Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Статус, структура и основы функционирования Национального банка Республики Беларусь


ВВЕДЕНИЕ

Банки составляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Они находятся в центре экономической жизни, обслуживают интересы производителей, связывая денежным потоком промышленность и торговлю, сельское хозяйство и население. Во всем мире банки имеют значительную власть и влияние, они распоряжаются огромным денежным капиталом, стекающимся к ним от предприятий, фирм, государства и частных лиц.
Тема данной курсовой работы – «Статус, структура и основы функционирования Национального банка Республики Беларусь». Национальный банк - единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находящихся на территории Республики Беларусь и за ее пределами. Национальный банк Республики Беларусь представляет собой первый уровень банковской системы страны. Национальный банк Республики Беларусь является центральным банком страны, он находится в собственности государства и подотчетен законодательной власти, т.е. Президенту Республики Беларусь. Национальный банк регулирует кредитные отношения и денежное обращение, определяет порядок расчетов, обладает исключительным правом эмиссии денег.
Национальный банк во исполнение своих надзорных функций регламентирует порядок осуществления банковских операций. Банковское законодательство Республики Беларусь наделило Национальный банк в пределах предоставленных ему полномочий издавать обязательные для всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности, коммерческих банков, кредитных учреждений, которые действуют на территории Республики Беларусь, нормативные акты и другие предписания. Нормативные акты Национального банка Республики Беларусь по вопросам регулирования кредитных отношений, денежного обращения, установление порядка расчетов, которые относятся ко всем субъектам хозяйствования, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь. Целью курсовой работы является раскрытие основных теоретических аспектов Национального банка Республики Беларусь. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определение основ деятельности Национально банка Республики Беларусь, рассмотрение его организационной структуры;
2. Рассмотрение операций, проводимых Национальным банком Республики Беларусь;
Для рассмотрения темы данной курсовой работы я ознакомилась с Банковским кодексом РБ, различными инструкциями, использовала в работе материалы различных периодических изданий, специальную экономическую литературу.

1 Основные теоретические аспекты Национального банка Республики Беларусь

1.1 История банковской системы Республики Беларусь и сущность Национального банка Республики Беларусь

Банковская система–это внутренне организованная совокупность взаимосвязанных между собой банков конкретного государства. В соответствии с Конституцией (ст. 136) и Банковским кодексом (ст. 5) банковская система Республики Беларусь является двухуровневой и состоит из Национального банка и иных банков. Такое построение банковской системы в настоящее время является общепринятым.
После Октябрьской революции филиалы действовавших в Беларуси частных банков были национализированы, а земельные банки закрыты. 3 декабря 1921 года Совет Народных Комиссаров БССР принимает постановление об организации в Минске Белорусской конторы государственного банка и ровно через месяц, 3 января 1922 года, она начала функционировать. С этого времени и берет свое начало история становления и развития банковской системы Беларуси. Позже открылись местные отделения государственного банка в Витебске, Борисове, Бобруйске, Могилеве, агентства — в Слуцке, Мозыре, Орше, Климовичах, Полоцке. В связи с образованием СССР в 1923 году госбанк РСФСР преобразуется в государственный банк СССР. В его состав вошла и Белорусская контора. В январе 1927 года в ведение Белорусской конторы перешло гомельское отделение, подчинявшееся ранее непосредственно госбанку СССР.
В 1923–1925 годах в республике начали действовать филиалы общесоюзных акционерных банков: Промбанка, Всесоюзного кооперативного, а с 1936 года — Соргбанка. B эти годы сформировалась система местных банков. В 1923 году открыт гомельский рабочий банк, который примерно через год был преобразован в местный коммунальный банк. В 1925 году создан Белкоммунбанк.
В целях концентрации свободных средств для кредитования нужд сельского хозяйства организованы окружные товарищества сельскохозяйственного кредита: Белорусское, гомельское, Витебское, Оршанское, Калининское, Бобруйское, Могилевское, Мозырское и Полоцкое. Белорусское товарищество в 1924 году преобразовано в Белсельбанк, который взял на себя основную роль по кредитованию села. Деятельность госбанка и специализированных банков в те годы была всецело подчинена восстановлению и реконструкции народного хозяйства.
Решить эти узловые задачи можно было лишь на базе твердой валюты, поэтому с переходом к нэпу был взят курс на укрепление денежной системы. В 1922–1924 годах была проведена денежная реформа. Создана денежная система, а госбанк стал эмиссионным центром СССР и органом регулирования денежного обращения. Введение устойчивой валюты благотворно сказалось на подъеме производства и укреплении в целом всей экономики.
В результате перестройки банковской системы с 1932 до 1959 года в Беларуси функционировали: Коммунальный банк; конторы с филиалами госбанка СССР, Промбанка СССР, Сельхозбанка СССР, а до 1957 года и Соргбанка СССР.
В предвоенном 1940 году в Беларуси функционировало 10 областных контор и 184 отделения госбанка. В них работало 4087 человек. Настоящим испытанием для белорусских банковских работников, как и для всего народа, была Великая Отечественная война. 25 июня 1941 года Белорусская контора госбанка была эвакуирована в Тамбов, а в ноябре — в Караганду, в марте 1942 года она переехала в Горький. 9 сентября 1943 года по распоряжению СНК СССР она была закрыта. Возобновила свою работу в октябре 1943 года и в декабре переехала в Гомель, а в июле 1944 года — в Минск.
Одной из важнейших функций государственной банковской системы, в том числе и белорусской, на всех этапах ее развития была и остается работа по организации денежного обращения. В этом плане значительным событием явилось проведение денежной реформы в 1947 году.
Вскоре после завершения восстановительного периода потребовались и соответствующая перестройка кредитно-денежной системы, и дальнейшее расширение кредитных связей банка с народным хозяйством. Уже в 1959 году была проведена реорганизация банковской системы. Упразднены специализированные банки, а их функции переданы госбанку и Стройбанку СССР. С 1959 года банковская система Беларуси была представлена учреждениями госбанка и Промстройбанка СССР.
Крупная реорганизация банковской системы была произведена и в 1987 году. Учреждены белорусские республиканские банки со своими филиалами госбанка, Внешэкономбанка, Сберегательного банка, Промстройбанка, Агропромбанка, Жилсоцбанка СССР, которые действовали на принципах хозрасчета и самофинансирования.
Принципиально новый этап начался в развитии банковской системы страны с приобретением Беларусью самостоятельности. В декабре 1990 года приняты Законы "О Национальном банке Республики Беларусь" и "О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь". Все учреждения банков СССР на территории Беларуси были объявлены ее собственностью. На базе Белорусского республиканского банка госбанка СССР создан Национальный банк Республики Беларусь. Специализированные государственные банки преобразованы в акционерные коммерческие: Белагропромбанк, Белвнешэкономбанк, Белбизнесбанк, Белпромстройбанк, а также Сберегательный банк. На рубеже 80-90-х годов стали создаваться на акционерной и паевой основе коммерческие банки. Среди них — Беларусбанк, Приорбанк, Бресткомбанк, Комплексбанк и другие.
Сущность Национального банка заключается в том, что он определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации. Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости уничтожение печатных форм, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются единственным законным платежным средством на территории Республики Беларусь, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным обязательством Национального банка и обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приёму по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) и для перевода на все территории Республики Беларусь. Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им наличных денег.
Национальный банк сочетает в себе отдельные черты коммерческого банковского учреждения и государственного ведомства, располагая некоторыми властными полномочиями в сфере регулирования кредитной системы.

