Качественное выполнение

+375 29 390 33 99 + 375 33 390 33 99 + 375 25 990 33 99

Гарантия защиты

Результат проверенный временем

5000 заказчиков обратилось к нам, за все время выполнено более 15000 работ, то есть каждый заказчик в среднем обратился к нам трижды. Закажи работу сейчас и получи скидку 20% Отзывы можно посмотреть vk.com

Работы по самым низким ценам (средний балл 8,1).

Курсовая от 20 руб.

Дипломная от 40 руб.

Заказать сейчас

 
Предмет: Экономика
Выбрана работа: Особенности функционирования и тенденции развития в сфере услуг в современных условиях на примере ту


КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему «Особенности функционирования и тенденции развития в сфере услуг в современных условиях на примере туризма»
по дисциплине «Международные экономические отношения»


СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ 6
1.1.Понятие «услуга». Специфические особенности международной торговли услугами 6

ВВЕДЕНИЕ

Процесс мирового хозяйства во второй половине XX века неразрывно связан с развитием международного разделения труда, глобализацией и регионализацией мировой экономики. Зрелость мирового рынка товара, степень его насыщенности во многом обусловили рост спроса на услуги, что вызвало интенсивное развитие международной торговли услугами, а также обусловило формирование мирового рынка услуг.
Мировой рынок услуг существует и взаимодействует наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности.
Мировой рынок услуг состоит из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства – сфера услуг. В услуги обычно включают транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, техническое обслуживание и др.
Операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста.
Но положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т.е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса.
Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. Несмотря на то, что Беларусь не располагает некоторыми основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Кроме того, государство нашей республики уделяет большое внимание данной сфере и предпринимает различные меры для ее улучшения.
Целью курсовой работы является изучение и анализ существующего состояния туризма и основных направлений его развития в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
1) определение структуры и специфических особенностей сферы услуг;
2) анализ и оценка основных направлений развития туризма в Республике Беларусь.
Объектом исследования является туризм в Республике Беларусь. Предмет – основные направления развития туризма в нашей республике.
Информационной базой курсовой работы являются научные обоснования, статьи, а также Интернет-портал.

1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА УСЛУГ

1.1. Понятие «услуга». Специфические особенности международной торговли услугами

Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде.
Под услугой принято понимать такую деятельность, которая может не воплощаться в материальном продукте, но всегда проявляется в некотором полезном эффекте, который получает потребитель [1].
Услуга – результат производственной деятельности предприятий или отдельного лица, как правило, не овеществленный, а в виде полезного эффекта, связанный с изменениями в институциональном положении экономической единицы.
Услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке.
Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что,
во-первых, они невидимы;
во-вторых, не поддаются хранению;
в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту [2].
Качество услуги, в отличие от качества товара, может быть переменчивым и различаться существенным образом в зависимости от условий ее производства и потребления, времени производства услуги, уровня квалификации производителя и т.д. Потребители услуг нередко знают о подобном разбросе качества и при выборе поставщика услуг советуются с другими покупателями [3].
Согласно свободной энциклопедии «Википедия» сфера услуг – это:
1) часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих услуг. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики (больше 50 %). Остальными частями экономики принято считать промышленность и сельское хозяйство.
2) сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами [4].
Международная торговля услугами – это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению с традиционной торговлей товарами.
Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контактах между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой часто используется посредничество.
Во-вторых, эта торговля тесно взаимодействует с торговлей товарами и оказывает на нее все возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке во многом зависит от качества и количества услуг, привлекаемых для его производства и реализации (включая послепродажное обслуживание).
В-третьих, сфера услуг обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука во многих странах традиционно находятся в полной или частичной собственности государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают общественность и правительства многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей товарами.
В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный хозяйственный оборот. В первую очередь это относится к некоторым видам услуг, поступающих преимущественно в личное потребление (например, коммунальные и бытовые) [1].
Таким образом, услуга существенно отличается от товара и имеет ряд специфических особенностей.

