Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Центральный банк и его сущность


СОДЕРЖАНИЕ

Сущность центральных банков, цели, задачи и функции их деятельности. Проблема независимости центральных банков и их роль в экономике

1.1 Сущность центральных банков, цели, задачи и функции их деятельности

Центральный банк является главным звеном кредитно-банковской системы, обеспечивает проведение денежно-кредитной политики, а также выполнение других общегосударственных функций.
Первые центральные банки возникли более трехсот лет назад. В то время возникла необходимость в централизации банкнотной эмиссии. Это привело к выделению так называемых «эмиссионных банков», которые пользовались всеобщим доверием, а их банкноты выполняли функцию средства обращения и средства платежа.
Можно выделить два пути формирования центральных банков:
▪ эволюционный путь – из числа коммерческих банков выделялись наиболее крупные и на их основе формировались центральные банки. Должно было пройти время, пока за банком официально закрепится его статус.
▪ революционный путь – центральные банки образовывались государством и изначально являлись эмиссионными центрами. Такой способ был характерен для тех стран, которые с опозданием вступили на рыночный путь развития [3, с.123].
До 19 века в создании эмиссионного банка не было необходимости, так как банкноты не занимали существенного места в денежном обороте. Банки тогда выпускали векселя по предъявлению, то есть банкноты, которые свободно обменивались на металлические деньги. И даже крупные банки в развитых странах, обслуживающие правительство, не имели статуса центрального банка. И только с развитием кредитно-денежных отношений, повышением роли банкнот в денежном обращении появилась необходимость в монополизации эмиссии наличных денег в едином центре. Банкноты отдельных, часто малоизвестных банков не пользовались доверием у населения, а банкноты коммерческих банков могли обращаться только в сфере деятельности этих банков. Такая эмиссия не поддавалась контролю со стороны государства. Пользуясь этим, банки зачастую выпускали банкноты, не обеспеченные золотом. В результате золота оказывалось недостаточно для удовлетворения спроса со стороны владельцев банкнот. Особенно остро это ощущалось в периоды кризисов. Поэтому необходимость в появлении государственных денег как всеобщего кредитного средства обращения, платежа и накопления привела к возникновению центральных банков, которые стали называться эмиссионными. Эту роль выполняли самые крупные и надежные банки страны. Примером могут служить центральный банк Швеции (Swedisk Riksbank), образованный в 1668 г., Банк Англии, образованный в 1694 г. [13, с. 10].
Примерами банков, созданных по революционному пути, являются Федеральная резервная система (ФРС) в США, банк Финляндии. Они изначально были учреждены как центральные [13, с. 11].
Выделение из общего количества банков одного из них на роль центрального означало начало формирования двухуровневой банковской системы, которая в нашей стране была создана 21 декабря 1990 г. и предполагала наличие центрального банка и сети коммерческих банковских учреждений.
Таким образом, наличие центрального банка и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпосылками эффективности рыночной экономики. Децентрализованное функционирование банковской системы, напротив, разнородность бумажных денег, отсутствие разумного регулирования денежного предложения, соответствующего нуждам экономики, вносят дополнительный хаос в структуру рынка.
Деятельность любого центрального банка подчинена следующим основным целям:
-обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы;
-обеспечение стабильности и ликвидности банковской системы;
-обеспечение эффективного и бесперебойного ведения расчетов, включая расчеты наличными деньгами [13, с. 16].
Отсюда логично вытекают основные направления деятельности и задачи, которые решает центральный банк для достижения стоящих перед ним целей.
Во-первых, банк выступает эмиссионным центром страны, решая при этом задачи организации выпуска и обращения наличных банкнот.
Во-вторых, он совершает свои операции преимущественно с банками данной страны, а не с торгово-промышленной клиентурой. Центральный банк хранит кассовые резервы коммерческих банков, предоставляет им кредиты, осуществляет надзор за банками и финансовыми рынками, выступает посредником между другими банками страны при безналичных расчетах. Выполнение этих задач делает центральный банк «банком банков» и главным расчетным центром страны.
В-третьих, центральный банк поддерживает государственные экономические программы, размещает государственные ценные бумаги, предоставляет кредиты, выполняет расчетные операции для правительства, хранит официальные золотовалютные резервы.
В-четвертых, в рыночной экономике перед центральным банком стоит задача осуществления денежно-кредитного регулирования экономики. Причем по мере либерализации экономики и сокращения прямого государственного вмешательства значение данной задачи повышается [21, с.361].
Исходя из перечисленных задач, стоящих перед центральными банками, можно сказать, что они действительно играют очень важную роль в экономике любой страны, так как организуют свою деятельность прежде всего с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.
Для достижения поставленных целей центральный банк реализует свои функции. В связи с тем, что в разных источниках выделяется разное количество функций центрального банка, их можно подразделить на основные (направленные на достижение целей деятельности центрального банка) и дополнительные (способствующие этому). В свою очередь основные функции делятся на регулирующие, обслуживающие и контролирующие [13, с. 17].
