Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Валютные ограничения в законодательстве Республики Беларусь


ВВЕДЕНИЕ

Темой данной работы является исследование валютных ограничений в РБ. В настоящее время мировая экономика выходит на новый виток развития, предъявляя всем ее участникам повышенные требования. Валютное регулирование страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должно способствовать выполнению социальных задач общества. Актуальность темы данного исследования подтверждается тем, что становление высокоэффективной экономики невозможно без развитой системы валютного контроля и ограничений.
Целью данной курсовой работы является выработка рекомендаций и предложений по разработке и внедрению валютных ограничений в Республике Беларусь.
Объектом исследования являются валютные ограничения. Предмет исследования – валютные ограничения в законодательстве Республике Беларусь. В своей работе автор также не обошел вниманием этапы развития валютных ограничений в РБ и ситуацию на современном этапе.
Курсовая работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается валютные ограничения и международный опыт их применения. Вторая глава посвящена этапам развития валютных ограничений в РБ. В ней также отмечены особенности валютных ограничений на разных этапах развития экономики РБ. В третьей главе данной курсовой работы автор дает краткую характеристику валютных ограничений в законодательстве РБ на современном этапе.
Теоретической основой курсовой работы послужили периодические издания по данной проблематике, в том числе журналы Банковский вестник, Валютное регулирование и ВЭД, нормативно-правовые акты, статистические сборники, электронные ресурсы. Следует отметить, что данная тема достаточно хорошо освящена в научной литературе и периодике, что позволяет сделать вывод о достаточной степени разработанности проблемы.

ВАЛЮТНЫЕ ОРАНИЧЕНИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ (от англ. foreign exchange restrictions) — система нормативных правил, устанавливаемых в административном либо законодательном порядке. Они направлены на ограничение операций с иностранной валютой и другими валютными ценностями: государственный контроль над валютными операциями, ограничение валютных переводов за границу, блокирование валютной выручки. Предусматривается организация и осуществление валютного контроля главным образом в целях уравновешивания платежных балансов и поддержания курсов национальных валют [1].
Мировая практика показывает, что государство, применяя валютные ограничения в зависимости от сложившейся на данный момент экономической ситуации, ставит перед собой достижение следующих целей:
1. Выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса страны.
2. Стабилизация или поддержание валютного курса.
Для выполнения обозначенных целей государство ограничивает резидентов (юридические и физические лица) в праве использовать, владеть и распоряжаться валютными ценностями, применяя различные формы валютных ограничений, включая такие сферы, как:
— регулирование текущих валютных операций, отражающихся по текущему счету платежного баланса;
— регулирование валютных операций, связанных с движением
капитала, отражающихся по счету операций с капиталом и финансовых операций платежного баланса (далее — капитальный счет);
— регулирование внутреннего оборота валютных ценностей.
По счету текущих операций применяются следующие основные валютные ограничения:
— частичная или в полном объеме обязательная продажа валютной выручки экспортеров центральному банку страны и/или уполномоченным банкам, обладающим лицензией, позволяющей осуществлять данные операции;
— ограничения, касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;
— ограничения на приобретение иностранной валюты импортерами на внутреннем валютном рынке (только при наличии специальных разрешений (лицензий), выдаваемых органами валютного контроля);
— запрещение оплаты импорта некоторых товаров иностранной валютой;
— ограничения суммы покупки иностранной валюты для резидентов, выезжающих за границу в качестве туристов;
— ограничения по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей;
— ограничения на форвардные продажи национальной валюты нерезидентам.
По капитальному счету применяются такие основные валютные ограничения, как:
— запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на предоставление резидентами нерезидентам займов и кредитов в иностранной валюте;
— запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на открытие юридическим и физическим лицам текущих и других счетов за границей;
— запрет или ограничения на инвестиции нерезидентов (как правило, портфельных) во внутреннюю экономику;
— запрет или введение разрешительного порядка со стороны уполномоченных органов на осуществление резидентами прямых и (или) портфельных инвестиций за пределами страны;
— запрет или установление лимита на продажу национальных ценных бумаг нерезидентам;
— запрет или лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота и ценных бумаг;
— запрет или ограничение ввоза иностранной валюты в страну;
— уведомительный или регистрационный порядок при привлечении нефинансовым сектором займов и кредитов в иностранной валюте от нерезидентов;
— депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых финансовых обязательств.
По внутреннему обороту валютных ценностей финансовые власти устанавливают валютные ограничения, касающиеся:
— установления количественных ограничений при покупке-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты;
— установления списка товаров, услуг, реализуемых за иностранную валюту на внутреннем валютном рынке страны [9, c. 5].
Как правило, валютные ограничения вводятся в то время, когда ситуация в валютной сфере близка к критической, либо уже наступил кризис. Как только ситуация исправляется, валютные ограничения постепенно снимаются. Валютные ограничения представляют собой совокупность нормативных правил, направленных на ограничение операций с национальной и иностранной валютой, золотом и другими валютными ценностями. Эти правила, издаваемые как в законодательном, так и в административном порядке, устанавливают систему мероприятий по организации и осуществлению компетентными органами валютного контроля, служащего главным образом целям обеспечения сбалансирования валютных поступлений и платежей по международным расчетам. Введение валютных ограничений связано с истощением валютных и золотых резервов, пассивностью платежных балансов и является одним из характерных проявлений валютной политики капиталистических стран в период общего кризиса капитализма [3, c. 54].
