Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Бюджетная система и бюджетное устройство РБ


ВВЕДЕНИЕ

Республика Беларусь на современном этапе проводит ряд экономических преобразований, которые направлены на улучшение благополучия граждан страны. Для решения поставленных социально-экономических задач, стимулирования роста и формирования структуры экономики в соответствии с долгосрочными государственными приоритетами органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, для благоустройства каждой административно-территориальной единицы, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.
Бюджетная политика, проводимая государством, затрагивает деятельность всех секторов экономики. Кроме того, доходы и расходы бюджета взаимосвязаны с факторами, определяющими валютно-финансовую, денежно-кредитную и социальную политику государства. Успешность государственного вмешательства в экономику определяется способностью к мобилизации финансовых средств и расходованию их в соответствии с намеченными экономическими и социальными целями. Бюджетная система становится важнейшим инструментом перераспределения сформированного общественного дохода. Правительство имеет возможность направлять централизованные финансовые ресурсы в те сферы экономики, где экономические, человеческие и природные ресурсы используются недостаточно эффективно.
Управляя бюджетным процессом, государство выстраивает бюджетные отношения, направляет бюджетные потоки таким образом, чтобы обеспечить выполнение макроэкономических показателей, реализацию общенациональных программ, рыночных реформ, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.
По-прежнему актуальной проблемой остается создание эффективной системы отношений между всеми уровнями власти. Важнейшими задачами в сфере межбюджетных отношений являются укрепление доходной базы местных бюджетов, разработка механизма бюджетного выравнивания доходов регионов посредством оказания им финансовой помощи, распределение расходных функций между уровнями власти с целью создания объективной основы бюджетной самостоятельности административно-территориальных единиц. Требуется разработка адекватного механизма управления бюджетным дефицитом.
Все эти элементы – организация и принципы построения бюджетной системы, бюджетного процесса, взаимоотношения между многочисленными видами бюджетов, соответственно и совокупность бюджетных прав – представляют бюджетное устройство.
Поэтому объектом и предметом исследования является бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь, а также межбюджетные отношения на современном этапе и направления их реформирования.
Целью работы является раскрыть понятия бюджетного устройства и бюджетной системы, а также выявить концептуальные подходы к формированию межбюджетных отношений в РБ и определить основные направления реформирования межбюджетных отношений на современном этапе.
Задачами курсовой работы являются:
• раскрыть понятие бюджетного устройства, его состав;
• раскрыть понятие бюджетной системы;
• дать определение и характеристику республиканскому и местным бюджетам;
• выявить концептуальные подходы к формированию межбюджетных отношений в РБ;
• определить основные направления реформирования межбюджетных отношений на современном этапе.


1 Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы

Для выполнения своих функций государственные органы на всех уровнях управления должны располагать соответствующей финансовой базой. С этой целью в каждой стране создается разветвленная сеть бюджетов, обеспечивающая аккумуляцию денежных ресурсов регионов для финансирования их хозяйства, социальной сферы, благоустройства каждой административно-территориальной единицы и страны в целом, содержания законодательной власти, аппарата управления и других мероприятий.
Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета.
В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями в зависимости от государственного устройства, территориально–административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства.
Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
По форме государственного устройства страны делятся на унитарные и сложные. Унитарное государство – это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают. Сложное государство представ¬ляет собой союз государств или объединение относительно са-мостоятельных территориальных формирований. Оно может су¬ществовать как федерация, конфедерация, империя (Россия, США, Германия, Индия, Япония и др.) [15, с. 240].
Так как Республика Беларусь является унитарным государством и унитарная форма является наиболее распространенной формой современных государств, рассмотрим ее более подробно.
Бюджетное устройство унитарного государства определяется следующими особенностями:
1) в унитарных государствах бюджетная система состоит из двух уровней: а) государственного бюджета, б) местных бюд¬жетов;
2) административно-территориальные формирования не об¬ладают суверенитетом и имеют ограниченные права в области бюджетного процесса. Они вправе принимать собственные нор¬мативные акты при условии их соответствия нормам, приня¬тым центральными органами власти;
3) жесткая зависимость связывает бюджеты территорий с центральным бюджетом. Это проявляется в том, что распреде-ление доходов и расходные функции региональных бюджетов устанавливаются центральной властью и регламентируются конституцией и законами государства. Степень зависимости административно-территориальных формирований от центральной власти определяет уровень централизации бюджетной системы;
4) действует единая для государства система контрольных органов. Степень подконтрольности бюджетов регионов зави¬сит от уровня централизации бюджетной системы [15, с. 242].
