Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Экономическая сущность государственного кредита


1.2 Отличительные черты государственного кредита
Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себя их черты, функционируя, тем не менее, как особое, специфическое отношение. Так, государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства (бюджета и внебюджетных фондов), что делает его элементом финансов, финансовой системы.
Сейчас финансовые потоки и инструменты превратились в важное средство экономического и политического давления одних стран на другие. Международные трансферты капитала приблизились к 2 трлн. долларов США в день, более 10 трлн. долларов иностранных депозитов в коммерческих банках постоянно кочуют по миру в поисках наибольшей прибыли, годовой оборот рынков государственных облигаций более чем в 2 раза превышает объём мирового ВВП. Такие факты заставляют переосмыслить многие финансовые явления, к числу которых относится и категория государственного кредита.
Связь государственного кредита с финансами заключается также в том, что, во-первых, это распределительные отношения, отношения вторичного распределения части ВВП; во-вторых, одним из участников отношений неизменно является государство – субъект с особыми правами, которые, как правило, используются при заимствованиях (например, принудительное размещение государственных займов или же особое право на гарантии при международном кредитовании и т.п.); в-третьих, целью этих отношений является привлечение государством дополнительных финансовых ресурсов.
Тем не менее, от финансов кредит, в том числе и государственный, отличается тем, что в его основе лежат иные принципы организации:
• в отличие, например, от налогов и обязательных платежей привлечение или предоставление средств при кредитовании осуществляется на возвратной и, нередко, на возмездной основе;
• движение средств осуществляется в прямом и обратном направлении, тогда как налоги и платежи движутся лишь в одном направлении;
• государственный кредит независимо от формы его существования имеет, как правило, добровольный характер, хотя отклонения могут иметь место;
• существование кредита ограничено заранее известным сторонам сроком;
• кредит имеет ситуационный, разовый характер, и в дальнейшем он может не возобновляться, в то время как налоги и платежи осуществляются регулярно;
• государственный кредит имеет избирательный, селективный характер в отличие от финансов, в которые вовлечены практически все участники экономической системы.
В то же время процесс формирования и использования государственного кредита осуществляется в специфической форме – привлечение денежных средств на временной и, как правило, возмездной основе. Но его нельзя смешивать с категорией кредита вообще и с банковским кредитом в частности [32, с. 45].
Государственный кредит как самостоятельная форма кредитных отношений имеет ряд отличительных особенностей и от банковского кредита. Они коротко представлены в Таблице 1.
Государственный кредит Банковский кредит
1.Получают органы власти и управления 1.Получают физические и юридические лица
2.Используется на покрытие бюджетного дефицита 2. Используют, как правило, в процессе производства
3. Государственные займы не имеют конкретного целевого назначения 3. Как правило, имеет целевой характер
4. Обеспечением служит все имущество, находящееся у государства 4. В качестве обеспечения выступают конкретные ценности
5. Государственный кредит не предусматривает экономических санкций к государству 5. Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению санкций
6. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экономические и другие цели 6. Экономические интересы участников совпадают
7. Всегда является средством сокращения количества денег в обращении 7. Может быть причиной появления избыточной денежной массы
Таблица 1 – Отличия государственного и банковского кредита.
Примечание – Источник [12]
Во-первых, потребностью государства в кредите (возни¬кает у государства при финансовых затруднениях, необ¬ходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возни¬кает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффек¬тивности, а также для социального развития производст¬венных коллективов. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательст¬вом).
Во-вторых, условием сделки (условием сделки банков¬ского кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите экономические интересы участников обособлены, поэ¬тому нужно обеспечить экономическую заинтересован-ность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского про¬цента за кредит, где он выступает как механизм воздей¬ствия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государст¬венном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков).
В-третьих, целевым назначением (банковский кредит имеет строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборо¬та, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации то¬варов. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые с помощью государственного кре¬дита, расходуются государством в соответствии с текущи¬ми потребностями народного хозяйства и для финансиро¬вания чрезвычайных расходов).
В-четвертых, сроком возврата ссуды (при банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, на¬пример повышенные проценты за кредит. В государствен¬ном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно, экономические санкции к заемщику-государству не применяются).
В-пятых, способностью увеличивать или сокращать денежную массу (с помощью банковского кредита созда¬ются деньги и при непродуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором появления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении) [30, с.322 - 323] .
Таким образом, необходимо отметить, что все виды кредита отличаются от классической категории финансов. Вместе с тем государственный кредит отличается от других видов кредита (например, от банковского). Однако поскольку его появление и существование связано с функционированием политической надстройки общества, формированием в её распоряжении дополнительных финансовых ресурсов и движением бюджетных средств на возвратной, срочной и платной основе, государственный кредит выражает собой специфическую часть экономических отношений, ассимилировавших в себе черты и финансов, и кредита.