При установлении валютных ограничений экспортеры и другие организации и лица обязаны сдавать получаемую ими в результате экспортных и иных операций иностранную валюту банкам или другим уполномоченным органам, экспортеры — представлять валютным органам декларацию о проданных товарах; вводится ограничение по продаже и покупке иностранной валюты и золота, по вывозу ценных бумаг, а также по операциям, связанным с экспортом и привлечением капиталов.
Прежде чем перейти к рассмотрению валютных ограничений, применяемых в Республике Беларусь, проанализируем зарубежный опыт установления валютных ограничений.
Впервые валютные ограничения были применены в Германии еще в 1916 г. и направлены на борьбу с оттоком капитала за границу. В последую¬щие годы они были введены почти всеми капиталистическими государствами, за исключением США, Швейца¬рии и ряда стран Латинской Америки.
Если провести некоторый экскурс в историю становления валютной политики различных стран, то следует отметить, что многие из западных стран ввели правительственный валютный контроль еще в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг. [9, c. 5].
Объектом правительственного валютного контроля являлись все операции с иностранной валютой. В странах, где были введены валютные ограничения, запрещалось покупать и продавать без разрешения соответствующих органов валютного контроля иностранную валюту, вывозить или перевозить за границу национальные денежные знаки и иностранную валюту, золото, ценные бумаги. Иностранная валюта, полученная резидентами данной страны за экспортированный ими товар или оказанные иностранцам услуги, или в погашение других каких-либо обязательств, подлежала обязательной сдаче в обмен на национальную валюту казначейству, национальному банку или другому уполномоченному на это органу. Импортер мог получить иностранную валюту для оплаты купленного им товара за границей только с разрешения соответствующего правительственного органа валютного контроля в национальном банке.
Если провести достаточный анализ практики применения валютного контроля в разных странах, то становится очевидным, что валютные ограничения в экономике капиталистических государств и в отношениях между этими государствами выполняют двойственную, противоречивую роль. С одной стороны, они служат действенным средством выравнивания платежных балансов, поддержания курсов национальных валют и концентрации в руках государства золотых и валютных ресурсов. Так как валютный контроль ограничивает доступ иностранных товаров и капиталов на рынок данной страны, он защищает национальный рынок от экономической экспансии других государств, способствует росту национального производства.
После Второй мировой войны, в 50-е гг., в системы валютного контроля многих западноевропейс¬ких стран были внесены некоторые смягчения: например, во Франции были разрешены сво¬бодная торговля золотом внутри страны и ввоз франков из-за границы, постепенно увеличива¬лась норма свободного вывоза франков за гра¬ницу как французскими гражданами, так и ино¬странцами [9, c. 7].
С 1959 г. Франция ввела обрати¬мость франка в доллары по текущим операци¬ям для нерезидентов (как правило, иностран¬цев), а Великобритания — обратимость фунта стерлингов в доллары для всех лиц, проживаю¬щих вне стерлинговой зоны. Вслед за Францией объявили о частичной обратимости своих валют в доллары и другие валюты также ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Италия. Аналогичные меры были проведены Шве¬цией, Норвегией, Данией, Финляндией, Авст¬рией, Ирландией, Португалией. В ФРГ установ¬лена полная обратимость национальной валю¬ты, то есть предоставлены неограниченные воз¬можности как резидентам, так и нерезидентам, вывозить, ввозить и переводить на счета иност¬ранцев марки ФРГ для расчетов по любым операциям, а также свободно обменивать их на валюты любых других стран.
Одной из наиболее часто применяемых в 70—80-х гг. XX века развитыми странами (например, Германией, Японией, Францией, Голландией, Швейцарией, Италией) форм валютных ограничений была обязательная продажа государству валютной выручки, полученной при расчетах по экспортным операциям в строго оговоренные сроки [9, c. 7].
Другой наиболее распространенной формой валютных ограничений являлся запрет па инвестиции нерезидентов и продажу национальных ценных бумаг нерезидентам (например, в Германии, Японии, Франции, Швеции).
Многие развитые страны применяли также форму валютных ограничений, предусматривающую запрет или предварительное разрешение на открытие валютных счетов за границей (Франция, Италия, Дания, Канада, Голландия, Япония).
Еще одна из форм валютных ограничений, применяемая развитыми странами, — лимитирование денежных переводов физических лиц. Так, в Германии контролировались денежные переводы физических лиц свыше 2000 немецких марок (как поступления из-за границы, так и перечисления за границу). В Японии подвергались контролю денежные переводы свыше 5 млн. иен.
В настоящее время в развитых индустриальных странах валютные ограничения по счету текущих операций, по капитальному счету и по внутреннему обороту валютных ценностей отменены.
В развивающихся странах широко использовались валютные ограничения по обязательной продаже государству части валютной выручки (например, в Бразилии, Венесуэле, Малайзии, Таиланде).
Страны с переходной экономикой на стадии становления собственной денежно-кредитной и валютной политики в 90-е гг. прошлого столетия активно применяли различные формы валютных ограничений [9, c. 8].