Для характеристики бюджетного устройства любого государства необходимо проанализировать его составляющие:
 бюджетная система;
 бюджетное право;
 бюджетный процесс;
 бюджетное регулирование.
Главное местом в бюджетном устройстве занимает бюджетная система.
Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность всех бюджетов государства, взаимосвязанных между собой установленными законом отношениями. Бюджетная система страны основывается на политическом строе общества, экономической системе государства и его административно-территориальном делении. Социально-экономические и организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов характеризует бюджетное устройство страны.
Бюджетные системы разных стран отличаются своей структурой, количеством отдельных видов бюджетов, так как во многом зависят от их государственного устройства и ее территориального деления.
Несмотря на большие различия, бюджетные системы современных государств строятся на общепризнанных принципах: единства бюджетной системы, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов (рисунок 1.1).
Единство бюджетной системы обеспечивается единой экономической (финансовые ресурсы бюджетов всех уровней формируются в основном за счет поступлений из сферы материального производства) и политической (единство политики на всех уровнях власти в республике) основой.
Принцип само¬стоятельности предполагает право органов власти всех уровней самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. Каждый ор¬ган власти самостоятельно разрабатывает, утверждает и испол¬няет свой бюджет.


Рисунок 1.1. Принципы бюджетной системы
Примечание. Источник: собственная разработка

Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета. Все показатели бюджетов должны быть реальными, обоснованными соответствующими расчетами, прогнозными оценками поступлений доходов и потребностями в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территорий.
Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.
Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете, решений о соответствующем местном бюджете на очередной финансовой (бюджетный) год.
Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих бюджетную систему государства, компетенции центральных и местных органов власти по составлению бюджета, распределению доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также порядок утверждения и исполнения бюджетов.
Предметом бюджетного права являются общественные отношения, которые возникают в процессе бюджетной деятельности, в том числе в процессе функционирования и развития бюджетной системы. Бюджетные права четко распределены между законодательной и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства.
Бюджетный процесс – регламентированная законодательством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по составлению и утверждению отчетов об исполнении бюджетов за предыдущие периоды (год) [18, c.141].
Бюджетный процесс охватывает отдельные стадии бюджетной деятельности. Составление проекта бюджета является первой стадией и обычно входит в компетенцию Минфина. Далее проект направляется в парламент, где он рассматривается и утверждается. После того, как проект был утвержден и подписан президентом, он приобретает силу закона. Стадия исполнения бюджета получила название «бюджетный год», продолжительность которого двенадцать месяцев. Исполнение бюджета, как правило, находится в компетенции Министерства финансов. На этой стадии происходит кассовое исполнение бюджета. По окончании финансового года начинается последний этап – составление отчета об исполнение бюджета и утверждение его парламентом.
Таким образом, бюджетный процесс состоит из следующих четырех этапов, представленных на рисунке 1.2

Рисунок 1.2. Этапы бюджетного процесса
Примечание. Источник: собственная разработка

Бюджетное регулирование - перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.
Высокий уровень изъятия денежных средств приводит к снижению экономической активности, а низкий – сокращает бюджетные доходы и снижает возможность государственного регулирования. Поэтому определение разумных границ бюджетного перераспределения является одной из важных задач бюджетной политики.
Основным звеном бюджетной системы любой страны является государственный бюджет, что обусловлено его содержанием и значимостью в экономической, политической и социальной жизни общества. Государственный бюджет – совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Кроме того, отдельные регионы, административные единицы для выполнения своих функций формируют свои бюджеты (местные бюджеты), которыми распоряжаются соответствующие органы местных властей.
Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.