1.2. Классификация услуг

Долгое время услуги, согласно Международной стандартной классификации, принятой ООН, относились к «неторгуемым» товарам, т.е. товарам, которые потребляются в той же стране, где они и производятся. По мере развития НТП, интернационализации хозяйственной жизни часть услуг была вовлечена в мирохозяйственный оборот и появился термин «торгуемые услуги», которые по рекомендации МВФ отражаются в платежном балансе страны.
В соответствии с руководством МВФ по составлению платежного баланса все торгуемые услуги подразделяются на 11 видов, в рамках которых существуют подвиды:
• транспорт (грузовой, пассажирский);
• поездки (деловые, личные);
• связь (почтовая, курьерская, телефонная и т.п.);
• строительство;
• страхование (рисков, личное);
• финансовые услуги (между резидентами и нерезидентами, брокерские услуги, обмен валют);
• компьютерные и информационные услуги;
• роялти и другие лицензионные платежи;
• другие бизнес-услуги (посредничество, лизинг, правовые, рекламные);
• лицензионные культурные и рекреационные услуги (аудиовизуальные, выставки);
• правительственные услуги [2].
Мировой банк классифицирует услуги по принципу их взаимодействия с другими формами МЭО на следующие группы:
1. Факторные услуги – платежи, возникающие в связи с международным движением капиталов, рабочей силы и технологии;
2. Нефакторные услуги – остальные виды услуг (транспорт, туризм и прочие неофициальные услуги).
В системе национальных счетов услуги подразделяются на потребительские (туризм, гостиничные услуги), социальные (образование, медицина), производственные (инжиниринг, консалтинг, финансовые и кредитные услуги), распределительные (торговые, транспортные, фрахтовые) [1].
Услуги можно также классифицировать следующим образом :
 Социально-культурные:
наука, научное обслуживание, образование, медицина, физическая культура, социальное обслуживание, искусство, культура, туризм, другие рекреационные услуги
 Производственно-сбытовые:
строительство, транспорт, связь, складское хозяйство, коммунальное обслуживание, торговля, реклама, биржевые, посреднические, операции с недвижимостью, аренда, в том числе оборудования, услуги по изучению рынков, контролю за качеством, послепродажное обслуживание
 Социально-бытовые:
бытовые услуги, общественное питание, гостиничное обслуживание
 Финансово-страховые:
финансовые, банковские, страховые и т.н.
 Профессиональные:
консалтинг, инжиниринг, юридические, бухгалтерские, информационно-вычислительные услуги [2].
Классификационный перечень услуг, который принят в Генеральном Соглашении по торговле услугами (ГАТС) насчитывает 12 отраслевых видов услуг, в рамках которых выделены еще 160 узких позиций:
 деловые;
 услуги связи;
 строительные и инжиниринговые услуги;
 дистрибьюторские;
 общеобразовательные;
 услуги по защите окружающей среды;
 финансовые;
 услуги по охране здоровья;
 туризм и путешествия;
 услуги в области организации досуга, культуры и спорта;
 транспортные;
 прочие услуги.
ВТО концентрирует внимание на взаимоотношениях производителя и потребителя услуг, выделяя четыре вида сделок в международной торговле услугами:
1. С территории одной страны на территорию другой страны (трансграничная поставка услуги). Например, пересылка в другую страну информационных данных по телекоммуникационным сетям.
2. Потребление услуги на территории другой страны (потребление за рубежом) предполагает необходимость перемещения покупателя (потребителя) услуги в другую страну с целью получения (потребления) там услуги, например, когда турист отправляется в другую страну для отдыха.
3. Поставка посредством коммерческого присутствия на территории другой страны (коммерческое присутствие) означает необходимость движения в другую страну факторов производства для оказания услуг на территории этой страны. Это означает, что иностранный производитель услуг должен осуществить инвестиции в экономику страны, создать там юридическое лицо с целью оказания услуг. Речь идет, к примеру, о создании или участии в создании банков, финансовых или страховых компаний на территории другой страны.
4. Поставка посредством временного присутствия физических лиц на территории другой страны означает, что физическое лицо перемещается в другую страну с целью оказания услуг на ее территории. Примером могут служить услуги, оказываемые юристом или консультантом [3].
Таким образом, в настоящее время существуют разнообразные классификации услуг, отражающие весь их перечень.