Так, в Румынии и Чехии на протяжении нескольких лет действовали количественные ограничения на покупку валюты населением. В Румынии одно физическое лицо — резидент в течение года имело право купить не более 500 долл. США. В Чехии одно физическое лицо — резидент в течение года могло приобрести иностранную валюту в сумме, которая была эквивалентна 7500 крон в 1992 г., 10 000 крон — в 1993 г., 15 000 крон — в 1994 г., 100 000 крон — в 1995 г. [9, c. 8].
Румыния, Чехия и Венгрия применяли форму валютных ограничений в виде запрета либо разрешительной процедуры на открытие валютных счетов за границей.
Распространенными формами валютных ограничений являлись запреты (установление лимита) на осуществление прямых инвестиций резидентов во внешнюю экономику и краткосрочных портфельных инвестиций, то есть приобретение ценных бумаг резидентами у нерезидентов (например, в Польше, Венгрии, Чехии).
Как показывает зарубежный опыт, отмене валютных ограничений по капитальному счету должно предшествовать достижение макроэкономической стабильности посредством, прежде всего, жесткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, а также создание в стране благоприятного инвестиционного климата.
В большинстве стран отмена валютных ограничений (в данном случае по оттоку капитала из страны) начиналась с операций, наиболее важных для обеспечения производственной деятельности, и лишь затем распространялась на операции, которые могли быть связаны с движением краткосрочного спекулятивного капитала. Так, прямые иностранные инвестиции разрешались раньше, чем портфельные, а товарные и коммерческие кредиты — раньше, чем финансовые кредиты. Снятие ограничений по операциям с акциями проходило раньше, чем по операциям с долгосрочными облигациями. При этом возможность контроля за инструментами финансового рынка сохранялась как можно дольше. Наконец, в последнюю очередь разрешалось открытие счетов резидентов в банках-нерезидентах.
В целом в первую очередь отменялись ограничения на валютные операции юридических лиц, и лишь затем — физических лиц, так как считалось необходимым, прежде всего, обеспечить доступ национальных предприятий на иностранные рынки капитала. Принимались во внимание также задачи налогового контроля и сбора статистической информации: гораздо сложнее отследить многочисленные мелкие операции физических лиц, чем более крупные операции предприятий.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РБ

В процессе создания собственной валютной системы Республика Беларусь столкнулась с проблемами, связанными с неуравновешенностью платежного баланса, который характеризовался дефицитом торгового баланса в последнее десятилетие (исключением является 2005 г.), низким уровнем золотовалютных резервов и снижением курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.
В течение 16 лет Республика Беларусь применяла различные формы ограничений по валютным операциям текущего характера, по валютным операциям, связанным с движением капитала, и по внутреннему обороту валютных ценностей.
Можно выделить пять основных этапов применения в Республике Беларусь различных форм валютных ограничений:
I этап — апрель 1992-го — март 1995 г.;
II этап — апрель 1995-го — март 1996 г.;
III этап — апрель 1996-го — июнь 2001 г.;
IV этап — июнь 2001 -го — октябрь 2003 г.;
V этап — ноябрь 2003 –го и по настоящее время [12, c. 51].
Первый этап применения государственными органами валютных ограничений в Республике Беларусь, началом которого явилось принятие постановления Верховного Совета Республики Беларусь от 20.03.1992 № 1538 X11 "О временном порядке валютного регулирования и проведения валютных операций на территории Республики Беларусь", сопровождался формированием валютного законодательства.
Одно из требований данного постановления касалось открытия субъектами хозяйствования счетов за пределами Республики Беларусь только при наличии лицензии Национального банка. Установление валютного ограничения по счетам, открываемым субъектами хозяйствования за границей, явилось первым валютным ограничением, примененным в Республике Беларусь.
В соответствии с данным постановлением Национальный банк утвердил положение от 13.07.1992 № 18 "О временном порядке проведения валютных операций на территории Республики Беларусь", которое определило не только принципы осуществления валютных операций, но и ввело ограничения на использование иностранной валюты на территории РБ.
Одновременно с установлением рыночной котировки белорусского рубля в конце 1993 г. был введен режим "свободного плавания", который продлился до февраля 1995 г., и Национальный банк впервые применил валютные ограничения которые распространялись на валютные операции:
— проводимые по рублевым счетам нерезидентов в банках-резидентах;
— касающиеся сроков обязательной продажи иностранной валюты, поступающей в качестве экспортной выручки на транзитные счета резидентов;
— связанные с установлением лимитов по суммам при осуществлении импортерами авансовых платежей:
— физических лиц в части количественного ограничения ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты. а также ее использованием в соответствии с законодательством;
— связанные с возможностью приобретения на Межбанковской валютной бирже иностранной валюты;
— связанные с движением капитала (только с разрешения Национального банка).
Надо отметить, что одним из значимых валютных ограничений являлось проведение субъектами хозяйствования обязательной продажи 20 % валютной выручки, установленное органами государственного управления с января 1993 г.. В 1994 г. норма обязательной продажи была увеличена с 20 до 50 %. Причем данный норматив применялся не к валютной выручке, а к поступлениям на счета субъектов хозяйствования свободно-конвертируемой валюты [12, c. 52].