Регулирующие:
1. Реализация денежно-кредитной политики – основная функция. Она включает:
- определение направлений развития денежно-кредитной сферы для достижения устойчивых темпов экономического роста;
- выбор системы методов и инструментов денежно-кредитной политики;
- проведение исследований по проблемам повышения эффективности денежно-кредитного регулирования;
- создание и ведение статистической базы данных по денежной массе, кредитам и сбережениям;
Центральный банк совместно с правительством разрабатывает и реализует денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение стабильного экономического роста, снижение инфляции и безработицы, нормализацию платежного баланса. Денежно-кредитное регулирование экономики осуществляется путем воздействия на объем денежной массы, уровень процентных ставок, состояние ликвидности банковской системы, а также на валютный курс национальной денежной единицы [22, с.124].
2. Монопольная эмиссия банкнот – выпуск в обращение денег, причем исключительно в наличной форме. В каждом центральном банке есть специализированные подразделения, осуществляющие эмиссионно-кассовую работу. Наличные деньги необходимы для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности банковской системы. Эмиссия центрального банка носит кредитный характер и направлена на поддержание курса национальной валюты (путем покупки иностранной), регулирование банковской системы и финансирование бюджетного дефицита (на основе кредитования правительства или покупки его долговых обязательств), в отличие от коммерческих банков, которые таким образом расширяют свои операции. Центральный банк обычно имеет монополию на эмиссию бумажных денег на всей территории страны. Только в Великобритании в Шотландии и Северной Ирландии коммерческие банки могут осуществлять денежную эмиссию, но эти банкноты должны быть на 100% обеспечены банкнотами Банка Англии [13, с. 17].
3. Регулирование безналичной эмиссии коммерческих банков осуществляется в целях регулирования ликвидности банковской системы, стабилизации национальной денежной единицы или кредитования правительства [20, с. 22].
4. Управление золотовалютными резервами. Эта функция всегда была связана с эмиссией. Колебания золотых резервов зависели от состояния платежного баланса и отражались на количестве денег, выпускаемых в обращение. Сейчас золотой резерв – резервный актив и гарантийно-страховой фонд в международных расчетах. Можно сказать, что золотовалютные резервы в настоящее время тоже оказывают значительное влияние на покрытие дефицита платежного баланса и поддержание курса национальной валюты [20, с.22].
Обслуживающие:
1. Обеспечение бесперебойного функционирования системы наличных и безналичных расчетов. Вместе с тем непосредственное участие центральных банков в платежных системах не является обязательным - некоторые центральные банки ограничиваются контролем за деятельностью этих систем.
2. Центральный банк – финансовый агент правительства, выступая его кассиром, кредитором и финансовым консультантом. Конкретно центральный банк размещает государственный долг на более выгодных условиях, осуществляет расчетно-кассовое обслуживание средств бюджета, консультирует правительство по различным вопросам. В некоторых странах центральный банк ведет кассовое исполнение государственного бюджета.
3. Центральный банк – «банк банков».
Центральный банк непосредственно не работает с юридическими и физическими лицами, его клиентами являются коммерческие банки. Являясь «банком банков», он хранит свободные денежные резервы коммерческих банков, является расчетным центром банковской системы, предоставляет кредиты, а также является регулирующим органом платежной системы. Часто центральные банки выполняют функции национального клирингового центра, который осуществляет расчеты как на национальном, так и на международном уровне.
4. Центральный банк выступает в роли «кредитора последней инстанции», т.е. предоставляет кредиты коммерческим банкам, не допуская их банкротства, так как обладает абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты. Эта роль центральных банков особенно возрастает в периоды кризисов. Своевременное предоставление кредитов коммерческим банкам позволяет предотвратить неуверенность вкладчиков и не допустить возникновения цепной реакции банковских банкротств [13, с.20].
Контрольные:
1. Контроль за деятельностью кредитно-банковской системы. Он производится в целях подтверждения надежности и стабильности банковской системы, защиты интересов вкладчиков и кредиторов. Этот контроль в разных странах имеет свои особенности, может осуществляться исключительно центральным банком (Беларусь, Россия, Италия), совместно с другими надзорными органами (США, Германия, Франция) или только надзорными органами (Канада, Норвегия). Надзор центрального банка за коммерческими состоит в выдаче лицензий на осуществление банковской деятельности, проведение отдельных видов операций, а также в проверке и анализе их финансовой отчетности, ревизии их деятельности, установлении различных нормативов и контроле за их исполнением [3, с. 134].
2. Осуществление валютного контроля. Значимость данной функции зависит от уровня развития экономики той или иной страны и ее валютно-экономического положения. Т.е. в странах с переходной экономикой и неустойчивым платежным балансом валютному регулированию подлежит более широкий круг внешнеэкономических операций, чем в развитых странах [3, с.135].