1.2 Цели, функции и задачи Национального банка Республики Беларусь.

Функции и цели Национального банка Республики Беларусь определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским Кодексом, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.
Современная роль Национального банка Республики Беларусь в экономике страны заключается в денежном авансировании расширенного воспроизводства посредством обеспечения потребностей народного хозяйства в денежных средствах для реализации совокупного общественного продукта и национального дохода страны.
Основными целями деятельности Национального банка являются:
- защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;
-обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Для достижения этой цели Национальный банк выполняет следующие задачи:
1. определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в стране;
2. организует эффективное, надежное и безопасное функци-онирование системы межбанковских расчетов;
3. осуществляет эмиссию денег, ценных бумаг НБ;
4. создает золотовалютные резервы и управляет ими;
5. регулирует денежное обращение, кредитные отношения.

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.
Национальный банк выполняет следующие функции:
-разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
-осуществляет эмиссию денег;
-регулирует денежное обращение;
-регулирует кредитные отношения;
-является для банков кредитором последней инстанции, осуществляет их рефинансирование;
-осуществляет валютное регулирование;
-организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
-выполняет функции центрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумаг Национального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
-осуществляет эмиссию ценных бумаг Национального банка;
-организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов;
-консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местных бюджетов;
-осуществляет государственную регистрацию банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций;
-осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью;
-устанавливает порядок осуществления банковских операций;
-регистрирует ценные бумаги банков и небанковских кредитно-финансовых организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
-разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков и небанковских кредитно-финансовых организаций;
-определяет порядок проведения безналичных и наличных расчетов в Республике Беларусь;
-осуществляет операции, необходимые для выполнения основных целей деятельности Национального банка;
-организует расчетное и (или) кассовое обслуживание отдельных государственных органов, перечень которых определен в Уставе Национального банка;
-принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Республики Беларусь и организует составление платежного баланса Республики Беларусь;
-создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, и управляет ими;
-устанавливает цены купли-продажи драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении банковских операций;
-организует инкассацию и перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
-осуществляет контроль за обеспечением безопасности и защиты информации в банковской системе;
-заключает соглашения с центральными (национальными) банками и кредитными организациями иностранных государств;
-дает согласие на осуществление банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями операций с ценными бумагами;
-выполняет другие функции в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.
Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:
- утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;
- назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
- определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;
- утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка.
Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью "Национальный банк Республики Беларусь"
Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.
Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь наделен обшир¬ными правами. Ему принадлежит исключительное право эмис¬сии денег, которую он осуществляет путем краткосрочного ре-финансирования коммерческих банков, покупки государствен¬ных ценных бумаг, проведения на внутреннем и внешнем де¬нежных рынках операций, направленных на увеличение госу¬дарственных золотовалютных резервов.
Национальный банк печатает и выпускает банкноты, осу¬ществляет покупку иностранной валюты для обеспечения ста¬бильного налично-денежного обращения, имеет исключитель¬ное право изъятия из него выпущенных наличных денег. Вы¬пуск наличных денег нового образца согласовывается с прави¬тельством страны.
Права Национального банка в области развития платежной системы связаны с установлением правил, форм, сроков и стан¬дартов при проведении безналичных и наличных расчетов в республике. В рамках своих прав он устанавливает порядок ве¬дения кассовых операций и формы отчетности по ним.
В области кредитных отношений НБ реализует свое право по установлению объема кредитов, предоставляемых коммер¬ческим банкам, определению системы рефинансирования бан¬ков, утверждению нормативов обязательных резервов и ставки рефинансирования.
Расширенными правами обладает Национальный банк и в области валютного регулирования. Так, он устанавливает офи¬циальный курс белорусского рубля по отношению к другим ва¬лютам, правила биржевой торговли иностранными валютами, порядок осуществления операций между резидентами и нере¬зидентами. Наряду с этим НБ выполняет функции агента ва¬лютного контроля, определяет меры ответственности, применя¬емые к банкам за нарушение валютного законодательства.
Права Национального банка в области регулирования дея¬тельности банков и надзора за ними опираются на главные це¬ли, связанные с поддержанием стабильности банковской систе¬мы Беларуси и защитой интересов вкладчиков и кредиторов. В связи с этим Национальный банк устанавливает экономические нормативы и осуществляет надзор за их соблюдением, прово¬дит проверку деятельности банков, применяя к ним предусмот¬ренные законодательством санкции.