Проводимая в Республике Беларусь в 1993—1994 гг. валютная политика с учетом применяемых валютных ограничений не смогла предотвратить ни рост инфляции (индекс потребительских цен в 1993 г. составлял 2 096,6 %, а в 1994 г. — 2 059,9 %), ни обесценение белорусского рубля (за 1993 год обменный курс бел. рубля к доллару США снизился более чем в 13 раз, за 1994 г.— более чем в 15 раз) [12, c. 52].
Второй этап применения валютных ограничений начался в апреле 1995 года, когда Национальный банк во избежание дальнейшей девальвации белорусского рубля перешел к фиксированному курсу белорусского рубля (11 500 бел. руб. за 1 долл. США), существенно ужесточил денежно-кредитную политику, элементами которой являлись:
— установление положительной ставки рефинансирования с одновременной увязкой минимальных процентных ставок банков по срочным депозитам с текущей ставкой рефинансирования;
— увеличение нормы резервных требований по рублевым депозитам с 5,5 % в марте до 15 % в июле 1995 г., по валютным депозитам — до 10 %;
— увеличение минимальной величины УФ банков;
— сжатие кредитной эмиссии, покрывающей дефицит государственного бюджета [12, c. 52].
Принятие данных требований способствовало установлению финансовой стабилизации, правда, на короткий срок, поскольку в реальном секторе экономики не были проведены необходимые реформы (сохранена система дотаций предприятий, в том числе и убыточных; отсутствовал взвешенный подход к разгосударствлению предприятий в целях привлечения в экономику дополнительных финансовых ресурсов и так далее).
Одним из элементов валютной политики являлось сокращение с января 1995 г. расчетов в иностранной валюте в розничной торговле и оказании услуг гражданам на территории Республики Беларусь. При этом была осуществлена попытка свести до минимума расчеты в иностранной валюте в розничном товарообороте (в дальнейшем Национальный банк восстановил расчеты в сфере розничной торговли и оказания услуг за иностранную валюту, что частично имеет место и в настоящее время). С целью уменьшения спроса на иностранную валюту со стороны Национального банка были введены валютные ограничения. Национальный банк запретил нерезидентам покупать свободно-конвертируемую валюту с рублевых счетов типа "Н", а с ноября 1995 г. купля-продажа долларов США, немецких марок и российских рублей была переведена на Межбанковскую валютную биржу (далее — МВБ), при этом был усилен контроль государства за данными операциями.
Данные меры не могли кардинально улучшить ситуацию на валютном рынке, поскольку фиксированный курс белорусского рубля поддерживался в условиях отрицательных процентных ставок, роста кредитной эмиссии и высокой инфляции, которая составила 244 % за 1995 г. [2, c. 16].
В начале 1996 г. белорусские предприятия, импортирующие сырье, материалы, комплектующие, необходимые для производства, а также готовую продукцию для реализации населению страны, начали испытывать трудности с приобретением иностранной валюты на Межбанковской валютной бирже, что привело к снижению курса белорусского рубля на внутреннем валютном рынке (18 000 бел. руб. за 1 долл. США — при проведении безналичных расчетов, 15 000 бел. руб. за 1 долл. США — на наличном рынке, 11 500 бел. руб. за 1 долл. США — официальный курс Национального банка) [2, c. 22].
Наличие разных валютных курсов на всех сегментах валютного рынка способствовало установлению множественности курсов в Республике Беларусь.
Постоянно увеличивающийся спрос на иностранную валюту, наличие дефицита внешней торговли (за I квартал 1996 г. — 498,5 млн. долл. США) побудили финансовые власти к ужесточению валютной политики с введением очередных валютных ограничений, выражающихся в следующем:
— установление 100 % обязательной продажи валюты на МВБ;
— введение предварительного бронирования банками белорусских рублей на счете МВБ, открытом в Национальном банке;
— установление 10 % сбора с покупателей валюты на МВБ с одновременным перечислением этих средств в фонд поддержки экспортеров;
— установление нижней и верхней границ колебаний обменного курса белорусского рубля (валютный коридор);
— запрет на выдачу кредитов в иностранной валюте юридическим лицам;
— осуществление операций с наличной валютой в рамках валютного коридора;
— установление Министерством экономики перечня продукции, на закупку которой в первую очередь должны выделяться валютные средства [12, c. 53].
Используя вышеперечисленные ограничения, органы государственного управления в апреле 1996 г. приступили к планомерной девальвации белорусского рубля в рамках установленного валютного коридора (11 300—13 100 бел. руб. за 1 долл. США) и перешли к третьему этапу применения валютных ограничений.
Во втором полугодии 1996 г. был предпринят ряд мер, связанных с отменой и ослаблением некоторых валютных ограничений. Прежде всего верхняя граница валютного коридора была установлена на уровне 15 500 бел. руб. за 1 долл. США, норма обязательной продажи была уменьшена наполовину (до 50 %), отменен 10 % сбор с резидентов, приобретавших иностранную валюту на МВБ. Банки вновь могли выдавать кредиты юридическим лицам в иностранной валюте, а также продавать юридическим лицам валюту, купленную у населения через обменные пункты валют [12, c. 53].