Дополнительные функции также очень важны, т. к. они способствуют реализации основных. К ним можно отнести проведение аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание отношений с международными финансово-кредитными организациями и другие функции, необходимые для успешного достижения целей деятельности центрального банка [13, с. 21].
Таким образом, можно подвести итог. Центральные банки разных стран отличаются друг от друга, но их главные функции уже на протяжении нескольких десятилетий остаются практически неизменными. Итак, центральный банк:
- осуществляет монопольную эмиссию банкнот;
- является банкиром правительства;
- является «банком банков»;
- осуществляет денежно-кредитное регулирование и банковский надзор.
Однако по мере развития экономики происходит изменение содержания и значения в деятельности центрального банка некоторых из них. Функция монопольной эмиссии в настоящее время играет уже не такую роль, как раньше, в эпоху золотого стандарта, а принимает более технический характер: снабжение экономики наличными банкнотами, необходимыми для оплаты мелких покупок. Широкое распространение электронных платежей привело к снижению роли центрального банка как расчетного центра. Функции денежно-кредитного регулирования и банковского надзора, напротив, стали еще более значимыми.
Функции центральных банков постоянно модифицируются, так как экономическое развитие тоже не стоит на месте. Но их сущность остается неизменной: они выступают посредниками между обществом, государством и экономикой путем регулирования денежных и кредитных потоков в стране.
1.2 Проблема независимости центральных банков и их роль в экономике

Чтобы Центральный банк эффективно функционировал, проводимая им политика в денежно-кредитной сфере должна быть согласована с экономической политикой правительства. В свою очередь правительство не должно коренным образом влиять на деятельность центрального банка, т.е. встает вопрос о, так называемой, проблеме независимости центрального банка от правительства. Можно сказать, что это проблема согласования денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики государства. И если эта согласованность не противоречит интересам стабильности денежного обращения, то эффективное взаимодействие всегда лучше, чем формальная независимость. Считается, что чем выше степень независимости центрального банка, тем более стабильным является денежный оборот. Главное – найти для центрального банка такое место в структуре государственной власти, да и в самой банковской системе, чтобы оно позволяло в рамках его полномочий эффективно выполнять задачи и функции с учетом изменений, происходящих в стране и в мире в целом [9, с. 56].
Под независимостью понимают две ее составляющие: политическую и экономическую. Условия политической независимости – определение порядка назначения на должность и освобождения от должности руководящих органов центрального банка, определение сроков пребывания их в должности, подотчетности законодательной власти. В таком случае банк будет более независим, если его главу может назначить парламент или правление банка, а также чем дольше срок пребывания в должности управляющего и членов правления.
Экономическая независимость предполагает самостоятельность в проведении денежно-кредитной политики, в принятии решений в сфере кредитования правительства. Основной критерий – возможность законодательного изменения статуса центрального банка с позиции финансирования государственного бюджета. Таким образом, чем сложнее внести какие-либо изменения в устав, тем более независимым является банк. В пользу его независимости также свидетельствует небольшое количество целей денежно-кредитной политики и низкая степень их конфликтности и если в процессе их реализации «решающий голос» принадлежит центральному банку. Еще один важный критерий экономической эффективности – законодательное ограничение кредитования дефицита бюджета, т.е. чем более затруднено кредитование правительства центральным банком, тем он более независим [21, с.236].
До создания Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка наиболее независимым в Европе считался Бундесбанк в Германии, также довольно высокой степенью независимости обладал ФРС в США, наименее самостоятельными – центральные банки Франции и Италии, Англии. В Японии и Китае законодательные органы имеют право полностью контролировать деятельность центрального банка.
Существует такая закономерность, что в странах, для которых характерны централизм и сильная политическая власть, центральный банк обычно юридически более зависим от правительства. В федеративных государствах, напротив, центральный банк гораздо более самостоятелен.
В настоящее время наиболее независимым является центральный банк Новой Зеландии. Но надо сказать, что банк не может быть полностью независимым от правительства. Ведь деятельность центрального банка, особенно рассчитанная на долгосрочную перспективу, всегда должна быть согласована с общеэкономической политикой государства.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки можно разделить на следующие виды:
-государственные Их капитал принадлежит государству (Великобритания, ФРГ, Франция, Канада, Россия, Дания, Нидерланды).
-акционерные или частные (США)
-смешанные. Государству принадлежит только часть капитала банка (Япония, Италия).
Причем некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в ФРГ, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались после мирового экономического кризиса 1929-1933гг. и второй мировой войны (в Великобритании, Франции, Канаде) [13, с. 13].
Доля собственности государства в капитале центрального банка является важнейшим фактором, определяющим его место в экономике страны, которое в значительной степени зависит от национальных традиций и особенностей развития банковской системы.