2 Особенности функционирования Национального банка Республики Беларусь

2.1 Правовые основы деятельности Национального банка Республики Беларусь

Правовой статус Национального банка изначально опреде¬лен Конституцией Республики Беларусь и Законом «О Нацио¬нальном банке Республики Беларусь» от 14.12.1990 г., в кото¬ром закреплены его функции, взаимоотношения с государством и банковской системой. В 1990 г. были также приняты осново¬полагающие Закон «О банках и банковской деятельности в Рес¬публике Беларусь» (14.12.1990 г.) и постановление Верховного Совета «О Национальном банке Республики Беларусь и банках на территории республики» (21.12.1990 г.). Эти правовые акты положили начало созданию двухуровневой банковской систе¬мы страны.
Процессы, происходящие в экономике и банковской сфере, потребовали совершенствования нормативно-правовой базы бан¬ковской деятельности. В 1990-е гг. был принят ряд дополнений и изменений в действующие законы, что потребовало пересмотра ведомственных нормативных актов. Поэтому одним из важней¬ших этапов законотворческой деятельности, регулирующей бан¬ковскую систему республики, стало принятие Палатой предста¬вителей одобренного Советом Республики и подписанного Пре¬зидентом страны Банковского кодекса Республики Беларусь (2000 г.). Одновременно с этим утратили силу ранее действовав¬шие законы, регулирующие банковскую деятельность. В новой редакции Банковский кодекс принят 17.07.2006 г.
В Кодексе четко и подробно описаны задачи главного банка страны, оговорены его права и особенности функционирования; определено участие в деятельности международных организа¬ций; проведено разграничение ответственности НБ, банков и не¬банковских кредитно-финансовых организаций. Все это привело к усилению самостоятельности денежно-кредитной власти.
Статьей 24 Банковского кодекса определен правовой статус Национального банка как центрального банка республики, дей¬ствующего исключительно в интересах страны и подотчетного Президенту Республики Беларусь. Это означает, что Президент утверждает Устав Национального банка, назначает с согласия Совета Республики Национального собрания его Председателя и членов Правле¬ния, определяет аудиторскую организацию для проведения ау¬диторской проверки и утверждает годовой отчет и распределе¬ние прибыли банка.
Годовой отчет Национального банка включает:
• отчет о реа¬лизации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год,
• годовой баланс,
• отчет о прибыли и убытках НБ.
Следует отметить, что прозрачность деятельности Банка обеспечивается открытостью его годового баланса для населения страны, достигаемой путем опубликова¬ния материалов в официальной республиканской прессе.
Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны. Это означает, что Устав Национального банка, вносимые в него изменения и дополнения утверждаются Президентом. Им же определяется аудиторская организация для проведения аудиторской проверки главного банка страны, утверждается распределение прибыли и годовой отчет Национального банка с учетом аудиторского заключения. Годовой отчет, утвержденный Правлением банка, Национальный банк представляет Президенту Республики Беларусь ежегодно до 15 апреля. Этот документ состоит из отчета об исполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за прошедший год; баланса и отчета о прибыли и убытках за прошедший год. После утверждения Президентом страны годовой отчет Национального банка публикуется в средствах массовой информации.
Ежегодно до 1 октября текущего года Национальный банк совместно с правительством представляет Президенту Респуб¬лики Беларусь Основные направления денежно-кредитной по¬литики на очередной год, которые также публикуются в сред¬ствах массовой информации. Банк имеет свой официальный сайт в Интернете, издает журнал «Банковский вестник», где размещает принимаемые им нормативные акты, аналитичес¬кую информацию по банковской системе, научные статьи.
В Республике Беларусь Национальный банк и Правительство взаимодействуют в разработке и проведении единой экономической, финансовой и денежно-кредитной политики государства. Со стороны Правительства деятельность Национального банка регламентируется протоколами Президиума Совета Министров, постановлениями Правительства и протоколами совещаний у Премьер-министра, а также совместными постановлениями Правительства и Национального банка.
Независимость Национального банка определяется его Ус¬тавом. Нацбанк является единой централизованной организа¬цией, состоящей из центрального аппарата, структурных под¬разделений и организаций, находящихся на территории рес¬публики и за ее пределами. Государственные органы не имеют права вмешиваться в его работу.
Аудиторская проверка деятельности Национального банка проводится ежегодно аудиторской организацией, определяе¬мой Президентом Республики Беларусь по представленным Национальным банком предложениям. Банк обязан в соответствии с заключенным с аудиторской организацией договором представлять отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской про¬верки. В Национальном банке создано также управление внут¬реннего аудита, являющееся самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата и подчиняющееся не-посредственно председателю Правления НБ, который назнача¬ет на должность начальника управления.
Работа управления осуществляется на основе самостоятель¬ного выбора форм и методов контроля, доступа ко всей инфор¬мации, касающейся деятельности Национального банка, неза¬висимости от руководителей подразделений и организаций, ко¬торых оно проверяет.
Управление внутреннего аудита отчитывается перед предсе¬дателем Правления Нацбанка по итогам своей работы за истек¬шие квартал и год.
Основные задачи, которые решает внутренний аудит, — это организация и проведение аудиторских проверок для определе¬ния соответствия а) деятельности подразделений Национально¬го банка их целям и функциям; б) операций, выполняемых под¬разделениями Национального банка, — законодательству, в том числе нормативно-правовым актам Национального банка; в) бухгалтерского учета и финансовой отчетности — законодательству о бухгал¬терском учете и учетной политике.
Основными функциями внутреннего аудита Национального банка, исходя из возложенных на него задач, являются:
• проверка состояния внутреннего контроля и соблюдения исполнительной дисциплины на всех участках деятельности банка;
• анализ работы подразделений банка по выявлению рис¬ков, которым подвергается их деятельность, а также оценка и управление рисками;
• проверка ведения бухгалтерского учета и составления фи¬нансовой отчетности, а также правильности проведения бан¬ковских операций;