1.3. Регулирование международного рынка услуг

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение услуг в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили на повестку дня вопрос о необходимости регулирования рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.
К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие ряда специфических организаций.
Государство защищает внутренний рынок в сфере услуг с помощью так называемых специфических обязательств. Они представляют собой фиксированные минимальные ограничения деятельности иностранных поставщиков или продажи иностранных услуг на внутреннем рынке. Государство может проводить следующие мероприятия:
• устанавливать минимальный уровень иностранных инвестиций в конкретный сектор услуг;
• ограничивать количество иностранных представительств, долю иностранного капитала в капитале отечественных компаний, численность иностранного персонала;
• вводить квоты на специфическую продукцию, воплощенные услуги либо ограничивать суммы иностранной валюты, предоставляемой для импорта услуг. Такие ограничения применяются, в частности, для защиты рынков транспортных услуг и секторов, связанных с информацией (квоты на демонстрацию кинофильмов, программ телевидения и т.п.);
• вводить и усложнять правила оформления документов при выезде национальных поставщиков услуг за рубеж и при въезде иностранных поставщиков в данную страну и т.д. Это могут быть разрешения на въезд для работы, система лицензирования для занятий определенной профессиональной деятельностью, требования к владению иностранными языками и др.
Существенную роль в регулировании международной торговли услугами играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском союзе, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.
Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации: Организация международной гражданской авиации (ИКАО), Международная морская организация (ИМО), Всемирная туристическая организация (ВТО) и другие [1].
В январе 1995 года вступило в действие Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС). Специфика данного соглашения заключается в том, что оно касается не только традиционных торговых барьеров, но и инвестиций в сферу услуг. В дополнение к нему страны – члены ВТО подписали соглашение о либерализации рынка финансовых услуг (Женева, 1997 г.), которое вступило в силу в марте 1999 г. после ратификации. Оно предусматривает поэтапное снятие национальных ограничений на трансграничные потоки капиталов и действия иностранных компаний на внутренних рынках.
ГАТС содержит важнейшие принципы, которые составляют основу регулирования международной торговли услугами. До этого не существовало международных торговых правил, регулирующих сферу услуг: банковское дело, страхование, транспорт, телекоммуникации, туризм, строительство, телевидение. Каждая страна защищала свои интересы, руководствуясь собственными правилами и нормами. В ходе Уругвайского раунда ГАТТ (1986-1994 гг.) было достигнуто Соглашение о бездискриминационной торговле в сфере услуг, куда включены специальные положения, касающиеся финансовых услуг, воздушного транспорта, телекоммуникаций.
ГАТС состоит из 3 блоков, содержит 35 статей, объединенных в 6 разделов, и 4 приложения.
В первом блоке излагаются взаимные обязательства стран-членов в сфере торговли услугами - предоставление режима наибольшего благоприятствования в отношении поставщиков услуг.
Второй и третий блоки содержат соответственно списки начальных взаимоуступок по доступу на рынки услуг и приложения о специальном статусе отдельных секторов услуг.
ГАТС содержит:
1) положения, определяющие основные обязанности членов ВТО в области торговли услугами;
2) приложение о специальном статусе отдельных видов услуг;
3) списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг;
4) определяет принципы использования национального режима и режима наибольшего благоприятствования в сфере международной торговли услугами [2].
Таким образом, международное сообщество предпринимает меры по стимулированию роста международной торговли услугами, максимизируя при этом прибыльность данной сферы мирового хозяйства.

2. РОЛЬ ТУРИЗМА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1. Роль туризма как отрасли экономики в мире и его основные тенденции