Главным назначением бюджета является аккумуляция денежных средств в казну для выполнения функций государства. При помощи государственного бюджета осуществляется перераспределение национального дохода, обеспечивающее удовлетворение общегосударственных нужд: содержание непроизводственной сферы, органов управления, правопорядка, внутренней и внешней безопасности. Бюджет играет важную роль в экономическом регулировании воспроизводственных процессов, развитии социальной сферы совершенствовании стоимостных, общеэкономических, внутрихозяйственных, а также региональных пропорций.
Структура бюджета, содержание его доходов и расходов имеют свои отличия, вызванные национальными особенностями, политической ситуацией, состоянием рыночных отношений и стратегий их дальнейшего развития в каждой стране. Вместе с тем, можно выделить и общие черты, характерные для бюджетов стран, функционирующих в рыночной экономике.
Так, доходная часть их бюджета формируется, как правило, за счет налоговых платежей, что обеспечивает стабильность поступлений в бюджет, создает единые условия хозяйствования, возможности прогнозирования перспективы развития.
В расходной части бюджета планируются вложения в материальное производство, социальную сферу и общегосударственные мероприятия. Бюджет финансирует в основном важные государственные программы (экологические, инвестиционные и т.п.), а также в виде субсидий оказывает финансовую поддержку малому бизнесу и др. Существенное место я бюджете занимают военные расходы и содержание правоохранительных органов, расходы на развитие социальной сферы, финансирование образования, здравоохранения, социального обеспечения. С бюджета направляются средства и на создание условий для поддержания минимального культурного уровня жизни населения [15, с. 276-277].
Таким образом, бюджетное устройство и зависит от формы государственного устройства, территориально–административного деления, уровня развития экономики и некоторых других особенностей конкретного государства. Унитарная форма является наиболее распространенной формой современных государств. Бюджетное устройство таких государств включает в себя такие понятия как: бюджетная система и принципы ее построения, бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное регулирование, а также определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы.

2 Особенности бюджетной системы и бюджетного устройства Республики Беларусь

Исходя из особенностей государственного устройства Республики Беларусь как унитарного государства и в соответствии с административно-территориальным делением, бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского и местных бюджетов [18, с.110].
В свою очередь местные бюджеты делятся на:
 бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
 бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
 бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).
Вместе с тем, для определения направлений единой бюджетной политики государства и ее эффективности, выявления общих тенденций в развитии доходной части и направления государственных расходов бюджеты отдельных регионов включаются в статистический (сводный) бюджет региона или государства в целом. Такой сводный бюджет носит название консолидированного бюджета [15, с.243].
Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь или бюджет республики (приложение А, рисунок A.1).
Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области) (приложение А, рисунок А.2).
Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района) (приложение А, рисунок А.3).
Согласно Бюджетному Кодексу Республики Беларусь наша бюджетная система организуется на основании следующих принципов:
1) Принцип единства означает, что единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов.
2) Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
3) Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
4) Принцип гласности означает открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении.
5) Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
6) Принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием минимального объема бюджетных средств или достижения максимального результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
7) Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
8) Принцип достоверности бюджетов означает, что бюджеты формируются на основе обоснованных прогнозных макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Беларусь.
9) Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
10) Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия на каждой стадии бюджетного процесса.
Анализировать, оценить, совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы позволяет консолидированный бюджет. Также на этой основе позволяет более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политики на конкретном этапе развития государства [15, с.243].
Исполнение консолидированного бюджета в 2009 году определялось негативным влиянием мирового финансово—экономического кризиса на экономику республики.
Снижение экономической активности обусловило сокращение поступлений в бюджет страны. В 2009 году в консолидированный бюджет поступило 62 807,6 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения. В реальном выражении это на 15,4% меньше (скорректировано на индекс потребительских цен), чем за 2008 год (приложение Б). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП составил 45,9% (в 2008 году — 50,6%).
Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, налог на прибыль и акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% в 2009 г. всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. В структуре доходов бюджета по сравнению с 2008 г. НДС увеличился на 1,8 п.п. (17,4 %), произошло снижение налога на доходы и прибыль на 1,7 п.п, налога на собственность – на 0,5 п.п, акцизов – на 0,1 п.п., налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократились на 3,5 п.п. (16,2 %). Взносы на государственное социальное страхование составили в 2009 г. 25,2% всех доходов консолидированного бюджета и увеличились на 3,1 п.п. (приложение В).