• проверки организационного, технического, программно¬го, математического и информационного обеспечения информа¬ционных систем;
• внедрение международных стандартов внутреннего ауди¬та в систему банка;
• осуществление последующего контроля за выполнением мероприятий по результатам аудиторских проверок.
Нормотворческая деятельность Национального банка связа¬на с разработкой нормативных правовых актов в пределах его компетенции, обязательных для исполнения республикански¬ми органами государственного управления, органами местного управления, самоуправления, всеми банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, юридическими и фи¬зическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь.
Национальный банк вправе принимать нормативные право¬вые акты совместно с правительством Республики Беларусь или по его поручению — совместно с республиканскими органа¬ми государственного управления. Нормативные акты принима¬ются в форме указаний, если их содержанием является уста¬новление отдельных правил по вопросам, отнесенным к компе-тенции НБ. Нормативные акты принимаются в виде указаний об изменении и дополнении действующего нормативного акта, если содержат требование об изменении отдельных положений или их дополнении. Действующие нормативные акты отменя¬ются указаниями Национального банка, имеющими силу нор¬мативного акта. Нормативные акты принимаются в форме по-ложений, если их основным содержанием является установле¬ние системно связанных между собой правил по вопросам, отне¬сенным к компетенции Национального банка. Нормативные акты принимаются в виде инструкций, если их основное содер¬жание определяет порядок применения положений республи¬канских законов, иных нормативных правовых актов по вопро¬сам, отнесенным к компетенции Национального банка.
Название нормативного акта Национального банка должно соответствовать его содержанию и кратко передавать смысл. Эти документы подписываются председателем Правления Нац¬банка, который может предоставить (делегировать) право их подписания своим первым заместителям.
Главные управления Национального банка занимаются разработкой положений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции, согласовывая возникающие вопросы с другими структурными подразделениями.
Главное управление внешнеэкономической деятельности учас¬твует в формировании нормативно-договорной базы межгосу¬дарственных и межбанковских интеграционных объединений в рамках компетенции Национального банка.
Главное управление регулирования банковских операций разрабатывает и совершенствует:
• правила ведения бухгалтерского учета в Национальном банке и банках, рас¬положенных на территории Республики Беларусь;
• нормативные правовые акты по организации бухгалтер¬ского учета и отчетности в банковской системе;
• нормативные правовые акты по осуществлению безналич¬ных расчетов в форме банковского перевода в белорусских руб¬лях и иностранной валюте при проведении расчетов на террито¬рии страны и международных расчетов; банковских докумен¬тарных операций (аккредитивы, инкассо, гарантии, резервные обязательства); операций с чеками;
• нормативные правовые акты, определяющие порядок со-гласования эмиссий акций и облигаций банков, порядок выпус¬ка и обращения депозитных и сберегательных сертификатов, а также векселей банков на территории республики.
Главное управление банковского надзора по поручению ру¬ководства Национального банка участвует в подготовке проек¬тов законодательных и других нормативных правовых актов Республики Беларусь по регулированию деятельности банков, готовит заключения по проектам документов, поступивших на согласование в НБ.
Главное управление бухгалтерского учета и отчетности раз¬рабатывает нормативные правовые акты и организационно-рас¬порядительные документы по вопросам организации и методо¬логии бухгалтерского учета и отчетности в Национальном банке.
Главное управление валютного регулирования и валютного контроля участвует совместно с заинтересованными государст¬венными органами в разработке законодательства Республики Беларусь в области валютного регулирования и валютного кон¬троля.
Главное управление эмиссионно-кассовых операций участ¬вует в разработке нормативных правовых актов по реализации и скупке мерных слитков из драгоценных металлов, скупке мо¬нет из драгоценных металлов, а также нормативных правовых актов по вопросам валютного регулирования.
Главное управление платежной системы и информатизации организует разработку нормативных правовых актов по стан¬дартизации и сертификации программно-технических средств в области банковских услуг и технологий и участвует в ней.
Главное юридическое управление готовит заключения по проектам декретов, указов, распоряжений Президента Респуб¬лики Беларусь, законов Республики Беларусь, постановлений Правительства, нормативных правовых актов министерств и других республиканских органов государственного управле¬ния, представляемых для согласования, участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов, принимаемых Нацио-нальным банком.
Секретариат проводит анализ и регулярно информирует председателя Правления Национального банка о выполнении структурными подразделениями поручений Президента Рес¬публики Беларусь; взаимодействуя с Администрацией Прези¬дента Республики Беларусь, органами государственного управ¬лениями банками, обеспечивает подготовку и проведение сове¬щаний работников банковской системы с участием Президента; организует и обеспечивает контроль за выполнением Програм¬мы мероприятий по реализации «Концепции развития банков¬ской системы Республики Беларусь на 2001—2010 годы».
Секретариат взаимодействует с Администрацией Президен¬та, Советом Министров Республики Беларусь, иными органами государственного управления, с Ассоциацией белорусских бан¬ков. Он осуществляет редактирование проектов нормативных правовых актов, документов Национального банка, адресован¬ных Президенту Республики Беларусь, высшим органам госу¬дарственного управления; обеспечивает учет, систематизацию и хранение принимаемых банком нормативных правовых актов, поддержание нормативной базы НБ в надлежащем состоянии.
Нормативные акты Национального банка вступают в силу с момента их опубликования в официальной прессе, за исключе¬нием случаев, когда момент их вступления в силу определен в тексте документа. После регистрации в банке определенные нормативные акты должны быть зарегистрированы в Минис¬терстве юстиции Республики Беларусь в установленном поряд¬ке; в таком случае они вступают в силу с момента их регистра¬ции и опубликования. Необходимость направления нормативного акта НБ на государственную регистрацию определяется Главным юридическим управлением.