2 Необходимость государственного кредита и его роль
Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Регулирование экономики, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению, а также международная деятельность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены уровнем налогообложения, установленным действующим законодательством. Поэтому при наличии свободных денежных ресурсов у населения, организаций и предприятий органы власти прибегают к помощи государственного кредита [10, с.310] .
В периоды экономического кризиса, коренных изме¬нений в хозяйственном механизме, нарушения сбаланси¬рованности бюджета государство испытывает острый не¬достаток финансовых ресурсов. Главным способом по¬лучения дополнительных финансовых ресурсов становит¬ся государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кре¬дите сокращается, и сфера его применения сужается [30, с.321] .
Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и де¬нежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссии денег) балансирования доходов и расходов пра¬вительства. Это достигается на основе перемещения спроса от фи¬зических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении [10, с.310].
Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов, получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства, преж¬де всего в связи с неравномерным получением доходов по найму (осо¬бенно в отраслях с сезонным характером производства), выплатой гонораров, премий, отпускных, получением наследства и т.п. Насе¬ление может преднамеренно ограничивать текущие потребности из-за необходимости накопить денежные средства для покупки товаров длительного пользования с высокой ценой приобретения. Вынужден¬ные сбережения образуются у населения и в связи с такими отри¬цательными явлениями, как разбалансированность экономики и товарный дефицит.
Аналогичные тенденции имеют место и в движении денежных средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонно¬стью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осу¬ществления крупных капитальных вложений в производство и соци¬альную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий [8, с.307] .
Следует отметить, что при определенных экономических и политических ситуациях население и трудовые коллективы могут сознательно идти на ограничение по¬требления. В этих случаях источ¬ником государственного кредита выступают средства, предназна¬ченные для текущего потребления или финансирования необходимых производственных или социальных расходов предприятий. В истории нашей страны были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства (подписка на государственные займы).
Экономические категории при их функционировании характеризуются теми результатами, которые проявляются в данных социально-экономических условиях. Роль кредита характеризуется результатами его применения для развития экономики регионов и страны в целом, хозяйствующих субъектов и физических лиц. Эти результаты проявляются при осуществлении различных видов кредитных отношений, возникающих и при государственном кредите.
Конкретная экономическая среда оказывает существенное влияние на степень и характер реализации роли кредита, последствия его использования в воспроизводственном процессе и социальной сфере. Так, например, большое значение имеет тип экономики (командно-административная или рыночная), степень развития кредитной системы и финансовых рынков, практическое действия экономических институтов по организации и развитию кредитных отношений, уровень инфляции и т. д. [12, с. 209].
В настоящее время в соответствии с законодательством Республики Беларусь Министерство финансов от имени Правительства выпускает следующие государственные ценные бумаги:
для юридических лиц
 государственные краткосрочные облигации;
 государственные долгосрочные облигации;
 государственные облигации, номинированные в свободно конвертируемой валюте;
 векселя Правительства Республики Беларусь.
для физических лиц
 облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь;
 облигации государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь по государственным ценным бумагам позволяет резидентам и нерезидентам вкладывать свои денежные средства во все виды ценных бумаг правительства
В настоящее время в Республики Беларусь наибольшим спросом у инвесторов - юридических лиц пользуются государственные краткосрочные и государственные долгосрочные облигации (ГКО и ГДО), номинированные в национальной валюте – белорусских рублях.
Указанные облигации являются государственными ценными бумагами, выпускаются они от имени Совета Министров Республики Беларусь и размещаются среди юридических лиц на добровольной основе.
Государственные ценные бумаги Республики Беларусь – это долговые ценные бумаги государства, выпускаемые для покрытия дефицита государственного бюджета и размещаемые путем проведения закрытых аукционов. Погашение этих бумаг происходит по истечении срока обращения. Облигации выпускаются в безбумажной форме, в виде записей на счетах.
В обращении облигации могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы, услуги), а также выступать предметом залоговых обязательств.
Первичное размещение ГКО и ГДО осуществляется одним из нескольких способов:
• на закрытом аукционе, проводимом Национальным банком среди первичных инвесторов;
• путем прямой продажи Минфином юридическому лицу (без аукциона) (специальный выпуск);
• путем покупки у Минфина Национальным банком.