Расходы консолидированного бюджета в 2009 году профинансированы в сумме 63 766 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения — 14 679,3 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом расходы консолидированного бюджета в реальном выражении сократились на 11,6%.
В условиях воздействия на экономику страны мирового финансово-экономического кризиса основными задачами в области политики расходов бюджета в 2009 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг, поддержка реального сектора экономики и реализация программы жилищного строительства.
При сокращении в целом расходов консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом расходы на «Социальную политику» (с ФСЗН) увеличились в реальном выражении на 1,9%. Значительная часть расходов бюджета по этому разделу была направлена на возмещение банкам процентов по кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, а также на оказание финансовой помощи семьям, воспитывающим детей. Эти виды расходов возросли более чем в 1,7 раза в реальном выражении по сравнению с 2008 годом. Можно констатировать, что бюджет рес¬публики и в 2009 г. сохранил социальную направленность. Объем средств, на¬правленных на финансирование социально-культурных мероприятий в структуре расходов консолидированного бюджета составил 29,2% (18 620,1 млрд. руб.), увеличившись по сравнению с 2008 годом на 3,9 п.п. Расходы по другим статьям бюджетной классификации относительно предыдущего года сократились в реальном выражении.
На национальную экономику из бюджета было выделено в 2009 г. 16 359,9 млрд рублей (25,66 % в общих расходах) и незначительно сократились по сравнению с 2008 г. на 0,19 п.п.
В 2009 году было продолжено совершенствование форм поддержки государством реального сектора экономики. За счет бюджетных средств стимулируется внутренний спрос на отечественную продукцию, предусматривающий предоставление на льготных условиях кредитов гражданам на приобретение отечественной техники.
В условиях сокращения доходов консолидированного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом были ограничены расходы бюджетных организаций на оплату услуг транспорта, связи, закупок для текущей деятельности, текущие ремонты в бюджетных организациях. В результате текущие расходы консолидированного бюджета за 2009 год были на 12,6% (в реальном выражении) ниже уровня 2008 года. В структуре расходов бюджета в разрезе экономической классификации текущие расходы в 2009 г. занимали 74,7%, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 18,4%, обслуживание государственного долга – 1,7% [23].
В 2009 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 958,3 млрд. рублей, или 0,7% к ВВП (в 2008 году профицит составлял 1 852 млрд. рублей, или 1,4% к ВВП).
С 1 января 2010 года Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь выведен из состава республиканского бюджета. В целях сопоставимости данных показатели республиканского и консолидированного бюджетов за 2009 год также приведены без ФСЗН.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2009 году сложились на 52,2% из расходов республиканского бюджета и 47,8% – расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2009 году составил 65,7%.
В январе-сентябре 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 34,6 трлн. рублей, что на 5,1% больше, чем в январе-сентябре 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, меньше на 1,8%). Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 32,9% в январе-сентябре 2009 года до 29,7% в январе-сентябре текущего года.
Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-сентябрем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 19,5%, налога на прибыль – на 15,8%, акцизов – на 13,8% в реальном выражении.
Доля НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 64,8%. При этом 32,4% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 11,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (приложение Б).
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре 2010 года профинансированы в сумме 37,2 трлн. рублей. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года расходы в реальном выражении увеличились на 0,9%.
Расходы консолидированного бюджета в разрезе функциональной классификации увеличились по всем разделам, кроме «Национальной экономики». Наиболее значительно (в реальном выражении) возросли расходы по разделам «Социальная политика» – на 18,9%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 19,2%), «Здравоохранение» - на 10%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 22,2%.
Рост расходов по разделу «Социальная политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За девять месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,4 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-сентябре 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-сентябрем 2009 года на 1,5 процентных пункта (приложение В).
В расходах консолидированного бюджета за январь-сентябрь 2010 года в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 26,9%, субсидии и текущие трансферты – 27,1%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 23,5%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 15,1% всех бюджетных расходов.
Удельный вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-сентябре текущего года составил 18,7%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за девять месяцев 2010 года возрос на 13,2% по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 196,7 тыс. квадратных метров, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.
В январе-сентябре 2010 года консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 2,5 трлн. рублей, или 2,2% к ВВП (в январе-сентябре 2009 года дефицит составлял 1,5 трлн. рублей, или 1,5% к ВВП).
