Можно монополизировать ту или иную научную разработку, но НТП предлагает новые разработки;
2.Рост цен провоцирует появление мелких фирм, для которых производство становится прибыльным;
3.Монополизированный товар испытывает всё возрастающее воздействие со стороны товаров—заменителей;
4.Рост цен на национальном рынке усиливает стремление иностранных фирм проникнуть на него со своими товарами и капиталами (к тому же легализация внешней торговли - традиционное требование по демократизации экономики);
5.Концентрация производства постепенно наталкивается на исчерпание положительного масштаба производства, возрастает сложность управления таким производством;
6.Нарастание экологического давления со стороны крупного производства и введение соответствующих законодательных ограничений;
7.Ограничения в рамках антитрестовского регулирования и действующих нормативных актов;
8.Устойчивость мелких акционерных обществ, при низком уровне дивидендов.
Экономические последствия монополизации экономики не являются однозначными. Стремление повысить цену, если это ещё дополняется и снижением объёмов производства, означает недоиспользование ресурсов, недоступность продукта для широкого круга потребителя.
Чаще всего деятельность монополии связана с положительным эффектом масштаба производства. Поэтому монополии в состоянии произвести требуемый объём продукции при более низких издержках /АТС/, нежели мелкие предприятия. Но здесь может обнаружиться и неэффективность производства, когда вновь созданные крупные мощности недоиспользуются в условиях ограниченного рынка.
Монополии имеют значительные финансовые и материальные резервы для НТР. И есть много примеров, когда монополия выступает двигателем прогресса. Но и опасность застоя здесь также велика.
Прибыль и экономическая власть.
В структуре прибыли монополии можно условно выделить:
а) среднюю прибыль;
6) избыточную прибыль (экономическая прибыль);
в) монополистическую сверхприбыль.
Среднюю прибыль присваивают все обычные предпринимательские фирмы в условиях отраслевой и межотраслевой конкуренции. Если отрасль становится убыточной или малорентабельной, то монополия покинет её.
Избыточная прибыль образуется как разница между общественными и индивидуальными издержками производства данной фирмы. Нельзя не заметить, что монополия обладает особыми возможностями снизить издержки производства за счёт более крупного производства, крупных закупок сырья и реализации продукции крупными партиями, более мощных и производительных средств труда, используя более дешёвый кредит, более квалифицированную рабочую силу. Данную прибыль получают лишь временно те предпринимательские фирмы, включая и монополии, которые лидируют в научно-техническом прогрессе.
Монополистическая сверхприбыль имеет исключительно рыночное происхождение. Это специфическая форма реализации рыночного преимущества монополии, через которую в её пользу перераспределяется определённая часть продукта (прибыли), создаваемого на других предприятиях. “Донорами могут выступать как поставщики сырья, так и работополучатели или поставщики комплектующих изделий.

2. Антимонопольное законодательство как инструмент антимонопольного регулирования
Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции. Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.
Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.
В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Причем считается, что если все сделки по подобному обмену будут заключаться на уровне цен, устанавливаемых в результате конкурентной борьбы между поставщиками товаров и услуг, то общество в целом получит больший объем материальных благ, чем в случае, когда часть подобных сделок будут заключаться по ценам, отклоняющимся от конкурентных в сторону, как завышения, так и занижения. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.
Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.
Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1) предупреждение создания монополий;
2) ограничение использования монопольной власти.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.
Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации.
Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся:
 поощрение конкуренции;
 контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний;
 защита интересов потребителей;
 содействие развитию малого и среднего бизнеса.
Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