Размещаются на добровольной основе среди юридических лиц. Круг первичных инвесторов относительно узкий, в основном это коммерческие банки и крупные финансовые компании. Инвесторы имеют право продавать облигации на вторичном рынке ценных бумаг через фондовые биржи, которые обязаны вести учет инвесторов [26, с.81 - 87] .
Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь [20].
Вторичный рынок правительственных облигаций основан на сделках «до погашения» – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов; сделках РЕПО – сделки купли-продажи облигаций, заключаемые с участниками торгов, являющимися банками, с обязательством:
• для продавца – последующего их выкупа,
• для покупателя – последующей их продажи [18, с. 185].
В Республике Беларусь также эмитируются долгосрочные государственные облигации, не обращающиеся на вторичном рынке ценных бумаг. Размер процентного дохода по ним устанавливается не выше ставки рефинансирования Национального банка.
Размещение облигаций осуществляется путем их продажи юридическим лицам на договорной основе. Каждый выпуск данных облигаций оформляется решением Министерства финансов, в котором указывается номер выпуска, номинальная стоимость, валюта номинала, срок обращения, даты выпуска и погашения, порядок выплаты дохода, а также другие условия.
Правительство Республики Беларусь гарантирует погашение облигаций и выплату дохода в иностранной валюте, в которой выражен номинал облигации.
Министерство финансов имеет право:
• досрочно погасить облигации путем выкупа всего выпуска или его части;
• обменять (на основании заключенных с инвестором договоров) облигации, срок погашения которых наступил, на облигации других выпусков [20].
По таблице 1 в приложении А можно заметить, что ГКО по номинальной стоимости в обращении на 1 июля 2009 г. находилось 50,0 млрд. руб., что на 138,5 млрд. руб. меньше по сравнению с 1 января 2009 г. На 1 сентября 2010 г. ГДО – 1730,5 млрд. руб., что на 3658,7 млрд. руб меньше по сравнению с предыдущим годом [7, с. 180].
Как видно из рисунка 2.1, по состоянию на 1 января 2009 года в обращении находилось государственных ценных бумаг на сумму 5577,7 млрд белорусских рублей, в том числе выпуск ГКО на сумму 188,5 млрд белорусских рублей, или 3,4 %, выпуска ГДО на сумму 5389,2 млрд белорусских рублей, или 96,6 %.
А уже на 1 января 2010 года всего в обращении государственных ценных бумаг находилось на сумму 2111,0 млрд. рублей, что на 3466,7 млрд. рублей меньше, чем в предыдущем году, учитывая, что доля в обращении ГДО составляет 100%. И к сентябрю 2010 года их объем снизился ещё на 380,5 млрд.руб. [7, с. 180].
Из приложения Б видно, что объем размещения ГКО и ГДО за последние 2 года стремительно сокращается, что говорит о снижение активности в данной области, что может быть вызвано множеством факторов. К таковым можно отнести доходность по облигациям. Так, доходность ГДО за 1 сентября 2010 года составила 10,7 %, что на 3,6 % меньше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года (14,3 wacko [7, с.176-179].
Роль государственного кредита в развитии экономики Беларуси достаточна велика. Облигации позволяют государству мобилизовать дополнительные денежные для покрытия бюджетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга. Так как доходность облигаций невысокая и в 2008 – 2010 гг. она снижается, вследствие этого привлекательность облигаций на рынке снижается.
Начиная с 2000 года, Министерство финансов Республики Беларусь проводит активную работу по аккумулированию временно свободных денежных средств населения, как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях путем выпуска ценных бумаг.
В настоящее время для граждан выпускаются облигации государственного выигрышного валютного и государственного сберегательного займов Республики Беларусь. Данные облигации являются ценными бумагами на предъявителя и выпускаются в документарной форме. Размещаются на добровольной основе только среди физических лиц. Реализация, погашение, а также выплата дохода по облигациям осуществляются в валюте, в которой выражена их номинальная стоимость, через банки-агенты. При приобретении и погашении государственных облигаций для физических лиц не требуется предоставление документов, удостоверяющих личность.
Бланки облигаций печатаются на подведомственном Минфину научно-техническом унитарном предприятии “Криптотех” Департамента государственных знаков, имеют определенную защиту от подделки, проходят экспертизу в научно-исследовательском институте проблем криминологии, криминалистики и судебных экспертиз Министерства юстиции.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июля 2001г. № 1053 “О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь” Министерство финансов Республики Беларусь, начиная с 1 июня 2002 года, осуществляет выпуски облигаций государственного сберегательного займа Республики Беларусь.
Основные условия каждого выпуска облигаций определяются Министерством финансов.
Информация об условиях выпуска облигаций и перечень банков, через которые осуществляется их продажа, публикуются в газете “Рэспублiка”.