Туризм - путешествие физических лиц за пределы их места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте), а также деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации такого путешествия [5].
Операции по международному туризму – это вид деятельности, направленный на предоставление различного рода туристических услуг и товаров туристского спроса с целью содействия удовлетворению широкого круга культурных и духовных потребностей иностранного туриста [3].
Туризм уже давно рассматривается как одно из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 % мирового валового национального продукта.
К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 % общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 % мирового валового национального продукта.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.
Туризм оказывает положительное влияние на сохранение и развитие историко-культурного наследия, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, негосударственные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
Среди основных тенденций мирового туризма можно выделить следующие:
o люди пожилого возраста представляют наиболее быстрорастущую долю туристов во всем мире. Они имеют достаточно средств, но очень требовательны к сервису;
o снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм;
o растет спрос на туристско-экскурсионные маршруты с использованием автобусов;
o растет интерес к корпоративному и семейному отдыху, специализированным турам по интересам;
o большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам и туры выходного дня;
o одним из самых перспективных видов туризма называют экотуризм.
Но положительное влияние туризма на экономику государства происходит лишь в том случае, когда туризм в стране развивается всесторонне, т.е. не превращает экономику страны в экономику услуг. Другими словами, экономическая эффективность туризма предполагает, что туризм в стране должен развиваться параллельно и во взаимосвязи с другими отраслями социально-экономического комплекса [6].
2.2. Государственное регулирование в сфере туризма в Республике Беларусь

Законодательство о туризме основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 25 ноября 1999 года «О туризме», Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 года "О защите прав потребителей" и иных актов законодательства.
Государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Советом Министров, Министерством спорта и туризма, местными Советами депутатов.
Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма.
Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма.
Министерство спорта и туризма Республики Беларусь проводит государственную политику в сфере туризма, осуществляет координацию деятельности в сфере туризма других республиканских органов государственного управления.
Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции решают вопросы местного значения в сфере туризма.
Законом «О туризме» определены основные принципы государственного регулирования в сфере туризма:
 защита прав и законных интересов физических лиц, в том числе обеспечение их безопасности в сфере туризма;
 развитие туризма и туристической индустрии;
 поддержка малого предпринимательства в сфере туризма;
 развитие конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности на рынке туристических услуг;
 гласность и открытость разработки, принятия и применения мер государственного регулирования в сфере туризма.
Основными целями государственного регулирования в сфере туризма являются:
1) обеспечение прав физических лиц на отдых, свободу передвижения и иных прав, реализуемых в сфере туризма;
2) формирование представления о Республике Беларусь как о стране, привлекательной для туристов;
3) обеспечение доступности туризма;
4) рациональное использование туристических ресурсов;
5) создание необходимых условий для обмена товарами, работами и услугами в сфере туризма в соответствии с международными договорами Республики Беларусь с учетом интересов участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии Республики Беларусь;
6) развитие туристических зон;
7) развитие международных контактов.
В нашей республике существует также межведомственный экспертно-координационный совет по туризму при Совете Министров, который был создан в целях совершенствования взаимодействия государственных органов, общественных объединений, участников туристической деятельности и субъектов туристической индустрии по вопросам создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в Республике Беларусь, повышения его экономической эффективности, формирования конкурентной среды, защиты внутреннего рынка туристических услуг, а также для выработки различных рекомендаций в данной сфере [5].

3. ОЦЕНКА СУЩЕСТВУЮЩЕГО СОСТОЯНИЯ ТУРИЗМА И ОСНОВНЫЕ НАПРВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1. Анализ существующей туристской инфраструктуры в Республике Беларусь

Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами. Среди них:
 близость к Западной Европе, Скандинавии – туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
 соседство со странами Балтии, Россией, Украиной является серьезным ресурсом к развитию трансграничного туризма;
 древняя и богатая история, самобытная культура (15 тыс. объектов, имеющих историческую, культурную и архитектурную значимость);
 богатый природный потенциал, включающий уникальные водно-болотные угодья, реликтовый лес – Беловежскую пущу и т.д.
В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам [6].
Динамика санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха представлена на рисунке 3.1.1:
Рисунок 3.1.1 Динамика санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, единиц (составлено автором)

По состоянию на 1 января 2008 г. в республике насчитывается 303 средства размещения (гостиницы, мотели, кемпинги). Их единовременная вместимость превышает 24 тыс. мест. Количество работающих в данной сфере составляет около 6,9 тыс. человек (Таблица 3.1.1).

