Предмет: Планирование и Прогнозирование
Выбрана работа: «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
Бюджетно-финансовая политика — это совокупность средств и мероприятий государства, направ¬ленных на изменение порядка государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей. Она реализуется с целью аккумулирования финансовых ресурсов, достижения макроэкономичес¬кой стабильности, перераспределения ресурсов и доходов, обеспечения полной занятости, снижения инфляции, а в сочетании с мерами кредитно-денежной политики — влияния на чистый экспорт товаров и услуг.
Изменение учетной ставки — старейший метод денежно-кредитного регулирования. В основе его лежит возможность выдачи Центральным банком ссуд коммерческим банкам.
Предоставляя ссуду, Центральный банк увеличивает резер¬вы коммерческого банка, которые последний использует для выдачи кредита физическим и юридическим лицам. За ссу¬ду коммерческий банк платит процент. Ставка процента называется учетной. Центральный банк может изменять ее. Повышение учетной ставки приводит к тому, что ссуды Цен¬трального банка становятся менее привлекательны для коммерческих банков. Они заимствуют меньше средств, что за¬медляет темпы роста денежной массы. Снижение учетной ставки побуждает коммерческие банки увеличивать свои избыточные резервы за счет средств Центрального банка. Это расширяет их возможности к кредитованию и, следова¬тельно, увеличивает предложение денег.
Для устранения дефицита, т. е. сбалансирования бюджета, государство должно либо увеличить доходы, либо сократить рас¬ходы, либо делать то и другое одновременно. Но каждая из этих мер сдерживает совокупный спрос. Предпочтительнее все же рост доходов бюджета. Поэтому правительство может в краткосрочном периоде усилить инфляцию, направив средства на государствен¬ные расходы и стимулирование деятельности предпринимателей с целью роста ВНП и дальнейшего автоматического увеличения налогов (за счет мультипликационного эффекта государственных расходов). В этом случае бюджет будет балансироваться не еже¬годно, а в ходе экономического цикла. Однако проблема данной концепции балансирования бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть неодинаковы по глубине и длительности, следовательно, задача стабилизации экономики не совпадает во времени с задачей сбалансированного бюджета.
Вернуться назад к списку работ