Расходы консолидированного бюджета в январе-сентябре текущего года сложились на 46,3% из расходов республиканского бюджета и 53,7% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 61,8%.
Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.
Его роль состоит в следующем:
• через республиканский бюджет перераспределяется большая часть бюджетных ресурсов государства;
• из республиканского бюджета финансируются наиболее значимые экономические и социальные программы;
• республиканский бюджет обеспечивает представительство Республики Беларусь в международных организациях;
• за счет средств республиканского бюджета производятся взносы в бюджет союзного государства;
• республиканский бюджет своими средствами обеспечивает финансирование местных бюджетов;
• через республиканский бюджет реализуется региональная политика государства.
Республиканский бюджет состоит из доходной и расходной части.
Доходы республиканского бюджета формируются за счет налогов, других обязательных платежей, а также иных поступлений, определенных законом о бюджете на очередной финансовый год.
Исполнение республиканского бюджета в 2009 году.
За 2009 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 46819 млрд. руб. (34,2 % в ВВП или 102,5 % к плану). Доходы республиканского бюджета, полученные в 2009 году, на 4,55 % уменьшились по сравнению с поступлениями 2008 года (49052 млрд. руб.).
Основной группой в составе и структуре доходов республиканского бюджета являются налоговые доходы, которые составляют 56,54 % всех доходов республиканского бюджета. Среди налоговых доходов основное значение имеют налоги на товары и услуги (29,58 %), среди которых наибольший удельный вес составляют НДС (17,51 wacko и акцизы (7,42 %).
При определении объема и направлений расходования средств республиканского бюджета учитываются экономическая ситуация в республике и политика государства. Структура расходов по функциональной классификации приведена в (приложении Г).
Всего расходы республиканского бюджета за 2009 год составили 46 326 млрд. рублей, или 99,5 % к уточненному годовому плану. Удельный вес расходов республиканского бюджета к объему ВВП составил 33,8 %. Расходы республиканского бюджета уменьшились на 3,75 % по сравнению с 2008 годом (48 131 млрд. руб.)
Анализ исполнения республиканского бюджета свидетельствует о практически не изменившейся в целом структуре его расходной части по сравнению с 2008 годом. Следует отметить, что в 2009 году сохранилась социальная направленность расходования средств республиканского бюджета. Так, объем средств, на¬правленных на финансирование социально-культурных мероприятий (здраво¬охранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой инфор¬мации, образование, социальная политика), составил 20,262 трлн. руб., или 43,74 % всех расходов республиканского бюджета [13].
Доходы республиканского бюджета за январь-сентябрь 2010 года составили 21,4 трлн. руб., или 93,8% (в реальном выражении) к уровню января-сентября 2009 года.
Более трети (37,3%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-сентябрем 2009 года его объем увеличился на 24,2% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-сентябре 2010 года увеличился на 16,6%, составив 11,3% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 19%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,9%.
Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 23,5 трлн. руб., что на 1,9% больше, чем в январе-сентябре 2009 года.
В январе-сентябре текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-сентября 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 29,9% по сравнению с январем-сентябрем прошлого года (приложение Д).
В январе-сентябре 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 2,1 трлн. рублей, или 1,8% ВВП.
Таким образом, в текущем году бюджетно-финансовая и налоговая политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.
Республиканский бюджет тесно связан со всей системой местных бюджетов. Посредством перераспределения финансовых ресурсов он способствует укреплению их доходной части, участвует в совместном финансировании отдельных расходов, целевых программ. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Структура распределения доходов и расходов по уровням бюджетной системы за 2005-2009 гг. представлена в приложении Е.
Местные бюджеты имеют многоканальную систему формирования доходов (приложение Ж). Это могут быть как собственные, так и регулирующие доходы. В 2009 году в местные бюджеты поступило 21 988 млрд. руб., это на 1362 млрд. руб. меньше, чем в 2008 г.
К налоговым источникам поступления относятся подоходный налог с физических лиц, земельный налог, налог на недвижимость, экологический налог за использование природных ресурсов, акцизы, единый налог с предпринимателей и физических лиц, налог на игорный бизнес и другие.