3.1 Проблема монополизма в РБ
Государственный монополизм в трансформируемой экономике Республики Беларусь представляет собой монополизм особого рода. Это монополизм государственных структур, сохранение и усиление которого сказывается на развитии предпринимательства. Складывающаяся в конце 90-х годов белорусская модель переходной экономики имеет мощный государственный сектор, незначительную долю мелкого и среднего бизнеса, частного предпринимательства.
В Республике Беларусь и в настоящее время доминирует монополия государственной собственности и власти. Более 80% государственной собственности распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного производства. Почти 90% земли принадлежит государству или колхозам, 3,1% — находится в частной собственности и 4.2% — в постоянном пользовании частных лиц. Иностранцам так же разрешено покупать или арендовать землю.
Высока доля государства и в собственности частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства остается значительная часть собственности преобразованных предприятий, право передачи их в управление министерств и других центральных органов управления, назначения работников, прошедших специальную подготовку, представителями государства в открытых акционерных обществах. Так, например, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где есть доля государства, имеется его представитель - проводник государственной политики.
Доля государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий колеблется от 4 до 95%. В среднем государству принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.
Сохраняются наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений:
 неразрывная связь собственности и власти
 разнообразие форм реализации им прав собственника
 госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию.
Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.
Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в Республике Беларусь монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.
Свобода экономических субъектов в переходной экономике в значительной мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.
Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности неограниченного контроля за негосударственным бизнесом, его разрешения или запрещения.
Органы государственной власти, как и прежде, используют набор административно-командных инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя законы товарно-денежного обращения. К ним относятся:
 «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции,
 регулярные корректировки политики в области расчетов
 движения финансовых потоков и котировки национальной валюты
 запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым».
Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.
Характерными для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей.
В 1995 г. была изменена система лицензирования:
 на 25 единиц сокращено количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86)
 отменены 24 специальные решения правительства по данному вопросу.
Однако и в настоящее время выдачу лицензий осуществляют более 40 государственных органов, а число лицензируемых видов деятельности составляет более 100 .
По оценкам зарубежных специалистов начинающему белорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например, мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев.
Государственный монополизм в Республике Беларусь проявляется в работе 27 министерств. 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Беллегпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.).
Многие из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные барьеры для выхода на рынок новых производителей и нерациональная монополистическая структура, прежний стиль, принципы и методы управления.
В ряде случаев происходит усиление монополизма интегрированных хозяйственных объединений, ограничение самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств и наделены достаточно широкими властно- распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования. Увеличилось количество носителей монопольной власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организации (особенно торговых - розничных и оптовых), предприятий-монополистов, монопольной властью обладают:
1.управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов;
2.промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия
3.немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономики» в республике составляет 21-25% ВВП.
В процессе сращивания управленческой элиты государственных структур с представителями частного предпринимательства, в том числе теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма в переходной экономике появилась новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.
Возможности формирования конкурентных рыночных отношений ограничены частым вмешательством властей в деятельность предприятий
Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В Республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственных структур в промышленности, да и в экономике в целом, практически носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными группами, корпорациями и т.п. нередко именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации управления финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость от центрального звена, отсутствие необходимого научно- технического и производственного потенциала.
В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции как более высокая ступень и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались при отсутствии капитала, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции могут свободно продаваться на рынке.