Частичная либерализация не позволила стабилизировать валютный рынок, поскольку одной из основных причин его дестабилизации являлось эмиссионное кредитование экономики, которое оказывало существенное влияние на валютный курс. Так, в IV квартале 1996 г. спрос импортеров на покупку валюты на МВБ для удовлетворения заявок под критический импорт превысил ее предложение предприятиями-экспортерами и банками почти в 17 раз. В 1997 г. ситуация на валютном рынке не изменилась [12, c. 54].
Особенность проведения валютной политики выражалась в следующем:
— ежедневное установление официального обменного курса на основе спроса и предложения иностранной валюты на МВБ с учетом темпа инфляции;
— с июня уменьшена норма обязательной продажи с 50 до 30 % с одновременной отменой большинства льгот по обязательной продаже для экспортеров.
Национальный банк в целях уменьшения спроса на наличном рынке иностранных валют с февраля 1997 г. ввел ограничение на продажу наличной иностранной валюты, эквивалентной 500 долл. США на одно физическое лицо [2, c. 24].
Для устранения разрыва между официальным и рыночным курсом белорусского рубля Национальный банк в течение 1997 г. осуществил его девальвацию почти в 2 раза (на 1 января 1997 г. — 15 500 бел. руб. за 1 долл. США. а на 31 декабря 1997 г. — 30 740 бел. руб.за 1 долл. США), что позволило сократить разрыв с котировками на внешних рынках с января по декабрь с 68 до 37 % [13, c. 51].
Однако девальвационные меры не принесли экономического эффекта для предприятий-экспортеров, что было обусловлено наличием административных ограничений роста цен в условиях инфляции, невозможностью приобретения в необходимом объеме иностранной валюты на валютном рынке.
Проведение в 1997 г. более гибкой валютной политики существенно не улучшило экономическое состояние страны. Одной из основных причин являлась продолжающаяся денежная эмиссия, которая вызвала в стране инфляцию(ИПЦ составил 163.1 %, что на 17,2 % пункта больше, чем в 1996 г.) [13, c. 51].
При крайне высоких показателях инфляции процентные ставки имели отрицательные значения, при которых потери населения и субъектов хозяйствования по депозитам в белорусских рублях составили 13,7 трлн. бел. руб. Данная ситуация способствовала нарастанию в стране инфляционных и девальвационных ожиданий населения и предприятий, которые проявились в последующем.
В начале 1998 г. Национальный банк прибегнул к незначительной либерализации валютного рынка путем отмены валютных ограничений для банков-нерезидентов, имеющих рублевые корсчета в банках-резидентах и через них осуществляющих покупку иностранной валюты. В связи с отменой данного валютного ограничения повысился спрос на иностранную валюту, что, в свою очередь, отразилось на увеличении разницы между официальным и рыночным курсами (в феврале — 9700 бел. руб., в марте — 4 300 бел. руб., или прирост более 40 wacko [13, c. 51].
Также Национальный банк ужесточил ограничение на продажу наличной иностранной валюты в сумме, эквивалентной 200 долл. США на одно физическое лицо. Был установлен порядок, при котором экспорт белорусской продукции должен был оплачиваться только в СКВ и в российских рублях.
Серьезным образом на развитие валютных отношений в Республике Беларусь повлиял августовский финансовый кризис в России, в результате которого произошла девальвация российского рубля к доллару США более чем в 3 раза. На фоне мгновенной девальвации многие российские предприятия стали неплатежеспособны, что автоматически отразилось сокращением белорусского экспорта в Россию.
Создавшаяся к началу 1999 г. ситуация характеризовалась проблемами в части возврата валютной выручки в Республику Беларусь, невозможностью полного удовлетворения спроса импортеров на иностранную валюту на валютном рынке, что обусловило создание параллельных валютных рынков и увеличение разницы между официальным курсом белорусского рубля и его котировками на различных сегментах валютного рынка. Кроме того, в условиях гиперинфляции (прирост ИПЦ за год составил 240,5 wacko большое давление на валютный рынок оказывал растущий спрос на иностранную валюту со стороны населения и субъектов хозяйствования [13, c. 51].
В связи с этим первоочередными задачами валютной политики являлись:
— сближение котировок белорусского рубля на всех сегментах валютного рынка;
— создание предпосылок для перехода к единому курсу белорусского рубля и обеспечения его конвертируемости по текущим операциям платежного баланса;
— сокращение дефицита иностранной валюты на валютном рынке Беларуси.
Для выполнения обозначенных целей необходимо было решить следующие задачи:
— увеличить экспорт с одновременным сокращением дефицита внешнеторгового баланса;
— обеспечить репатриацию валютной выручки;
— увеличить золотовалютные резервы:
— сократить размеры эмиссионного кредитования экономики;
— сократить высокие темпы инфляции.
В начале 2000 г. кардинальных перемен на валютном рынке не произошло. По-прежнему на различных сегментах рынка существовала собственная котировка курса белорусского рубля (на основной сессии МВБ, на дополнительной сессии МВБ, на межбанковском рынке, в пунктах обмена валют), количественные параметры которого находились в пределах от 320 000 до 900 000 бел. руб. за 1 долл. США.