Основной группой в структуре доходов являются налоговые доходы местных бюджетов, которые составили 14 834 млрд. руб. в 2009 г. (67,46 % к итогу). Здесь основное значение имеют налоги на доходы и прибыль (30,69 % в 2009 г.), налоги на товары и услуги (27,56 %), среди которых наибольший удельный вес занимает НДС (17,67 %).
Неналоговые доходы были получены в 2009 г. в сумме 1155 млрд. руб., что 0,24 п.п. меньше чем в 2008 году.
Расходы местных бюджетов в 2009 г. составили 23 446 млрд. руб. и увеличились на 397 млрд. руб. по сравнению с 2008г. Анализ расходной части местных бюджетов позволяет выделить следующие особенности:
1. ярко выраженная социальная направленность местных бюджетов, а именно больше половины расходов;
2. значительно ниже объем финансирования таких расходов как оборона, правоохранительная деятельность, безопасность;
3. по статье национальная экономика из республиканского бюджета финансируются программы республиканского значения, капитальные вложения и другие расходы общегосударственного уровня. Из местных бюджетов средства получают конкретные субъекты хозяйствования, находящиеся на финансировании местных бюджетов;
4. общегосударственные программы, мероприятия по социальной политике финансируются в основном из республиканского бюджета (29% расходов) и в меньшей степени из местных бюджетов (5%).
В новом бюджете на 2011 г. просматриваются две тенденции: довольно существенный рост расходов на социальные нужды и некоторое сокращение количества налоговых платежей.
Доходы консолидиро¬ванного бюджета в 2011 году определены в сумме 54,5 трлн. руб., или 118% к оценке 2010 года. Структура доходов не изменится. Основную долю доходов бюджета приносят НДС (35,1%), налог на при¬быль (10,1%), доходы от внешнеэкономической дея¬тельности (13,3%), акцизы (9,9%).
При этом доходы республиканского бюджета в 2011 году ожидаются на уровне 33,61 трлн рублей (16,9% к ожидаемому исполнению 2010 года).
С 2011 года принципиально изменится схема распределения налога на прибыль между уровнями бюджета. Если в 2010 году налог на прибыль распределялся 50/50 в доходах республиканского и местных бюджетах, то с будущего года весь налог на прибыль, который будет получать бюджет от предприятий негосударственной формы собственности и коммунальной, будет оставаться на территории соответствующей административно-территориальной единицы. А налог на прибыль, уплачиваемый предприятиями республиканской собственности, будет распределяться в соотношении 50/50.
В результате ожидается, что доля местных бюджетов увеличится с 50% до 70% при распределении налога на прибыль, республиканский бюджет при этом будет получать соответственно 30%. Тогда у местной власти возникнет заинтересованность в создании новых производств на территории регионов.
Ставка налога на прибыль в Беларуси в перспективе будет снижаться. В этом году с отменой сбора на развитие территорий совокупная ставка снизится с 27% до 24%. В последующем ставка налога на прибыль в 20% реальна для республики.
С учетом всех этих мероприятий - упрощения налоговой системы, сокращения количества налоговых платежей, снижения их ставок по основным налогам, - будет в принципе пересмотрено применение множественности налоговых льгот, действующей сейчас.
Расходы консолидированного бюджета на 2011г. прогнозируются в сумме 60,53 трлн. руб. Расходы бюджета планируются увеличить на 18,3%, а ресурсы республиканского бюджета должны увеличиться на 23,3%. В 2011г. они составят (без учета ФСЗН) 65,4% объема расходов консолидированного бюджета. Огромная централизация финансов страны не оставляет никакой свободы маневра регионам.
В пределах прогнозируе¬мых ресурсов бюджета-2011 в первоочередном порядке будет обеспечен рост зара¬ботной платы в бюджетной сфере, который учитывает общее повышение заработ¬ной платы для всех катего¬рий бюджетников. Расходы на эти цели возрастут почти в 1,5 раза.
Конечно же, подобное целевое повышение зара¬ботной платы в бюджет-ном секторе приводит к существенному изменению структуры расходов бюд-жета и оказывает наиболь¬шую на него нагрузку.