2.2 Операции Национального банка Республики Беларусь

Национальный банк для достижения поставленных перед ним целей и исходя из своих функций имеет право осуще¬ствлять операции с белорусскими и иностранными банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями и Пра¬вительством Республики Беларусь.
Перечень операций определен в гл. 6 Банковского кодекса Республики Беларусь и Уставе Национального банка. К ним от¬носятся:
• кредитование в порядке рефинансирования;
• расчетное и кассовое обслуживание Правительства Рес¬публики Беларусь, Министерства финансов, казначейства Ми¬нистерства финансов, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Ко¬митета государственного контроля, Комитета по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь, Государ¬ственного комитета пограничных войск, Государственного цен¬тра безопасности информации при Президенте Республики Бе¬ларусь, управляющих в процессе конкурсного производства по делам о банкротстве банков;
• переучет векселей;
• операции на рынке ценных бумаг;
• инкассация и перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов, драгоценных камней и иных ценностей;
• управление золотовалютными резервами, операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями на терри¬тории республики и за ее пределами;
• покупка, продажа и мена в Беларуси и за ее пределами драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, а также драгоценных камней;
• межбанковские расчеты, включая расчеты с небанковски¬ми кредитно-финансовыми организациями;
• прием ценностей на хранение;
• денежные переводы и иные расчетные операции;
• валютные операции;
• банковские услуги правительствам иностранных государств, их центральным банкам и финансовым органам, а также меж¬дународным организациям;
• посреднические услуги в качестве финансового агента Правительства Республики Беларусь по распространению госу¬дарственных ценных бумаг;
• учет средств государственного и общественных фондов, определейных законодательством Республики Беларусь;
• операции по обслуживанию государственного долга рес¬публики.
Отличительной особенностью операций, проводимых НБ РБ, является то, что они осуществляются не с целью извлечения доходов, а с целью выполнения основных параметров денежно-кредитной политики, используя основные инструменты регулирования рынка.
Национальный банк в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения республиканскими органами государственного управления, органами местного управления и самоуправления, всеми банками и небанковскими финансовыми кредитно-финансовыми организациями, иными юридическими лицами, действующими на территории Республики Беларусь, а также физическими лицами.
Национальный банк при осуществлении кредитной деятельности:
• предоставляет Правительству Республики Беларусь кредиты в
соответствии с законом о бюджете Республики Беларусь на очередной
финансовый (бюджетный) год;
• осуществляет краткосрочное рефинансирование банков под залог
государственных ценных бумаг и другое обеспечение;
• предоставляет кредиты своим работникам в порядке,
устанавливаемом Советом директоров Национального банка.
Национальный банк имеет право на удовлетворение своих требований по кредиту и получение процентов по нему при наступлении срока платежа путем бесспорного списания денежных средств с корреспондентского счета соответствующего банка на основании распоряжения Национального банка.
Национальный банк может выступать кредитором последней инстанции, оказывая кредитную помощь банкам сроком до одного года без соответствующего обеспечения в целях поддержания их ликвидности, если такая мера помощи необходима для устойчивого функционирования банковской системы Республики Беларусь.
Операции Национального банка Республики Беларусь с иностранной валютой, драгоценными металлами, драгоценными камнями и ценными бумагами. Национальный банк вправе осуществлять покупку, продажу, мену, хранение иностранной валюты и иные валютные операции, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
Национальный банк для пополнения и регулирования размеров золотовалютных резервов осуществляет следующие операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями:
• открытие и ведение счетов в драгоценных металлах на территории Республики Беларусь и за ее пределами;
• покупку, продажу, мену, доверительное управление, размещение и привлечение в депозит, хранение драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет и в иных видах и состояниях, драгоценных камней, а также их залог.
К драгоценным металлам относятся золото, серебро, пла¬тина и палладий. Они выступают обычно в виде банковских или мерных слитков.
Банковские слитки — слитки золота, серебра, платины и палладия, соответствующие действующим на территории Рес¬публики Беларусь техническим регламентам или государствен¬ным стандартам либо требованиям Лондонской ассоциации участников рынка драгоценных металлов или Лондонского рынка платины и палладия.
Мерные слитки — слитки золота, платины, серебра, соот¬ветствующие стандартам государства — производителя слит¬ков. А вообще к понятию «ценности» относятся, помимо на¬званных, металлы платиновой группы (палладий, иридий, ро¬дий, рутений, осмий), находящиеся в любом виде и состоянии, в том числе в ломе и отходах производства и потребления. Важ-ное значение при этом имеет проба и процентное содержание металла.
Проба — достоинство сплава, показывающее количество массовых долей драгоценного металла в тысяче массовых долей сплава. Процентное содержание — количество долей химичес¬ки чистого драгоценного металла в ста массовых единицах ли¬гатурного сплава. Лигатурная масса — фактическая общая масса сплава драгоценного металла с учетом всех компонентов.