В целях выравнивания котировок курса белорусского рубля, устанавливающихся на различных сегментах валютного рынка, Национальный банк начал планомерную ускоренную девальвацию официального курса белорусского рубля, которая за первое полугодие 2000 г. составила 211 % (за весь год — 369 wacko [13, c. 53].
В сентябре 2000 г. был осуществлен переход к единому валютному курсу, что явилось одним из важных общих достижений денежно-кредитной и экономической политики в целом. Выравнивание курса белорусского рубля положительно отразилось на увеличении предложения иностранной валюты со стороны субъектов хозяйствования на внутреннем валютном рынке. Обязательная продажа валюты на Белорусской валютно-фондовой бирже и поступление валютной выручки увеличились в 2000 г. по сравнению с 1999 г. более чем в 2 раза [13, c. 53].
Валютная политика в 2001 г. была сконцентрирована на стабилизации валютного курса посредством воздействия на него инструментами денежно-кредитной политики (ставка рефинансирования, процентные ставки по депозитно-кредитным операциям, резервные требования и др.).
Национальный банк, продолжая дальнейшую либерализацию в сфере валютного законодательства, в апреле отменил количественное ограничение, связанное с продажей иностранной валюты на одно физическое лицо, которое было введено с 1997 г.
С 1 июля 2001 г. вступили в силу Правила проведения валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденные постановлением Правления Национального банка от 28.04.2001 №100.
Данным документом Национальный банк утвердил перечень валютных операций, связанных с движением капитала, которые можно было осуществлять без разрешения Национального банка (например, расчеты по договорам финансовой аренды; операции на первичном и вторичном рынке с. ценными бумагами, эмитированными резидентами; реинвестирование в уставный фонд нерезидента, а также репатриация инвестиций и другие операции). Тем самым Национальный банк начал либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала.
Кроме того, в июне 2001 г. Национальный банк снял запрет на покупку иностранной валюты нерезидентами с оплатой в белорусских рублях с рублевых счетов типа "Т" и корреспондентских счетов банков-нерезидентов, открытых в банках Республики Беларусь.
Устранение данного валютного ограничения дало нерезидентам свободный доступ к рублевым и валютным ресурсам на всех сегментах валютного рынка. Данная мера позволила Республике Беларусь присоединиться к статье VIII Статей Соглашения МВФ, и тем самым белорусский рубль был признан валютой, конвертируемой по текущим операциям платежного баланса.
С отменой валютных ограничений но текущим операциям платежного баланса начался четвертый этап применения Национальным банком валютных ограничений.
Поддержание реальных процентных ставок на депозитно-кредитном рынке на положительном уровне, ограничение денежного предложения способствовали замедлению девальвации белорусского рубля и инфляционных процессов— уменьшению обесценения доходов населения и субъектов хозяйствования, увеличению реальных денежных доходов населения и повышению склонности населения к сбережениям. Уровень инфляции в 2001 г. уменьшился почти в 2 раза по сравнению с 2000 г. [13, c. 54].
Валютная политика в 2002 г. была ориентирована на обеспечение конвертируемости белорусского рубля по текущим операциям платежного баланса. Для выполнения поставленной задачи был обеспечен свободный перелив денежных средств между различными сегментами валютного рынка, не допускалось функционирования системы множественности валютных курсов, дискриминационной практики конвертируемости национальной валюты, принадлежащей нерезидентам.
Особенностью проведения валютной политики в 2003 г. стало принятие Закона Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле". Данным документом были обобщены нормы валютного законодательства, а также сделан шаг в сторону дальнейшей либерализации валютных операций, связанных с движением капитала, который заключался в переходе от разрешительного регламента проведения данных операций к регистрационному и уведомительному порядку (начало пятого этапа действия валютных ограничений в Республике Беларусь) [13, c. 54].
В соответствии с вышеупомянутым Законом Национальным банком были разработаны Правила проведения валютных операций, которые вступили в силу с июля 2004 г. Данным документом предусматривалось четыре режима проведения валютных операций, связанных с движением капитала: разрешительный, регистрационный, уведомительный и без разрешения Национального банка. Разрешительный и регистрационный режимы можно обозначить как элементы валютных ограничений.
В разрешительном режиме осуществляются следующие валютные операции:
— приобретение резидентами у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами (портфельные инвестиции);
— приобретение резидентами акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента (прямые инвестиции);
— получение резидентами от нерезидентов кредитов (займов) на срок более 180 дней;
— предоставление резидентами нерезидентам займов на срок более 180 дней;
— покупка резидентами недвижимости за пределами Республики Беларусь;
— осуществление резидентами операций через счета, открываемые за пределами РБ.
Из представленного перечня видно, что Национальным банком установлены ограничения валютных операций капитального характера, связанные в основном с оттоком капитала из Республики Беларусь.
Валютные операции, связанные с движением капитала, не вошедшие в перечень операций разрешительного и регистрационного порядка, осуществляются резидентами в уведомительном порядке. Тем самым Национальный банк продолжил целенаправленную либерализацию валютных операций, связанных с движением капитала.
Кроме того, резиденты получили право свободно открывать счета в банках-нерезидентах за пределами Республики Беларусь для осуществления собственного кредитования.