Таблица 3.1.1 Статистические данные за 2000 – 2007 годы о числе гостиниц, их вместимости и загруженности.
Год Число гостиниц и аналогичных средств размещения, единиц Их единовременная вместимость, койко-мест Средняя загрузка, в %
2000 254 25830 42
2001 248 24390 40
2002 245 22617 36
2003 276 23602 38
2004 279 23648 40
2005 279 23504 45
2006 284 24095 49
2007 303 24616 50

Из таблицы 3.1.1 видно, что средняя загрузка гостиниц и аналогичных средств размещения увеличилось с 42% в 2000 году до 50% на конец 2007 года, т.е. прирост составил 19% к уровню 2000 года.
На начало 2008 года в Республике Беларусь функционировало 303 гостиницы. Они находятся в различных формах собственности и ведомственных подчинениях, существенно разнятся по уровню и ценам. Число средств размещения, находящихся в частной собственности, составляет 71 единицу, или 23 % от их общего числа. Тем не менее в них было размещено 41 % всех проживающих, а выручка от размещения превысила 52 % от общего объема. Это связано с тем, что частные средства размещения находятся, в основном, в крупных городах, то есть там, где это приносит прибыль, в то время как государство вынуждено содержать множество гостиниц, расположенных в районных центрах. Кроме этого, следует признать и более высокий уровень сервиса и самих условий проживания, что и привлекает иностранных граждан.
Общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса однозвездочной.
Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно большого круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа представителей стран – России, Германии, Польши, Италии, Литвы, Великобритании, Латвии и США.
Питание жителей и гостей Республики Беларусь в настоящее время осуществляют свыше 3 тыс. объектов общественного питания, расположенных в общедоступной сети.
Учитывая важное географическое положение Беларуси, большое внимание уделяется развитию придорожного сервиса. В настоящее время на автомобильных дорогах функционируют свыше 400 кафе, ресторанов, баров.
Актуальным является и развитие сети организаций быстрого питания, позволяющих при относительно небольших материальных затратах решить проблему предоставления услуг питания с минимальными затратами времени на получение и прием пищи. В республике насчитывается 1,8 тыс. организаций быстрого питания.
Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские организации, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких организаций в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.
Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование [6].
За 2000 - 2007 годы количество иностранных туристов, посетивших Республику Беларусь, увеличилось на 45 186 человека к уровню 2000 года, что соответствует 175% роста (рис. 3.1.2).
Рис.3.1.2 Динамика числа принятых иностранных туристов за 2000 – 2004 годы (составлено автором)

В процентном соотношении доля прибывших туристов из иностранных государств и стран СНГ представлена на рисунке 3.1.3:

Рис. 3.1.3 Динамика прибывших туристов из иностранных государств и стран СНГ, в % (составлено автором)

Из диаграммы видно, что к 2007 году доля туристов из стран СНГ выросла по сравнению с 2003 годом на 25%.
В разрезе областей структура прибывших иностранных туристов в 2004 году выглядит следующим образом (рис.3.1.4):

Рис.3.1.4 Структура прибывших иностранных туристов в 2004 году по областям, в долях (составлено автором)

В 2007 году в Республику Беларусь из иностранных государств (без стран СНГ) прибыло 66523 туристов. Их структура по странам представлена в таблице 3.1.2:

Таблица 3.1.2 Структура прибывших туристов из иностранных государств (без стран СНГ) по странам в 2007 году
Всего туристов, прибывших из иностранных государств (без стран СНГ) 66523
В том числе из:
Литва 9309
Германия 7826
США 5268
Соединенное Королевство 4413
Израиль 4333
Эстония 4288
Италия 4183
Турция 4064
Латвия 3855
Польша 3337
Бельгия 1830
Кипр 1202
Франция 1154
Австралия 1087
Нидерланды 971
Швеция 745
Испания 687
Китай 599
Дания 516
Япония 372
Норвегия 358
Австрия 345
Швейцария 293