Сейчас в большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству. В отдельных странах его акционерами выступают коммерческие банки и другие финансовые институты. Однако независимо от того, принадлежит государству капитал центрального банка или нет, между ним и правительством всегда существуют тесные связи, цели, задачи и функции центрального банка всегда определяются интересами общества.
Роль центрального банка в экономике достаточна велика. Прежде всего, это то, что центральный банк является проводником денежно-кредитной политики государства. Таким образом, наличие центрального банка и государственное регулирование денежно-кредитной сферы являются обязательными предпосылками эффективности рыночной экономики. К началу 20 века уже во многих странах имелись центральные банки. В настоящее время они являются главным звеном денежно-кредитной сферы практически всех государств. В каждой стране центральные банки имеют свои особенности, но, несмотря на это, есть и общие, характерные для каждого, принципы функционирования. Прежде всего, центральный банк – это эмиссионный банк. Но вместе с тем занимает особое положение в экономике, является «банком банков», а значит – центром кредитной системы в целом. Центральный банк имеет тесные связи с правительством, консультирует его, выступает в качестве банкира, реализует на практике денежно-кредитную политику, представляя общегосударственные интересы, заключающиеся в обеспечении стабильности денежного оборота, надежности и устойчивости национальных денег [21, с.239].
Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка.
Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.
Таким образом, в современной экономике центральные банки наделены основными полномочиями по регулированию деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной сферы в целом.
Важнейшая обязанность центрального банка в рыночной экономике – защищать стоимость и покупательную способность денег и способствовать нормальному функционированию финансовых рынков, а следовательно – экономическому росту. Значит, центральный банк должен знать все рынки и действующие на них организации, но главное – господствующие и складывающиеся на этих рынках тенденции. Тогда он сможет проводить эффективную денежно-кредитную политику, отвечающую требованиям экономики и общества [21, с. 241].
Итак, в настоящее время деятельность центрального банка приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит результативность проведения денежно-кредитной политики, стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

2 Осуществление денежно-кредитной политики центральными банками

«Важнейшая задача ФРС (Федеральной резервной системы – центрального банка США) – заложить оптимальные основы денежно-кредитной политики, с помощью которой будет обеспечен высокий и стабильный уровень производства товаров и услуг» (Миллер, 2000).
Данное высказывание является справедливым для любой страны, поскольку монетарный сектор – неотъемлемый элемент общей экономической системы государства. Поэтому механизм монетарной политики следует рассматривать как часть единого экономического механизма, реализующего стабильное расширенное воспроизводство [8, с. 28].
Существует много подходов к определению сущности денежно-кредитной политики, и каждый автор имеет свою точку зрения на этот счет. Обобщив данные и проанализировав их, можно дать, на мой взгляд, следующее определение:
Денежно-кредитная политика – это система взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых осуществляется воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы, находящейся в обращении, уровня процентных ставок, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежно-кредитного обращения и рынка ссудных капиталов [4, с. 10].
Основополагающими направлениями денежно-кредитной политики центрального банка являются:
- декларирование центральным банком четко определенной цели монетарной политики;
- наличие необходимых и достаточных полномочий у центрального банка для успешного достижения поставленной цели;
- наличие законодательно определенных способов разрешения спорных ситуаций в случае несовпадения интересов центрального банка и правительства при проведении монетарной политики, когда свобода действий центрального банка не ограничена влиянием правительства либо проводимая политика правительства несовместима с достижением целевых ориентиров монетарной политики;
- декларирование личной и финансовой независимости центрального банка.
Выделяют два типа монетарной политики:
• денежно-кредитная рестрикция (политика «дорогих» де­нег) - направлена на ограничение денежно-кредитной эмиссии, т.е. на ужесточение условий и ограничение объемов операций банков, повышение уровня процентных ставок.
Цели прове­дения денежно-кредитной рестрикции:
- сдерживание инфляции;
- улучшение сальдо платежного балан­са;
- сглаживание циклических колебаний деловой активности в периоды экономических подъемов.
• денежно-кредитная экспансия (политика «дешевых» де­нег) означает расширение масштабов кредитования экономики, ослабление контроля со стороны центрального банка за приростом количества денег в обращении, снижение уровня процентных ставок.
Цели проведения денежно-кредитной экспансии:
- стимулирование дело­вой активности и экономического роста;
- сокращение безработи­цы.
Сложность разработки оптимальной денежно-кредитной по­литики состоит в том, что достижение желаемых результатов по одним параметрам вызывает, как правило, ухудшение по другим. Так, стимулирование инвестиций и соответственно рост деловой активности в экономике за счет увеличения де­нежного предложения усиливает инфляцию. В то же время ме­ры, направленные на борьбу с инфляцией и улучшение состоя­ния платежного баланса, дестимулируют экономическую ак­тивность и ухудшают показатели занятости. В результате возникает проблема маневрирова­ния между задачами стимулирования экономической активно­сти и борьбы с инфляцией. Поэтому центральный банк должен последовательно прово­дить денежно-кредитную политику и действовать в зависимости от состояния экономики в тот или иной период ее развития [4, с. 16].