С 1 января 2005 г. был введен уведомительный порядок открытия юридическими лицами (кроме банков) счетов в национальных валютах в банках государств — участников ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Таджикистан, Республика Узбекистан) для содержания своих представительств без разрешения на осуществление коммерческой деятельности [10, c. 11].
В I квартале 2006 г. Нацбанк внес изменение в законодательство в части проведения валютно-обменных операций, связанный с покупкой-продажей физическим лицом иностранной валюты в сумме не превышающей эквивалент 2000 базовых величин в бел. руб. при котором не требуется регистрация паспортных данных физического лица, осуществляющего операцию.
Во ΙΙ квартале 2006 г. Национальным банком была увеличена до 10000 долл. сумма наличной иностранной валюты не требующей декларирования в таможенных органа РБ при ввозе [10, c. 13].
В ΙΙΙ квартале 2006 г. Национальным банком была увеличена сумма авансового платежа с 500 тыс. долл. Да 3 млн. долл. в эквиваленте при осуществлении которого в пользу нерезидента не требуется разрешение Нацбанка РБ [10, c. 13].
В настоящее время в РБ существуют валютные ограничения по капитальному счету, направленные на предотвращение оттока капитала из страны. По счеты текущих операция существуют валютные ограничения в части проведения и сроков осязательной продажи экспортной валютной выручки, которые на сегодняшний день составляют, соответственно, 30% и 7 рабочих дней. Отмена обязательной продажи валютной выручки или уменьшение процента обязательной продажи в настоящее время и в краткосрочной перспективе является нецелесообразным, а с точки зрения экономики — неэффективным мероприятием. Существует несколько причин, свидетельствующих о преждевременности процедуры, связанной с отменой (либо уменьшением норматива) обязательной продажи:
— снижение за три квартала 2006 г. золотовалютных резервов на 141,3 млн. долл. США;
— наличие дефицита по счету текущих операций (на 01.12.2006 — 824 млн. долл. США) [13, c. 54].
По внутреннему обороту валютных ценностей установлен список товаров, услуг, реализуемых физическим лицам за иностранную валюту. В данный перечень включены следующие товары и услуги: нефтепродукты, авиа и железнодорожные билеты, туристические и страховые услуги, розничная торговля в магазинах беспошлинной торговли.
Сложившаяся ситуация предполагает, с одной стороны, вовлечение в финансовый оборот страны от физических лиц дополнительных ресурсов в иностранной валюте, с другой — сохранение достаточно высокого спроса на иностранную валюту со стороны физических лиц в условиях низкой инфляции и стабильно прогнозируемого курса белорусского рубля. В данном случае в ближайшей перспективе необходимо осуществлять мероприятия по сокращению расчетов в иностранной валюте внутри страны с одновременным повышением доверия резидентов к национальной валюте, а также создание финансовых механизмов, позволяющих расширить использование национальной валюты внутри страны с целью извлечения дохода.
Проведенный анализ валютных ограничений, применяемых в Республике Беларусь, позволяет сделать некоторые промежуточные выводы.
Во-первых, устанавливаемые валютные ограничения (с момента их введения и по настоящее время) не решили полностью проблему отрицательного сальдо торгового баланса страны и дефицита счета текущих операций.
Во-вторых, отсутствие в течение почти 5 лет валютных ограничений по притоку капитала не привело к улучшению состояния капитального счета платежного баланса.
В-третьих, действующие валютные ограничения, связанные с оттоком капитала из страны, способствуют сохранению макроэкономической стабильности в РБ.
В связи с этим РБ, устанавливая либо отменяя ограничения по валютным операциям, должна исходить, прежде всего, из текущего состояния национальной экономики.
Валютные ограничения, применяемые Нацбанком в настоящее время по счету капитальных операций и финансовому счету, не только соответствуют уровню развития финансового рынка, но и способствуют при осуществлении резидентами внешнеэкономических операций минимизации рисков, которые, в свою очередь, могут оказать негативное влияние на макроэкономические показатели государства.

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РБ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В Республике Беларусь еще в 2006 г. наметилась устойчивая тенденция к отмене валютных ограничений, и этому способствовала динамика экономического развития страны. Рубль укреплялся, заработная плата росла, увеличивалась платежеспособность населения, получившего более широкий и свободный доступ к относительно недорогим потребительским кредитам и т.п.
Однако макроэкономическая ситуация существенно изменилась в начале 2007 г. вследствие введения Российской Федерацией новых условий купли-продажи энергоресурсов, заключающихся в повышении экспортной пошлины на нефть и цены на поставляемый газ.
Последовавший далее мировой финансовый кризис, начавшийся весной 2007 г. Только усугубил ситуацию на мировых ранках, включая валютный. Многие западные были вынуждены применить меры, направленные на борьбу с ним. Центральные банки многих западноевропейских государств снизили ставку рефинансирования (США до 1%, ЕЦБ до 3.75%), РФ в целях поддержания курса рубля и предотвращения роста инфляции в экономике повысила ставку до 13%. Белорусским Национальным банком ставка была повышена на 0,25 процентного пункта до 11% 11 ноября 2008 г. [5].