Проанализировав данные о структуре туристского потока, можно сказать, что приоритетными для Беларуси внешними рынками являются Россия, Польша, страны Прибалтики, Великобритания, Германия, США, Италия, Израиль.
Основными факторами, сдерживающими развитие въездного туризма в Республику Беларусь, в настоящее время являются:
 образ Республики Беларусь как страны, проблематичной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации;
 действующий порядок выдачи белорусских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении, не всегда способствующий росту въездного туризма в Республику Беларусь;
 неразвитая туристская инфраструктура, износ существующей материальной базы, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса (двух-, трехзвездочных) с современным уровнем комфорта;
 отсутствие практики создания субъектами хозяйствования Республики Беларусь благоприятных условий для инвестиций в средства размещения туристов и иную туристскую инфраструктуру;
 практическое отсутствие до 2002 года государственной некоммерческой рекламы туристских возможностей страны за рубежом;
 невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии из-за низкого уровня подготовки кадров и отсутствия опыта в условиях рыночной экономики, в том числе вследствие длительного периода эксплуатации курортно-туристских средств размещения через систему социального страхования;
 несоответствие цены и качества размещения в гостиницах [6].

3.2. Основные направления развития туризма в Республике Беларусь

Анализируя ситуацию, сложившуюся в сфере туризма, наше государство предпринимает различные меры по ее улучшению. Разработана Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы, которая включает в себя 2 этапа реализации. В настоящее время претворяется в жизнь второй этап Программы (2008 – 2010 годы), который предусматривает реализацию мероприятий по строительству новых крупных туристских комплексов, формированию новых маршрутов, обустройству и оснащению важнейших туристских баз, объектов социального туризма, вовлечение в сферу туризма новых категорий и групп населения, введение новых форм и методов туристского обслуживания – формирование центров туризма международного значения.
Данной Программой определены основные направления развития туризма, среди которых можно выделить:
1. Транзитный и трансграничный туризм:
предопределено:
o развитие придорожной сети туристской инфраструктуры, позволяющей организовать отдых в течение нескольких дней, с посещением туристских достопримечательностей, расположенных вдоль автомагистралей и транспортных коридоров;
o организация трансграничных туристских маршрутов, включающих посещение туристских объектов пограничных государств;
o создание туристских центров вдоль основных транспортных коридоров, в первую очередь, на основе малых исторических городов с ценным историко-культурным наследием (Мир, Несвиж, Слоним, Заславль, Кобрин, Коссово и др.).
2. Познавательный туризм:
для развития познавательного туризма предусматривается использование богатого культурно-исторического наследия Республики Беларусь и общности истории и культуры Беларуси со странами-соседями. Программой предусматривается создание условий для формирования туристско-экскурсионных маршрутов для разных категорий населения по местам важных исторических событий и деятельности выдающихся исторических личностей народов, проживающих на территории нашей республики, более эффективное использование возможностей имеющихся туристских ресурсов и др.
3. Агроэкотуризм:
Программой предусматриваются следующие направления развития агроэкотуризма:
• создание туристских деревень с традиционной народной архитектурой на основе существующих сельских поселений, расположенных в живописной местности;
• активизация использования резервов сельского населения посредством организации сельских туров с проживанием и питанием в деревенских домах, усадьбах;
• создание условий для ознакомления с природным потенциалом Республики Беларусь, активного отдыха на природе, в том числе: организация туристских походов с проживанием в палатках, приготовлением пищи на костре; организация эколого-образовательных и эколого-просветительных туров для разных возрастных и социальных групп населения; фотоохота на представителей животного и растительного мира, находящихся в естественных условиях.
Разновидностью агроэкотуризма может стать водный туризм. Данный вид туризма может быть реализован в виде краткосрочных прогулок на пассажирских судах, включенных в комбинированные многодневные туристские маршруты и путешествия белорусских и иностранных туристов на комфортабельных судах по водным путям республики.
4. Спортивный туризм:
два основных направления в развитии спортивного туризма:
 организация спортивных походов (водных, пеших, конных, велосипедных, лыжных) и других туристско-спортивных мероприятий, в которых туристы являются участниками;
 посещение крупных спортивных соревнований, где туристы являются зрителями.