Денежно-кредитная политика реализуется путем проведе­ния денежно-кредитного регулирования — совокупности ме­роприятий ЦБ, направленных на достижение целей денеж­но-кредитной политики.
В зависимости от избрания тех или иных экономических приоритетов выделяют три вида денежно-кредитного регулиро­вания:
• гибкое регулирование, которое предполагает поддержание на привлекательном уровне ссудного процента, определяющего инвестиционные решения хозяйствующих субъектов. Рост спроса на деньги приводит к корректировке объема денежной массы в обращении, оставляя норму процента неизменной.
• жесткое регулирование, предполагающее сохранение не­изменным объема денежной массы. В этом случае любое изме­нение спроса на деньги будет влиять на величину ссудного про­цента, оставляя фиксированной денежную массу.
• промежуточное регулирование, когда корректируется и денежная масса, и уровень процента, что дает центральному банку возможность выбора степени своего влияния на денежный рынок в соответствии со складывающимися экономичес­кими условиями [13, с. 120].
Система денежно-кредитного регулирования базируется на определенных принципах, большинство из которых являются общими для любой страны с рыночной моделью экономики. Однако некоторые принципы могут быть индивидуальными и отражать национальные особенности каждой страны.
1. Принцип независимости центрального банка от испол­нительной власти и подотчетности его органам законодатель­ной власти. Он предполагает:
- институциональную независимость – законодательное закрепление за центральным банком исключительного права разработки и осуществления денежно-кредитной политики;
- материальную независимость — осуществление деятель­ности за счет собственных доходов;
- личную независимость — высшие органы центрального банка определяются законодательной властью и не зависят от исполнительной власти.
2. Принцип транспарентности (прозрачности) денежно-кредитной политики для субъектов рынка. Он предполагает постоянное информирование общественности через средства массовой информации о целях, инструментах монетарной политики, публикации статистики, отчетов и т.д. с тем, чтобы це­ли, задачи, а также действия центрального банка были прозрачными и понятными обществу.
3. Принцип безусловности денежно-кредитной политики, т.е. безусловное выполнение центральным банком официально принятых обязательств. Это предполагает, что:
• центральный банк должен принимать обязательства только по тем показателям, которые он в состоянии контролировать;
• число официально объявляемых показателей должно быть небольшим;
• планируемые показатели должны быть реально выпол­нимыми;
• необходимо предусматривать пространство для маневра на стадии утверждения целевых показателей (с учетом возмож­ных прогнозируемых отклонений).
4. Принцип централизованного управления системой де­нежно-кредитного регулирования означает, что:
• деятельность всей системы управляется из единого цен­тра — центрального банка;
• все субъекты системы в рамках данной территориальной единицы руководствуются единой денежно-кредитной политикой.
5. Принцип построения иерархии целей при разработке денежно-кредитной политики для рассматриваемой системы, который должен учитывать:
• специфику экономики государства и особенности этапа развития;
• ориентацию на достижение долгосрочного макроэконо­мического эффекта.
6. Принцип единства и взаимодополняемости денежно-кредитной политики другими состав­ляющими государственной макроэкономической политики [13, с. 125].
Для снижения риска, связанного с возможными ошибка­ми в предпринимаемых действиях, необходимо правильно оп­ределить стратегию денежно-кредитной политики. А для этого необходимо в первую очередь определить цели денежно-кредитной политики.
Их можно проклассифицировать по следующим признакам:
• по времени действия:
- конечные (общеэкономические);
- промежуточные (монетарные);
- тактические (оперативные);
• по границам действия:
-внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса);
-внутренние (стабилизация производства, уровень цен, обеспечение максималь­ной занятости населения).
Основными конечными целями системы денежно-кредитного регулиро­вания являются:
• рост производства товаров и услуг
• обеспечение занятости населения;
• обеспечение равновесия платежного баланса страны;
• стабильность покупательной способности национальной денежной единицы, как внешней (обменный курс), так и внут­ренней (цены внутри страны).
Они в совокупности получили название «ма­гический четырехугольник». Но, несмотря на их взаимосвязь, одновременно достичь всех невозможно. Причиной этого является противоположность методов их достижения (по­литика «дорогих» и «дешевых» денег).
Иногда к конечным целям относят также:
• справедливое распределение доходов;
• обеспечение экономической свободы;
• достижение эффективности производства и др.
Центральный банк не может напрямую воздействовать на параметры конечных целей. Это обусловлено тем, что монетарный сектор, несмотря на определенную самостоятельность, выполняет роль посредника, через которого проходят потоки денежных средств для функционирования других секторов экономики. Кроме того, не все факторы, влияющие на достижение этих целей, носят монетарный характер. Именно поэтому нужны промежуточные и операционные цели [8, с. 27].