В такой ситуации была невозможна дальнейшая либерализации валютного законодательства РБ. Давление на внутренний валютный рынок страна ощутила незамедлительно, поэтому опасность его обвала вынудила ввести некоторые новые валютные ограничения.
Одна из них касалась порядка проведения авансовых платежей. Так, 12 февраля 2007 г. Национальным банком были внесены изменения в Инструкцию по осуществлению авансовых платежей по внешнеторговым договорам, утвержденную постановлением Правления Национального банка 28.08.2003 № 153, в результате чего лимит авансовых платежей в пользу одного нерезидента уменьшился с 3 млн. до 500 тыс. долл. США. Данное изменение было направлено на предотвращение оттока иностранной валюты из страны и для поддержания стабильности внутреннего валютного рынка [13, c. 54].
В 2008 году постановлением Нацбанка РБ от 4 июня 2008 г. № 69 «О внесении изменений в Правила проведения валютных операций» были внесены поправки в постановление Правления Нацбанка «Об утверждении правил проведения валютных операций» от 30 апреля 2004 г. N 72. Данные изменения коснулись:
- порядка осуществления субъектами валютных операций (кроме банков) валютных операций, связанных с движением капитала;
- порядка осуществления банками валютных операций, связанных с движением капитала [7].
Но наиболее кардинальные изменения в сфере валютных ограничений в РБ были ведены с принятием постановление Правления Нацбанка «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» от 11 ноября 2008 г. № 165.
Данным законодательным актом запрещено проведение импортером платежа в пользу нерезидента со счета, открытого в банке Республики Беларусь, по внешнеторговым операциям, осуществляемым в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт, до даты прекращения нерезидентом своих обязательств перед импортером по поставке товаров, передаче охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнению работ, оказанию услуг. Фактически введен запрет на авансовый платеж в пользу нерезидента по обязательствам внешнеторгового контракта [8].
Исключением из данного правила являются внешнеторговые договоры по которым у импортера имеется разрешение Нацбанка РБ, подписанное Председателем Правления Нацбанка либо его заместителем. Для получения разрешения Нацбанка, импортер представляет в Нацбанк ходатайство Совета Министров РБ с обоснованием необходимости получения данного разрешения. Таким образом, количество предприятий работавших по авансовой форме расчетов, резко сократится. Так как нормами данного акта оговаривается, что Банк Республики Беларусь обязан отказать импортеру в исполнении представленной платежной инструкции, если условия проведения платежа импортера не соответствуют предписаниям настоящего постановления [8].
Можно отметить, что вероятными предпосылками данного постановления явились как внутренние (отрицательное сальдо торгового баланса в 2944,2 млн. долл. в 2007 г.), так и внешние (финансовый кризис и кризис ликвидности в мировой экономике) [6].
В силу того, что постановление Правления Нацбанка «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» от 11 ноября 2008 г. № 165 вступило в силу совсем недавно, а втор данной курсовой работы не располагает статистическими данными об улучшении или ухудшении макроэкономической ситуации в РБ вследствие введения валютных ограничений в нем предусмотренных.
В заключении хотелось бы отметить, что противоречивая природа валютных ограничений на данном этапе развития экономики РБ все же содержит больше негативных моментов для развития свободного рынка. В достижении положительного эффекта главный упор должен делаться на экономические стимулы, а не на административные, а для этого необходимо создавать благоприятные условия, чтобы юридическому или физическому лицу было выгоднее соблюдать законы, чем изобретать хитроумные способы обхода действующих запретов и ограничений.
Остается надеется, что постановление Правления Нацбанка «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» от 11 ноября 2008 г. № 165 носит временный характер, и будет либо доработано, либо упразднено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Валютные ограничения широко распространены в мировой практике. Они применяются государствами в зависимости от сложившейся экономической ситуации и призваны решать конкретные проблемы, стоящие перед экономикой. Задачи, которые государства решают с помощью введения валютных ограничений, можно условно разделить на:
- выравнивание и оптимизация структуры платежного баланса страны;
- стабилизация или поддержание валютного курса.
История валютной политики Республики Беларусь — по сути дела, это хронология валютных ограничений, интенсивность которых на протяжении всего пути изменяла свою силу, но основной тенденцией все же было заметное уменьшение числа этих ограничений.
Проведенный анализ валютных ограничений, применяемых в Республике Беларусь, позволяет сделать некоторые промежуточные выводы. Во-первых, устанавливаемые валютные ограничения (с момента их введения и по настоящее время) не решили полностью проблему отрицательного сальдо торгового баланса страны и дефицита счета текущих операций. Во-вторых, отсутствие в течение почти 5 лет валютных ограничений по притоку капитала не привело к улучшению состояния капитального счета платежного баланса. В-третьих, действующие валютные ограничения, связанные с оттоком капитала из страны, способствуют сохранению макроэкономической стабильности в Республике Беларусь.
В связи с этим Республика Беларусь, устанавливая либо отменяя ограничения по валютным операциям, должна исходить, прежде всего, из текущего состояния национальной экономики.
На современном этапе, в условиях финансового кризиса, введение новых валютных ограничений и ужесточение валютного режима неизбежно. Важно помнить, что валютные ограничения должны соответствовать проблем на решение которых они направлены.


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.