По своему назначению драгоценные металлы играют мно¬гостороннюю роль: предназначаются для промышленного ис¬пользования (электроника, медицинское оборудование, другая техника); потребительских нужд населения (изготовление юве¬лирных украшений, протезирования и др.); являются предме¬том инвестиций, накоплений, депозитов, исторически исполь¬зуются для изготовления монет; служат для формирования зо-лотовалютных резервов государства, которые влияют на денеж¬но-кредитную систему, платежный баланс и экономику в це¬лом; являются обычным товаром для купли-продажи, торго¬вых и спекулятивных сделок.
При проведении своей деятельности в области драгоценных металлов Национальный банк Республи¬ки Беларусь тесно взаимодействуют с Государственной инспек¬цией пробирного надзора Министерства финансов Республики Беларусь. Государственная инспекция пробирного надзора осуществляет контроль за соблюдением требований действующего
законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы добычи, производства, использования драгоценных металлов и камней, их учета и сохранности. Одной из задач Государственной инспекции пробирного надзора является выдача лицензий на виды деятельности, связанные с использованием в
производстве, переработкой и обработкой, скупкой, продажей,
хранением, диагностикой и оценкой, экспертизой драгоценных
металлов и камней во всех видах и состояниях; изготовлением,
реставрацией ювелирных, бытовых и других изделий из драгоценных металлов и камней, торговлей ими, хранением, приемом их в залог.
Национальный банк Республики Беларусь выдает одновременно с государственной регистрацией банка лицензию па банковскую деятельность с указанием разрешен¬ного перечня банковских операций. Однако право на осущест¬вление операций с драгоценными металлами (открытие, веде¬ние счетов, депозитные операции и др.) может быть предостав¬лено банку при особых условиях. Для получения такого права банку необходимо представить в Национальный банк: ходатай¬ство о разрешении на совершение операций с драгоценными ме¬таллами, обоснование необходимости получения такого права и перспектив деятельности банка в этом направлении, сведения об организационной структуре подразделения банка по работе с драгоценными металлами; характеристики на руководителей и других сотрудников подразделения банка по работе с драгоцен¬ными металлами, имеющих необходимую теоретическую и практическую подготовку для совершения данного вида опера¬ций; справку о наличии сертифицированного хранилища и дру¬гие необходимые данные. 308
Проведение этих операций сопряжено с высоким риском и требует предварительной подготовки. Право на выполнение операций с драгоценными металлами могут получить банки только при наличии установленного срока не ранее двух лет после регистрации банка. Обязательным условием является ус¬тойчивое финансовое положение банка в течение последних двух лет; наличие определенного размера нормативного капи¬тала, выполнение квалифицированных и технических требова¬ний, определяющих готовность банка к проведению операций с драгоценными металлами. Критерии определения устойчивого финансового; положения банка устанавливаются Националь¬ным банком; К техническим требованиям относятся наличие кладовых (хранилищ) и кассовых помещений, оборудованных в соответствии с действующими техническими требованиями и обеспечивающими надежную сохранность драгоценных метал¬лов. Операционное место должно быть оборудовано для прове¬дения экспертизы драгоценных металлов, иметь сейф, техни¬ческие калиброванные весы. Весы должны иметь свидетельства об их своевременной государственной метрологической проверке. Банкам необходимо располагать техническими средствами для контроля за качеством драгоценных металлов и пробирными реактивами, а также необходимыми каталогами и справочной литературой.
До выдачи права на выполнение операций с драгоценными металлами специалисты, которые будут в коммерческом банке осуществлять эти операции, обычно должны пройти тестирова¬ние в Национальном банке. Вышеназванные специалисты долж¬ны знать порядок и условия открытия и ведения металличес¬ких счетов; требования по использованию и оформлению бан¬ковских документов при покупке и продаже драгоценных ме¬таллов, законодательство, регулирующее проведение операций с драгоценными металлами, международные правила банков¬ских и биржевых операций с ними; перспективы развития рын¬ков драгоценных металлов, тенденции изменения цен и др. Кроме того, на этом участке долясны работать специалисты со знанием иностранных языков и соответствующей банковской терминологии.
При наличии разрешения Национального банка Республи¬ки Беларусь на проведение операций с драгоценными металла¬ми банк до начала операций обязан получить специальное раз¬решение Государственной инспекции пробирного надзора Ми¬нистерства финансов Республики Беларусь. Без данного разре¬шения банк не вправе приступить к совершению операций с драгоценными металлами.
Регулирование операций с драгоценными металлами и кам¬нями позволяет вовлечь в эти операции все более широкий круг контрагентов с целью создания реально функционирующего рынка драгоценных металлов, а также формирования пополне¬ния золотовалютного резерва государства.
Национальный банк при осуществлении денежно-кредитного регулирования выпускает (эмитирует) ценные бумаги, определяет технические требования к их изготовлению, а также совершает операции с ценными бумагами.
Национальный банк выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь на рынке государственных ценных бумаг, организует их первичное размещение и обращение.