Промежуточные цели используются центральными банками для реализации конечных обще­экономических целей. Можно назвать по крайней мере три основные причины, определяющие необходимость использования промежуточных целей денежно-кредитной политики:
• сложность отображения всех взаимосвязей экономичес­ких параметров на макроуровне;
• запаздывание реакции экономики на те или иные действия центрального банка в монетарном секторе (временной лаг);
• отсутствие у органов денежно-кредитного регулирования достаточной и своевременной экономической информации для принятия лучшего решения на долгосрочную перспективу.
При отборе промежуточных целей используется несколько критериев:
• согласованность с конечными целями денежно-кредитной политики;
• контролируемость, предполагающая возможность для цен­трального банка влиять на величину промежуточной переменной. Кроме того, важна устойчивая зависимость между инстру­ментами денежно-кредитного регулирования и промежуточной переменной;
• измеримость, предполагающая наличие возможности пра­вильно и точно измерить выбранную промежуточную перемен­ную;
• своевременность, т. е. достоверная информация об этой цели должна своевременно и регулярно поступать в центральный банк [13, с. 128].
На практике чаще всего используют следующие промежу­точные цели:
1. Таргетирование обменного курса - фиксирование обменного курса национальной валюты по отношению к валюте страны с низким уровнем инфляции.
Преимущес­тво данного монетарного режима в том, что он позволя­ет быстро снизить девальвационные ожидания субъектов эко­номики и темпы инфляции, а также он понятен простому обывателю. Данный режим часто применяется при трансформации переходной экономики в рыночную систему. В такой экономике уровень инфляции очень высок, а экономика сильно подвержена внешним шокам [4, с. 31].
Однако он имеет и недостатки:
• достижение целевого значения обменного курса в значитель­ной степени зависит от состояния внешнего сектора экономики;
• при фиксации номинального курса национальной валюты рост ее реального курса приводит к ухудшению сальдо текуще­го счета платежного баланса;
• при темпах инфляции ниже 15—20 % в год количественная связь между девальвацией и инфляцией на краткосрочных вре­менных интервалах ослабевает, что снижает эффективность денежно-кредитного регулирования;
• эффективность режима зависит от достаточности золото­валютных резервов и может негативно влиять на их уровень.
Основными инструментами центрального банка, с помощью которых он осуществляет режим таргетирования обменного курса, являются: положительные процентные ставки по кредитам рефинансирования банкам и покупке государственных ценных бумаг на открытом рынке, а также режим валютных интервенций, при котором не допускается административное вмешательство в действие рыночных механизмов. Центральный банк добивается стабильности обменного курса, снижения инфляционных ожиданий и уровня инфляции, а это способствует росту ВВП.
Эффективно выстроенный режим таргетирования обменного курса позволяет достигать небольшой разницы между темпами инфляции в национальной экономике и темпами инфляции страны, к валюте которой привязывается курс национальной валюты. Вместе с задачами подавления инфляции решаются проблемы поддержания конкурентоспособности экономики.
К сложностям данного режима можно отнести необходимость поддержания близких по уровню процентных ставок и уровней инфляции со страной-якорем. Если правительство и центральный банк делают что-то не так в осуществлении режима таргетирования обменного курса, то не будет поддерживаться стабильность всей экономики.
Использование этого режима в развивающихся странах приводит к затяжным финансовым кризисам. Высокая степень долларизации экономики, недоверие к монетарной политике центрального банка, его способность удерживать номинальный курс национальной валюты резко повышают вероятность «атак» на национальную валюту [7, с. 103].
2. Таргетирование денежных агрегатов
При этом центральный банк при­нимает величину того или иного агрегата денежной массы в ка­честве основной промежуточной цели денежной политики.
Особенность: мгновенное информирование рынка о текущем состоянии в денежной сфере, что способствует стабилизации инфляционных ожиданий и помогает избежать проблем, связанных с непоследовательностью в денежно-кредитной сфере.
Осуществляя режим таргетирования денежных агрегатов, центральный банк обеспечивает контролируемую динамику роста избранного им денежного агрегата, тем самым способствуя росту ВВП [4, с. 34].
Преимуществом данного режима является возможность достижения стабильных темпов прироста денежной массы, а также снижения темпов роста де­нежной массы с целью борьбы с инфляции. Осуществление данного режима требует обеспечения реальной независимости центрального банка от правительства в проведении независимой денежно-кредитной политики и возможности через контроль предложения кредитных денег адекватно реагировать на возникновение разных проблем в экономике.
Недостатки:
• для достижения эффективности данного режима необходима сильная связь между целевыми ориентирами и динамикой выбранного денежного агрегата;
• динамика изменения денежного агрегата предполагает ее контроль со стороны центрального банка, который вынужден в большей степени контролировать узкие денежные агрегаты, тогда как динамика изменения денежной массы зависит от деятельности многих экономических агентов.