В целом характеризуя бюджет, четыре статьи его расходов, таких, как зара¬ботная плата, начисления на нее, трансферты на¬селению и обслуживание государственного долга со¬ставят в 2011 году почти 50% бюджетных расходов (в 2010 - до 40%, в 2009 -до 34%).
Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь занимает центральное место в бюджетном устройстве и представляет собой совокупность отдельных видов и уровней бюджетов, функционирующих на основе экономических отношений и юридических норм. Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии, заемные средства для финансирования отдельных расходов и мероприятий. К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Консолидированный бюджет позволяет более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политики. 
3 Перспективы развития бюджетной системы Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития экономики нашей страны усиливается роль бюджета. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования – наиболее эффективными.
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1) Бюджетное устройство зависит от формы государственного устройства. Республика Беларусь является унитарным государством. Унитарная форма является наиболее распространенной формой современных государств. Бюджетное устройство таких государств включает в себя такие понятия как: бюджетная система и принципы ее построения, бюджетное право, бюджетный процесс, бюджетное регулирование, а также определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы.
2) Бюджетное устройство - организация бюджетной системы и принципы ее построения. Бюджетное устройство в Республике Беларусь основывается на принципах единства, полноты, сбалансированности, гласности, самостоятельности, эффективности, общего (совокупного) покрытия расходов, достоверности, адресности и целевого назначения, ответственности, и определяется административно-территориальным делением Республики Беларусь.
3) В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.
4) Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития. Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии, заемные средства при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.
5) К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
6) Рассматривая межбюджетные отношения, следует отметить, что анализировать, оценить, совершенствовать финансовые отношения между звеньями бюджетной системы позволяет консолидированный бюджет. Также на этой основе позволяет более эффективно использовать бюджетные средства, контролировать развитие бюджетной системы, определять соответствие бюджетного механизма проводимой бюджетной политики на конкретном этапе развития государства.
7) Анализируя доходы консолидированного бюджета, следует отметить, что основным источником поступления являются налоговые доходы, которые составляют 65,7% всех доходов консолидированного бюджета. Анализ структуры расходов свидетельствуют о преобладающей доле расходов социальной направленности (29,2% всех расходов консолидированного бюджета или в абсолютном выражении 18 620,1 млрд. руб.).
8) Распределение доходов и расходов в консолидированном бюджете по уров¬ням бюджетной системы за 2009 г. выглядит следующим образом: 74,5% доходов поступило в республиканский бюджет (74,1% в 2008 г. и 69,1 в 2005 г.)
9) Бюджетная система Беларуси имеет некоторые недостатки, что требует проведение работы по преобразованию бюджетной политики, бюджетного процесса и прежде всего эффективное реформирование межбюджетных отношений, распределение доходов и расходов бюджетов, дальнейшее совершенствование бюджетной политики.
В связи с этим необходимо:
1. Обеспечить соответствие доходов расходным функциям региональных бюджетов и на этой основе – общее бюджетное регулирование.
2. При распределении доходных поступлений между бюджетами регионов обеспечить сочетание метода закрепления налогов и долевого их распределения.
3. Провести реструктуризацию доходов региональных бюджетов.
4. Снизить налоговую нагрузку.
5. В целях устранения различий в региональной среде налогообложения установить предельный размер местных налогов и сборов в процентах к общему объему собственных доходов.
6. Для увеличения доходов бюджетов базового уровня закрепить за местными Советами базового уровня наиболее крупные местные налоги сборы, которые в соответствии с действующим законодательством зачисляются в областные бюджеты.
7. Установить предельный размер участия республиканского бюджета в покрытии дефицита региональных бюджетов.
8. Обеспечить максимальную замену дотаций субсидиями и субвенциями с усилением контроля за целевым их использованием.
9. Повысить эффективность межбюджетных отношений и бюджетных потоков, обеспечивающих балансирование доходов и расходов региональных бюджетов, а также выравнивание уровня их бюджетной обеспеченности, достигая как горизонтального, так и вертикального выравнивания;
10. В целях усиления контроля за движением и эффективностью финансовых потоков фонда финансовой поддержки разделить их по целевому назначению, образовав на уровне республиканского бюджета два самостоятельных республиканских фонда: фонд финансовой поддержки и фонд развития регионов.




Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.