Предмет: Философия
Выбрана работа: Вопросы к экзамену «Философия»
Вопросы
к экзамену
«Философия»
1. Понятие и исторические типы мировоззрения.
2. Проблемное поле философии и структура философского знания.
3. Древнеиндийская философия.
4. Философская мысль Древнего Китая.
5. Древнегреческая философия, ее периодизация и основные проблемы.
6. Философские концепции Платона и Аристотеля.
7. Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков
(А.Августин, Ф.Аквинский). Полемика о природе универсалий.
8. Философские идеи эпохи Ренессанса: гуманизм, антропоцентризм, пантеизм.
9. Проблема самоопределения философии в эпоху Нового времени. Становление
механистического мировоззрения.
10. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф.Бэкон, Р.Декарт).
11. Философские идеи эпохи Просвещения.
12. Критическая философия И. Канта.
13. Диалектическая философия Г. Гегеля.
14. Социальная философия марксизма.
15. Становление и основные направления развития неклассической философии.
16. Философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).
17. Исторические формы философии позитивизма.
18. Философия постпозитивизма.
19. Философия экзистенциализма, ее предпосылки и основные темы.
20. Религиозная философия в контексте современной европейской культуры.
21. Современная философская герменевтика.
22. Философия постмодернизма.
23. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси.
24. Онтология как философское учение о бытии.
25. Категория материи. Эволюция представлений о материи в философии и науке.
26. Движение как атрибут бытия. Основные формы движения и критерии их классификации.
27. Диалектика, ее сущность и исторические формы.
28. Принципы и законы диалектики.
29. Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение в анализе экономических процессов.
30. Пространственно-временная организация бытия. Основные научно-философские концепции пространства и времени.
31. Философия природы. Идея коэволюции общества и природы.
32. Учение о человеке в структуре философского знания.
33. Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания.
34. Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание.
35. Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм).
36. Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная деятельность, знание).
37. Основные формы чувственного и рационального познания. Роль воображения и интуиции в познавательном процессе.
38. Познание и практика.
39. Понятие истины и ее критерии.
40. Вненаучное и научное познание. Специфика научного познания.
41. Понятие науки и ее основные аспекты (наука как деятельность, социальный институт и система знаний). Функции науки в современном обществе.
42. Методы научного исследования и их классификация.
43. Эмпирический и теоретический уровни научного исследования.
44. Основные формы научного знания (факт, проблема, гипотеза, теория).
45. Научные революции, их сущность и технология.
46. Этика науки и социальная ответственность ученого.
47. Общество как система. Основные сферы жизнедеятельности общества.
48. Социальная структура общества.
49. Проблема источников, движущих сил и субъектов социальной динамики. Эволюция и революция в общественном развитии.
50. Духовная жизнь общества.
51. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.
52. Основные парадигмы философского анализа культуры.
53. Понятие цивилизации. Доиндустриальные, индустриальные, постиндус-триальные цивилизации.
54. Техника и ее роль в истории цивилизации.
55. Философское осмысление глобальных проблем современной цивилизации.
56. Феномен глобализации и проблема сохранения социально-культурной идентичности.
Вернуться назад к списку работ