Такой режим используется в странах с достаточно развитой или замкнутой экономикой, не привязанной к какой-либо из международной валют.
В настоящее время ведущие страны мира отказались от это­го режима как в силу «хронического» невыполнения намечен­ных ориентиров, так и по причине его неэффективности с точки зрения экономических интересов страны [7, с. 105].
3. Инфляционное таргетирование предполагает постановку в качестве единственной цели денежно-кредитной политики контроль за ростом цен. Режим эффективен в условиях разви­того финансового рынка, наличия в данной стране преимущест­венно монетарной природы инфляции и независимости цент­рального банка от исполнительной власти. Центральный банк самостоятельно выбирает адекватную систему денежных инструментов, с помощью которых он может достичь целевого показателя инфляции [4, с. 36].
Преимущества дан­ного режима:
• гибкость денежно-кредитной политики;
• рост прозрачности денежно-кредитной политики
Чтобы данный режим работал эффективно необходимо наличие возможности у центрального банка эффективно управлять ценовым показателем, избранным в качестве проме­жуточной цели; юридическая и фактическая независимость центрального банка; необходимость сбалансированности доходов и расходов го­сударственного бюджета; устойчивое функционирование финансовой системы. А также единственной целью денежно-кредитной политики должно быть обеспечение ценовой стабильности.
Недостатки данного монетарного режима:
• если в динамике инфляции первостепенную роль играют немонетарные факторы, то использование в этих условиях режи­ма инфляционного таргетирования может оказаться недостаточным для достижения поставленных целей, а также привести к росту макроэкономи­ческих диспропорций;
• таргетирование инфляции предполагает, что денежные власти сосредоточиваются на одной из макроэкономических це­лей — инфляции, не уделяя должного внимания динамике дру­гих целевых переменных — занятости населения, темпам роста ВВП и др. В результате это может привести к медленному и не­устойчивому росту экономики, большим колебаниям занятости и ВВП. Но если все же денежные власти сосредоточатся не только на инфляции, но и на других целевых ориентирах, это тоже в итоге приведет к конфликту целей;
• наличие продолжительного временного лага между дей­ствиями денежных властей (центрального банка) и изменением темпов роста цен также может препятствовать достижению поставленных целей по инфляции.
В настоящее время данный режим используют наиболее развитые страны мира, такие, как Канада, Великобритания, Швеция, Финляндия, Австралия, Испания и другие [7, с. 107].
4. Денежно-кредитная политика без явного номинального якоря
Данный режим не ставит своей целью ориентацию на явный номинальный якорь, он предполагает таргетирование определенной номинальной переменной, которая неявно выбрана центральным банком, но не объявлена в качества официального параметра. Этот режим дает центральному банку значительную автономию в своих действиях в экономике, так как он не принимает на себя строгих обязательств по достижению значений номинальных показателей, таких, как обменный курс, уровень инфляции, темпы роста денежных агрегатов. Как правило, данный режим применяется в условиях развитой рыночной экономики.
Недостатки:
• отсутствие прозрачности в действиях органов денежно-кредитного регулирования;
• денежно-кредитная политика оказывается в сильной зависимости от предпочтений, навыков и политических взглядов лиц, возглавляющих центральный банк [4, с. 43].
Тактические (оперативные) цели устанавливаются централь­ными банками в связи со слабой взаимосвязью промежуточных целей с инструментами денежно-кредитного регулирования. Такие цели можно регулировать каждый день, в то время как промежуточные - ежеквартально или ежегодно. Через постановку и достижение тактических целей центральный банк обеспечивает выполнение своих промежуточных и соот­ветственно конечных целевых установок.
Требования к тактическим целям:
- максимальное воздействие на них центрального банка;
- способ­ность быстро и позитивно изменяться в ответ на действия цен­трального банка;
- стабильное влияние на промежуточную цель.
В качес­тве тактических целей может выступать регулирование резер­вов (ликвидности банковской системы), краткосрочных про­центных ставок денежного рынка и др. [13, с. 130].
Что касается инструментов денежно-кредитного регулирования, то их можно рассматривать исходя из различных классификаций.
По характеру воздействия выделяют инструменты прямого (адми­нистративного) регулирования и контроля и косвенные (рыноч­ные) инструменты.
К административным методам денежно-кредитного регу­лирования относится использование лимитов (прямых ограни­чений) или запретов, устанавливаемых центральным банком по отношению к количественным и качественным показателям де­ятельности банков. В этом случае могут подлежать регулированию процентные ставки, объемы кредитов, нормативы обязательных резервов, соблюдение нормативов и т. д.
Основные черты:
- отсутствие учета экономических интересов субъектов регулирования;
- реализация, как правило, в форме директив и инструкций;
- направленность на установление прямого контроля процентных ставок и объемов ресурсов коммерческих банков.