2.3 Организационная структура и органы управления Национального банка Республики Беларусь

Национальный банк Республики Беларусь — это единая централизованная организация, состоящая из центрального аппарата, структурных подразделений и организаций, находя¬щихся на территории страны и за ее пределами.
Структурные подразделения и организации Национального банка действуют на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом Национального банка. Структурные подразделения представлены главными уп¬равлениями по шести областям республики с отделениями в разных городах. Отдельным структурным подразделением яв¬ляется учебный центр. По согласованию с Президентом Респуб¬лики Беларусь банк имеет право создавать организации, необ¬ходимые для обеспечения его деятельности. В настоящее время функционируют УО «Полесский государственный универси¬тет», ОАО «Белгран», ОАО «Белорусская валютно-фондовая бир¬жа», центр оздоровления «Озерный». Работа структурных под¬разделений и организаций банка осуществляется на основании уставов (положений), утверждаемых в порядке, установленном Уставом НБ.
Органами управления Национального банка являются Правление Национального банка и Совет директоров Национального банка.
Высшим органом управления Национального банка является Правление Национального банка - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Национального банка и осуществляющий руководство и управление им.
Правление Национального банка состоит из Председателя и десяти членов.
Компетенция Правления Национального банка и порядок созыва его заседаний определяются Уставом Национального банка. Правление Национального банка организует свою работу в соответствии с регламентом.
Члены Правления Национального банка не могут занимать другие государственные должности, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь, а также состоять в политических партиях.
Помимо ограничений, предусмотренных законодательством Республики Беларусь о государственной службе, работники Национального банка, являющиеся государственными служащими, не имеют права:
• иметь и (или) приобретать лично либо через посредников акции (доли) банков или небанковских кредитно-финансовых организаций;
• занимать должности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях и иных организациях на условиях штатного совместительства.
Председатель и члены Правления Национального банка назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь сроком на пять лет. Одно и то же лицо может занимать должность Председателя Правления Национального банка не более двух сроков подряд.
Президент Республики Беларусь вправе освободить Председателя и (или) членов (члена) Правления Национального банка от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь в случаях:
• истечения срока полномочий;
• неспособности исполнения служебных обязанностей по состоянию здоровья на основании заключения медицинской комиссии;
• отставки;
• ухода на пенсию по собственному желанию;
• несоблюдения Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь и иных обязательных для Национального банка актов законодательства Республики Беларусь при исполнении должностных обязанностей;
• несоблюдения ограничений, установленных частью третьей статьи 68 настоящего Кодекса;
• разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну;
• признания виновным в совершении преступления по приговору суда;
• совершения виновных действий, которые дают основания для утраты доверия к данному лицу;
• в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Правление Национального банка принимает решения простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее восьми членов Правления. Его деятельностью руководит Председатель Правления, полномочия которого определяются Уставом Национального банка.
Исполнительным коллегиальным органом Национального банка является Совет, директоров. Он организует выполнение Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь; определяет структуру Национального банка; устанавливает условия найма и увольнения, другие права и обязанности служащих Национального банка. В функции Совета директоров входит утверждение порядка проведения отдельных операций Национального банка, принятие решений о выпуске в обращение банкнот и монет, об изменении процентных ставок по операциям Национального банка, об установлении нормативов обязательных резервов, депонированных в Национальном банке, и др.
Руководит Советом директоров Председатель Правления. Совет директоров состоит из девяти членов, включая руководителя Совета. Порядок его созыва и компетенция определяются Уставом Национального банка. Работа Совета директоров организована согласно регламенту.
Члены Совета директоров (за исключением его руководителя) назначаются Правлением в соответствии с установленным Уставом порядком. Уставом определяется и компетенция Совета директоров. Свои решения Совет директоров принимает в форме постановлений простым большинством голосов при условии присутствия на его заседании не менее шести членов. Заседания Совета директоров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Центральный аппарат НБ состоит из главных управлений, объединенных в шесть блоков, административно курируемых первыми заместителями председателя Правления. Исключение составляет седьмой блок в составе управления секретариата Правления банка, управления информации, Главного управле¬ния внутреннего аудита, руководимый непосредственно предсе¬дателем Правления.