Для организации туристских походов различных категорий сложности разработаны, приняты и рекомендованы специальные туристские маршруты в различные районы Беларуси с благоприятными природными ресурсами.
5. Рекреационный и оздоровительный туризм:
предусматривается более широкое использование в туристских целях имеющейся санаторно-курортной базы республики; обновление имеющейся и создание новой инфраструктуры в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях с расширением спектра предлагаемых туристских услуг; создание летних туристско-оздоровительных лагерей, кемпингов, оборудованных стоянок для отдыха и др.
6. Деловой туризм:
основное внимание в Программе уделено развитию туристско-экскурсионных услуг для участников международных конгрессов, конференций, симпозиумов; организации международных торговых выставок, ярмарок; созданию условий для оказания туристско-экскурсионных услуг при проведении международных смотров научно-технических достижений на базе крупных научных центров и промышленных организаций.
7. Религиозный туризм:
предполагается посещение религиозных святынь на территории Республики Беларусь.
С целью повышения значимости регионов в развитии туристской отрасли Национальной программой разработан перечень мероприятий, осуществляемый по областям республики.
Также определен механизм реализации Программы, который включает мероприятия по развитию системы государственного регулирования и поддержки туристской деятельности; развитию материально-технической базы индустрии туризма; мероприятия, направленные на продвижение туристского продукта; обеспечение безопасности туризма и др.
Таким образом, выполнение намечаемых Программой мероприятий приведет к укреплению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов [6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие туризма в любой стране, регионе зависит от целого комплекса факторов, условий и ресурсов. В явном выигрыше находятся те страны, которые имеют море и горы. Несмотря на то, что Беларусь не располагает этими основополагающими для туризма ресурсами, она имеет ряд преимуществ в сравнении с другими странами.
В Республике Беларусь в последние годы произошли значительные позитивные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда республики, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам.
Однако существуют проблемы, которые не нашли пока своего разрешения. Так общая проблема, присущая подавляющему большинству гостиниц, состоит в отсутствии их классификации. Многие из них не имеют даже класса однозвездочной. Проблемой является также небольшое число туристских организаций, организующих и обеспечивающих прием иностранных туристов. Требуется проведение государственной политики по их поддержке и развитию.
Анализируя ситуацию, сложившуюся в сфере туризма, наше государство предпринимает различные меры по ее улучшению. Разработана Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы, которая включает в себя 2 этапа реализации. В настоящее время претворяется в жизнь второй этап Программы (2008 – 2010 годы).
Осуществление намеченных в Программе мер будет способствовать притоку в республику иностранных туристов, увеличению валютных поступлений. Развитие в Республике Беларусь высокоэффективного туристского комплекса значительно повысит его привлекательность как сферы международного предпринимательства и делового сотрудничества, создаст стимулы для притока в отечественную экономику иностранного капитала, что даст возможность реализовать в будущем ряд крупномасштабных проектов в области туризма, а также удовлетворить спрос на туристские услуги в 2010 году и вовлечь в сферу туристского обслуживания новые категории населения.
Выполнение намечаемых Программой мероприятий приведет к укреплению материально-технической базы туризма, расширению многообразия и географии туристских маршрутов.
Таким образом, сегодня в Республике Беларусь создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование. Однако государство разрабатывает и предпринимает различные меры по улучшению функционирования базы для обслуживания сферы туризма и таким образом привлечения в отечественную экономику иностранного капитала.


Вернуться назад к списку работ


Заказ желательно продублировать на почту sdan.by@yandex.ru

Заполните, пожалуйста, анкету







Загрузить файл:

Наши контакты

Индивидуальный предприниматель Третьяк Михаил Михайлович
УНП 191784465
Адрес: 220036 г.Минск, ул. Лермонтова 20- 35
Наши телефоны
Офис Минск
+375 (29) 390-33 -99
+375 (33) 390-33 -99
+375 (17) 319-33-99
+375 (25) 990-33-99

Представительство в Гродно +375 (29) 390-33-99 +375 (33) 390-33-99

Служба контроля качества +375 (33) 615-33-99

Наша почта
sdan.by@yandex.ru
Реквизиты банка:
ЗАО «Трастбанк» УНП 100789114 БИК 153001288
Номер расчетного счета 3013 65 989 0015
Адрес банка: 220035 Минск ул. Сторожевская 8
Наши преимущества
1) Работаем по самым доступным ценам;
2) Соблюдаем все требования оформления и сроки сдачи работы;
3) Гарантируем защиту выполненных работ и полное сопровождение.