К косвенным (рыночным) инструментам относятся операции на открытом рынке (операции с ценными бумагами и с иностранной валютой, рефинансирование центральным банком коммерческих банков), постоянные механизмы регулирования ликвидности, учетной политики, а также валютные интервенции.
Основные черты:
-учет экономических интересов субъектов регулирования;
-достижение относительной стабильности экономического развития;
-формирование развитых рыночных отношений во всех секторах экономики;
-создание многофункциональной стабильной и надежной финансового рынка.
Инструменты денежно-кредитной политики могут воздействовать на всю систему в целом (тогда их называют общими) либо предполагают избирательное воздействие на финансовый рынок (тогда их называют селективными) [13, с. 131].
В экономической литературе можно встретить и другие классификации инструментов денежно-кредитной политики. Например, в зависимости от функций ЦБ они бывают традиционные (операции на открытом рынке, учетная политика, минимальных резервов) и нетрадиционные (СВОП с валютой, валютный арбитраж). По времени действия: долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные [4, с. 44].
Таким образом, методы и инструменты ДКР являются также одним из важнейших элементов системы денежно-кредитного регулирования, поскольку именно их использование поз­воляет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства.
Следует еще сказать о том, что при реализации монетарной политики интересы центрального банка и коммерческих банков должны совпадать, так как монетарная политика направлена на решение общегосударственных задач. Коммерческий банк является основным проводником монетарной политики, а также инструментом по аккумулированию и перераспределению свободных финансовых ресурсов. Поэтому необходимо создавать условия для поддержания и обеспечения стабильности коммерческого банка, что в свою очередь обеспечивает стабильность всей банковской системы и достижение основных целей денежно-кредитной политики [4, с. 54].
Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что главная функция любого центрального банка – осуществление денежно-кредитной политики. Условием успешной ее реализации является четко сформулированное представление о ее структуре и принципах, необходимом и достаточном развитии денежно-кредитного суверенитета, независимости центрального банка, открытости и транспарентности. Методы и инструменты являются также одним из важнейших элементов системы денежно-кредитного регулирования, поскольку именно их использование поз­воляет реализовывать ту или иную денежно-кредитную политику государства. Для снижения риска, связанного с возможными ошибка­ми в предпринимаемых действиях, необходимо правильно оп­ределить стратегию денежно-кредитной политики, а для этого необходимо в первую очередь определить ее цели, причем каждая страна преследует свои, которые являются важнейшими для ее экономики.
3 Деятельность Национального банка Республики Беларусь

3.1 Организация деятельности Национального банка Республики Беларусь

Согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь Национальный банк Республики Беларусь является централь­ным банком и государственным органом рес­публики и действует исключительно в интересах государства [2, ст. 24].
Национальный банк осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, Уставом Национального банка Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь. Он утверждает Устав Нацбанка; назначает с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Председателя и членов Правления Национального банка, освобождает их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; утверждает годовой отчет Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Национальный банк состоит из центрального аппарата, структурных подразделений, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Структурные подразделения Национального банка действуют на основании положений, утверждаемых Советом директоров Национального банка.
Государственные органы не имеют права вмешиваться в дея­тельность На­ционального банка, осуществляемую в рамках его полномочий. Он не несет ответствен­ности по обязательствам правительства так же, как и правительство — по обя­зательствам На­цбанка, за исклю­чением случаев, предусмотренных законодательством. Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации также не отвечают по обязательствам друг друга за исключением случаев, когда они принимают на себя такие обязательства.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
-защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
-развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
-обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет ряд функций. Перечислим некоторые из них:
разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленном Банковским Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
осуществляет эмиссию денег и ценных бумаг Национального банка;
регулирует денежное обращение, а также кредитные отношения;
организует функционирование платежной системы Республики Беларусь;
является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
осуществляет валютное регулирование;
организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
устанавливает порядок и правила осуществления банковских операций;
устанавливает для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций порядок составления статистической отчетности по формам и в сроки, определенные законодательством Республики Беларусь;
создает золотовалютные резервы по согласованию с Президентом Республики Беларусь и управляет ими в пределах своей компетенции;
заключает соглашения с центральными банками и кредитными организациями иностранных государств;
выполняет другие функции в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь (ст. 26) и иными законодательными актами Республики Беларусь.
К операциям, осуществляемым Национальным банком, относятся:
кредитование банков в порядке рефинансирования;
расчетное и (или) кассовое обслуживание Правительства Республики Беларусь, Министерства финансов и его территориальных органов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Комитета государственной безопасности, его территориальных органов и подведомственных юридических лиц, Комитета государственного контроля и его органов и других организаций;
операции на рынке ценных бумаг;
инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
управление золотовалютными резервами в пределах своей компетенции, а также операции с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями в любом виде и состоянии, в том числе их покупка, продажа, на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
привлечение денежных средств банков и небанковских кредитно–финансовых организаций,


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.