В состав первого блока входят главные управления бухгал¬терского учета и отчетности, регулирования банковских опера¬ций, финансово-экономическое, Главное управление по Мин¬ску и Минской области с Троицким отделением, отделениями в Молодечно и Борисове.
Второй блок объединяет главные управления внешнеэкономи¬ческой деятельности, монетарной политики и экономического анализа, платежного баланса, Главное управление по Брестской области с отделениями в Пинске, Барановичах, Дрогичине.
Третий блок включает в свой состав главные управления ад-министрации, кадровой политики, безопасности и защиты ин¬формации, Главное управление по Могилевской области с отде¬лением в Бобруйске.
Четвертый блок объединяет главные управления валютного регулирования и валютного контроля, банковского надзора, юридическое управление, Главное управление по Витебской об¬ласти с отделениями в Орше, Полоцке. В состав пятого блока входят главные управления междуна-родных операций, монетарных операций, Главное управление по Гомельской области с отделениями в Мозыре, Жлобине.
Шестой блок объединяет главные управления платежной системы, эмиссионно-кассовых операций, Главное управление по Гродненской области с отделением в Лиде, Центральное хра¬нилище.
В состав каждого главного управления входят несколько уп¬равлений и отделов. Так, Главное управление бухгалтерского учета и отчетности объединяет управление организации и мето¬дологии бухгалтерского учета и отчетности, управление бух¬галтерского учета банковских операций, управление бухгалтерского учета международных операций, управление бухгал¬терского учета внутрибанковских операций.
Организационная структура и штатное расписание управле¬ний НБ утверждаются председателем Правления. Начальники управлений назначаются на должность председателем Правле¬ния банка по согласованию с Советом директоров. Выполняе¬мые структурными подразделениями операции соответствуют функциям Национального банка.
Высшим законодательным органом страны определяется размер уставного фонда Национального банка. Он формируется из средств государственного бюджета, целевых поступлений, прибыли самого банка и служит обеспечением обязательств Национального банка. Размер уставного фонда Национального банка - двести пятьдесят миллиардов белорусских рублей. За счет отчислений от прибыли банка формируются резервный и иные фонды Национального банка. При осуществлении долгосрочных финансовых вложений и затрат капитального характера резервный фонд служит одним из источников обеспечения затрат. Национальным банком также формируются специальные резервы общих банковских рисков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Национальный банк осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь и независим в своей деятельности.
Банковская система - одно из высших достижений экономической цивилизации, которую изобрел и построил человек. Она представляет собой инструмент, с помощью которого, воздействуя через деньги, валюту, регулирует структуру, поддерживает стабильное функционирование денежного обращения и всей экономики в целом.
Банковская система существует только тогда, когда в стране имеется достаточное количество банков, кредитных учреждений и организаций, которые выполняют некоторые банковские операции.
Кредитно-банковская система в рыночной экономике Республики Беларусь является двухуровневой и включает Национальный банк Республики Беларусь и коммерческие банки различных видов. Национальный банк Республики Беларусь - находится в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь.
Следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь представляет собой единую централизованную организацию, состоящую из структурных подразделений центрального аппарата и структурных подразделений в областных центрах Республики Беларусь и городе Минске. Полномочия структурных подразделений Национального банка Республики Беларусь устанавливаются в положениях, утверждаемых Правлением Национального банка Республики Беларусь.
Взаимоотношения коммерческого банка с Национальным банком в Республике Беларусь обусловлены самим механизмом взаимоотношений субъектов рынка ссудного капитала. Основная задача Национального банка Республики Беларусь - проведение в жизнь денежно-кредитной политики государства на современном этапе, которая должна обеспечивать бесперебойное функционирование финансовой и банковской системы государства.
Проводимое Национальным банком денежно-кредитное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики государства. Действия Национального банка Республики Беларусь должны быть направлены на достижение стратегических и тактических целей денежно-кредитной политики, обеспечение социально-экономического развития страны, увязаны с бюджетно-налоговой политикой, прогнозом платежного баланса Республики Беларусь.
Подводя итог, следует отметить, что Национальный банк Республики Беларусь сегодня - основная составная часть кредитно-финансовой системы нашей страны.


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.