Предмет: Экономика Беларуси
Выбрана работа: Государственный бюджет как основное звено системы государственных финансов РБ
Тема. Государственный бюджет как основное звено системы государственных финансов РБ
1. Сущность и роль государственного бюджета в социально-экономических процессах
Государственный бюджет как экономическая кате¬гория характеризует совокупность объективных денеж¬ных отношений, возникающих при образовании, рас¬ходовании и использовании основного централизован¬ного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды. Поэтому при раскры¬тии понятия “государственный бюджет” любой страны целесообразно отразить одновременно три его важ¬нейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность.
Государственный бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. В то же время бюджет – это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
2. Структура доходов государственного бюджета, их особенности в текущем году
Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в об¬щественном воспроизводстве должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, орга¬низаций и населения. Материальной основой доходов бюджета явля¬ется национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в ос¬новном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государст¬венных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимаю¬щих форму доходов бюджета.
При формировании доходов основного финансового плана государ¬ства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматри¬вать доходы как экономическую категорию – совокупность денеж¬ных отношений по поводу изъятия и централизации части финансо¬вых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязатель¬ным участником является государство. Именно государство для обра¬зования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотно¬шения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.
3. Основные направления расходов государственного бюджета, их особенности в текущем году
В Республике Беларусь подавляющую долю доходов бюджета составляют налоговые платежи и сборы. Учитывая это, было бы логичным наибольшее внимание уделить совершенствованию и оптимизации налоговой системы страны.
Учитывая сложившиеся пропорции, необходимо определить, какая доля ВВП может быть изъята в государственный бюджет, чтобы при этом не нарушить воспроизводственный процесс и обеспечить социальные нужды граждан. Для этого требуется, прежде всего, абсолютная четкость экономической стратегии государства, его регулирующей роли и границ хозяйственных функций. Разгосударствление, снятие с государства обязательств по финансовому обеспечению отраслей народного хозяйства позволили бы освободить бюджет от значительной доли расходов, уменьшить централизацию ВВП.
4. Проблемы бюджетного дефицита, управление им
В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюд¬жет считается сбалансированным; когда расходы превыша¬ют доходы — имеет место дефицит государственного бюд¬жета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета.
При существующих уровне государственных расходов и ставке налогообложения размер бюджетного дефицита или излишка зависит от уровня доходов. Чем выше уровень до¬ходов, тем меньше дефицит, или тем больше положитель¬ное сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расхо¬ды правительства за определенный период превосходят до¬ходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым на¬логам (налоги за вычетом социальных выплат).
В государствах с развитой экономикой бюджетный де¬фицит в пределах 4—5 % от ВНП считается нормальным явлением.
Различают «структурный дефицит» и «циклический де¬фицит» бюджета. Их применение объясняется тем, что реальные уровни поступлений в бюджет и расходов в зна¬чительной степени зависят от стадии делового цикла, в ко¬тором пребывает экономическая система. Дефицит бюдже¬та возрастает в периоды спада, так как государственные доходы от налоговых поступлений снижаются, а объемы трансфертных платежей увеличиваются. Во время подъема экономики возникает противоположная ситуация.Государственный бюджет как основное звено системы государственных финансов РБ
1. Сущность и роль государственного бюджета в социально-экономических процессах
Государственный бюджет как экономическая кате¬гория характеризует совокупность объективных денеж¬ных отношений, возникающих при образовании, рас¬ходовании и использовании основного централизован¬ного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды. Поэтому при раскры¬тии понятия “государственный бюджет” любой страны целесообразно отразить одновременно три его важ¬нейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность.
Государственный бюджет служит общегосударственным фондом денежных средств, который создается для покрытия государственных расходов. В то же время бюджет – это не просто фонд денежных средств. Такой фонд в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств. Он – смета, роспись доходов и расходов государства, согласованных друг с другом как по объему, так и по срокам поступления и использования.
2. Структура доходов государственного бюджета, их особенности в текущем году
Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в об¬щественном воспроизводстве должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, орга¬низаций и населения. Материальной основой доходов бюджета явля¬ется национальный доход, т. е. та часть, которая централизуется в ос¬новном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государст¬венных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимаю¬щих форму доходов бюджета.
При формировании доходов основного финансового плана государ¬ства (регионов) возникают финансовые взаимоотношения между участниками бюджетного процесса. Это дает основание рассматри¬вать доходы как экономическую категорию – совокупность денеж¬ных отношений по поводу изъятия и централизации части финансо¬вых ресурсов в бюджет. Такие отношения всегда имеют распределительный характер, стоимостную форму, и их обязатель¬ным участником является государство. Именно государство для обра¬зования доходов своего бюджета вступает в финансовые взаимоотно¬шения с отдельными звеньями хозяйства, гражданами, взимая на общегосударственные нужды часть созданного или полученного ими национального дохода.
3. Основные направления расходов государственного бюджета, их особенности в текущем году
В Республике Беларусь подавляющую долю доходов бюджета составляют налоговые платежи и сборы. Учитывая это, было бы логичным наибольшее внимание уделить совершенствованию и оптимизации налоговой системы страны.
Учитывая сложившиеся пропорции, необходимо определить, какая доля ВВП может быть изъята в государственный бюджет, чтобы при этом не нарушить воспроизводственный процесс и обеспечить социальные нужды граждан. Для этого требуется, прежде всего, абсолютная четкость экономической стратегии государства, его регулирующей роли и границ хозяйственных функций. Разгосударствление, снятие с государства обязательств по финансовому обеспечению отраслей народного хозяйства позволили бы освободить бюджет от значительной доли расходов, уменьшить централизацию ВВП.
В 2002 году все юридические лица, включая иностранные, их филиалы и другие структурные подразделения, имеющие обособленный (отдельный) баланс и расчетный (текущий) или иной счет, участники договора о совместной деятельности, которым поручено ведение общих дел либо которые получили выручку от этой деятельности до ее распределения, осуществляющие предпринимательскую деятельность, независимо от форм собственности уплачивают чрезвычайный налог в размере 4 процентов от фонда заработной платы.
4. Проблемы бюджетного дефицита, управление им
В том случае, если расходы бюджета равны доходам, бюд¬жет считается сбалансированным; когда расходы превыша¬ют доходы — имеет место дефицит государственного бюд¬жета и, наконец, если доходы превышают расходы, имеет место профицит государственного бюджета.
При существующих уровне государственных расходов и ставке налогообложения размер бюджетного дефицита или излишка зависит от уровня доходов. Чем выше уровень до¬ходов, тем меньше дефицит, или тем больше положитель¬ное сальдо бюджета.
Бюджетный дефицит — это сумма, на которую расхо¬ды правительства за определенный период превосходят до¬ходы бюджета. Бюджетный дефицит рассчитывается как разница между расходами или закупками товаров и услуг, социальными выплатами и доходами, равными чистым на¬логам (налоги за вычетом социальных выплат).
В государствах с развитой экономикой бюджетный де¬фицит в пределах 4—5 % от ВНП считается нормальным явлением.
Вернуться назад к списку работ