3.2 Система антимонопольного регулирования в РБ и его роль в развитии конкуренции
В Беларуси сложилась уникальная экономика, для управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.
Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом и находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Так же сказывается и наличие устаревшего оборудования, незагруженность производственных мощностей. Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.
Принудительное разукрупнение рыночных монополий в развитых странах является средством усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике
Республики Беларусь сопровождается усилением монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других.
В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее время возник монополизм денежного капитала и банковских структур, а также информационный монополизм.
В Республике отсутствует рыночная конкуренция в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного и денежного обращения, услуг, среди предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.
Опыт стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей протекционистской политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.
Проблемы и противоречия демонополизации белорусской экономики и антимонопольного регулирования
При сравнении Республики Беларусь и Запада нельзя не заметить, что на Западе сначала появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование. С нашей стороны наоборот с самого начата акцент в экономике был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.
Различают такое понятие, как демонополизация - это политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.
Демонополизация включает меры по преодолению монопольных тенденций:
на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти;
на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций;
на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца)
Особенности антимонопольного регулирования в РБ
1) его становление происходит в нерыночной экономике, находящейся в кризисном состоянии;
2) оно осуществляется при высоком удельном весе государственной собственности и незначительных размерах частного капитала;
3) ставит задачей не развитие, а становление конкурентных отношений;
4) формально заимствует основные подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств.
Основными направлениями демонополизации выступают:
1)формирование новых экономических структур, особенно малых и средних предприятий;
2)разукрупнение ассоциаций, концернов, других объединений, препятствующих развитию конкуренции;
3)государственное регулирование деятельности монополий;
4)контроль за слиянием, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов, приобретением акций.
Противоречивость современной ситуации заключается в том, что с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение монополизма, с другой стороны, попытки решения этой проблемы вызывают его оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма. Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).
Примером этого процесса является Гомельское ПО «Коралл». Это государственное предприятие до 1991 г. производило кинескопы для телевизоров, осуществляя полный цикл производства - от литья экранного стекла до сборки. В 1997 г. оно было акционировано, 67% акций передано американской фирме «West Ray Inc.» под обещанные 24 млн долл. В настоящее время договор с указанной фирмой расторгнут, так как она оказалась не в состояния осуществить модернизацию производства. Произошло разукрупнение объединения: в самостоятельные субъекты выделены завод «Модуль», инструментальное производство и транспортное хозяйство. В итоге некогда мощное и передовое предприятие столкнулось с рядом серьезных проблем.
Эффективность антимонопольного регулирования в Республике Беларусь снижают:
 слабая законодательная дисциплина
 развитие нелегитимных экономических процессов
 наличие диффузии институтов
 специфика субъектов антимонопольного регулирования
 бюрократизм и коррупция в государственном аппарате
Антимонопольное регулирование не позволило создать правила поведения субъектов на рынках, защитить права малых и вновь создаваемых предприятии, обществ и товариществ от рыночной власти хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке.
Государственное антимонопольное регулирование нуждается в детальном анализе ситуации па товарных рынках Республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики, как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства негосударственного сектора экономики и др.
Анализ экономической ситуации в Республике, практики демонополизации позволяет сделать вывод о том, что в ходе реформирования национальной экономики было бы целесообразно отдать приоритет не антимонопольной, а конкурентной политике.
Конкурентная политика - это совокупность государственных мер, направленных на создание и поддержку (развитие) конкуренции. Ее проводят не только развитые и развивающиеся страны, но и государства с трансформируемой экономикой.
Принципами такой политики в рыночной экономике являются:
 эффективность
 справедливость
 правовая защита производителя (продавца) и потребителя.
Она направлена на стимулирование эффективности и контроля в экономике, предотвращение эксплуатации более слабых участников рынка.
Основными направлениями конкурентной политики являются:
 разработка и совершенствование законодательства о конкуренции
 контроль над структурой рынка
 предотвращение злоупотреблений рыночной власти
 стимулирование предпринимательской деятельности.
В переходный период важно создать необходимые условия для ее появления. Во-первых, следует принять законы, которые разрешают и стимулируют предпринимателей открывать новые фирмы. Во-вторых, процесс приватизации существующих предприятий должен предусматривать создание конкурентных рынков. В-третьих, важно открыть внутренние рынки для иностранных предпринимателей. И, наконец, необходимы законы, поощряющие конкуренцию и запрещающие ценовые сговоры.
Антимонопольному регулированию в Республике Беларусь должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.
Конкурентная политика и законодательство о конкуренции должны ориентироваться не столько на пресечение монопольного поведения хозяйствующих субъектов, сколько на устранение указанных выше препятствий барьеров). При этом было бы корректным определять все законы, направленные на становление конкурентных отношений в трансформируемой экономике республики, как законодательство о конкуренции.
Роль государства как регулирующего органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

Заключение
В настоящее время отношение к монополиям двойственно:
- С одной стороны плохое, т.к. они, ограничивая производство и повышая цены, ограничивают жизненный уровень;
- С другой стороны хорошее, т.к. у них производство добротной продукции по сравнительно невысоким ценам, крупные масштабы производства, за счёт чего они могут снизить издержки производства. Также крупные фирмы имеют средства для внедрения новых технологий.
В Республике Беларусь Департамент ценовой политики Минэкономики, который исполняет функции антимонопольного органа, намерен усилить противодействие протекционизму местных властей в отношении подведомственных им предприятий на региональных таможенных рынках.
Как сообщается в пресс-релизе Минэкономики, практически во всех регионах Республики имеют место факты запрета и ограничений на реализацию продукции, произведенной в других регионах страны. В этой связи Правительством утверждены мероприятия по устранению нарушений антимонопольного законодательства на местных товарных рынках, предусматривающие конкретные действия рай(гор, обл)исполкомов по исполнению функции государственной конкурентной политики в регионах, в частности, предусматривается ужесточение мер ответственности к местным госорганам и их должностным лицам со стороны антимонопольного органа. Правительство поручило руководителям органов местного управления принять меры по недопущению нарушении антимонопольного законодательства на местных товарных рынках, акцентировать внимание на причинах, побуждающих к нарушениям, и возникающих последствиях с внесением конкретных предложений по наведению порядка.


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.