Предъявителям облигаций предоставляется право на получение в банках - агентах номинальной стоимости облигаций и процентного дохода по ним в соответствии с условиями выпуска в течение шести месяцев со дня наступления срока погашения облигаций. Процентный доход начисляется к номинальной стоимости.
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 1999 г. № 1627 “О выпуске облигаций государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь” Министерством финансов Республики Беларусь в конце марта 2000 года объявлен государственный выигрышный валютный заем Республики Беларусь на сумму 10 миллионов долларов США, облигации которого размещаются среди физических лиц отдельными выпусками.
В настоящее время осуществлено девять выпусков данных облигаций на общую сумму 6 миллионов долларов США.
Облигации государственного выигрышного валютного займа Республики Беларусь предоставляют право их владельцам на получение процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости облигации.
Процентный доход начисляется к номинальной стоимости облигации. Выигрыш определяется путем проведения тиражей выигрышей. Номинальная стоимость облигации выплачивается при ее погашении.
Размер процентного дохода определяется условиями выпуска. Сумма начисленных процентов по облигациям или их часть в соответствии с условиями выпуска разыгрывается среди держателей облигаций путем проведения тиражей выигрышей не менее двух раз в течение срока обращения облигаций.
Вся информация по проведенным тиражам выигрышей публикуется в газете «Рэспублiка».
Облигации, подлежащие погашению, могут быть предъявлены в банки - агенты для получения процентного дохода, выигрыша и номинальной стоимости в течение шести месяцев со дня наступления даты погашения облигаций.
После погашения владельцу выдается верхняя часть облигации, отрезанная по линии верхнего края слова "ОБЛИГАЦИЯ". Корешок облигации необходимо сохранить, так как по окончании займа среди владельцев всех реализованных облигаций будет проведен розыгрыш двух квартир в областных центрах Республики Беларусь.
В экономически развитых странах помимо займов, выпускаемых правительствами этих стран, широкое распространение получили муниципальные займы, выпускаемые местными органами власти. В Республике Беларусь местные займы пока слабо распространены. Эти займы практикуются в основном для привлечения средств граждан на жилищное строительство. Слабое развитие местных займов объясняется в основном тем, что в Беларуси дефицит местных бюджетов покрывается за счет республиканского бюджета. В связи с этим местные органы власти не заинтересованы в организации и проведении местных займов.
Доходы юридических лиц от операций с государственными ценными бумагами подлежат льготному налогообложению. Доходы физических лиц по облигациям правительства налогом не облагаются [20].
В последнее время в Республике Беларусь получили широкое распространение денежно-вещевые лотереи, которые проводятся Министерством финансов республики, местными органами власти, различными общественными организациями. На выигрыш выделяется обычно 60-65% суммы выпущенных билетов, остальная часть, за вычетом организационных расходов, зачисляется в доход республиканских или местных бюджетов. Средства от реализации лотерей направляются на строительство различных объектов – учебных заведений, спортивных сооружений и др. При мобилизации денежных средств населения путем размещения денежно-вещевых лотерей складываются такие же отношения между населением и заемщиком, как и при денежной форме государственного кредита. Лотерейные билеты размещаются на принципе добровольности и пользуются спросом среди населения, а в местные и республиканские бюджеты поступают дополнительные источники финансовых средств. Однако между облигациями государственных займов и лотерейными билетами имеется принципиальное различие. Первые представляют собой ценную бумагу на предъявителя, по которым государство обязуется выплатить денежные суммы их владельцам в установленные сроки, исходя из нарицательной стоимости облигации и определенного дохода (в виде выигрыша или процентов). Именно на условиях обязательной возвратности временно заимствованных средств строятся отношения по государственному кредиту. Такое обязательство возникает уже с момента выпуска ценной бумаги в обращение.
По билетам же денежно-вещевой лотереи государство такого обязательства не несет. Эти билеты дают владельцу только право на участие в розыгрыше определенных ценностей, что не дает оснований для отнесения билетов к категории государственных ценных бумаг. Более того, выпуск государственных ценных бумаг является исключительной компетенцией правительства страны, в то время как всеми мероприятиями по подготовке, продаже лотерейных билетов, проведению тиражей выигрышей руководит Министерство финансов страны. Все это свидетельствует о том, что денежно-вещевые лотереи не относятся к денежной форме государственного кредита [31, с. 131].
Таким образом, объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет доходов бюджета. Роль государственного кредита в развитии экономики Беларуси достаточна велика. Облигации позволяют государству мобилизовать дополнительные денежные для покрытия бюджетного дефицита (государственных расходов) без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга.


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.