Предмет: Экономическая социология
Выбрана работа: Роль профсоюзов на рынке труда
1. Роль профсоюзов на рынке труда
Становление рыночных отношений всегда затрагивает одну из важнейших сфер экономики – занятость трудовых ресурсов. В дореформенный период обеспечение занятости населения основывалось на командно-административ¬ных методах: лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и не имеющие ограничений по здоровью, были обязаны либо учиться, либо работать. В противном случае они в принудительном порядке направлялись на работу или преследовались по закону (объявлялись «тунеядцами»). Иными словами, все трудоспособное население страны было крепостным у государства, которое предписывало, где и по какой профессии должен трудиться человек, какую зарплату он должен получать, какие иметь льготы.
Отличительной особенностью рыночной экономики является то, что человек самостоятельно принимает решение о том, работать ему или нет. Государство не вправе заставить его трудиться, что закреплено в Законе «О занятости населения Республики Беларусь».
Стремление обеспечить практически стопроцентную занятость трудоспособного населения в ущерб экономической эффективности производства привело к тому, что на многих предприятиях имел место не дефицит рабочей силы, а ее излишек. В результате этого в условиях командно-административной экономики при формальном отсутствии безработицы она фактически существовала в «скрытой» форме: часть работников фактически только присутствовала на работе, имитируя трудовую деятельность.
2. Основные инструменты, используемые при ординалистском подходе к оценке полезности
Исследованием соотношения спроса и потребнос¬тей занимались представители теории предельной по¬лезности, возникшей в последней трети XIX в. В со¬здание этой теории значительный вклад внесли У. Джевонс, Л. Вальрас, К. Менгер, Э. Бём-Баверк. В своем анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже всех факторов производства, она должна опреде¬ляться полезным эффектом, оцениваемым потребите¬лем. Эта исходная посылка предопределила такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Представители теории предельной полезности рассматривали индивидуальное хозяйст¬во, а экономические явления трактовали как резуль¬тат множества индивидуальных желаний, сталкиваю¬щихся друг с другом в процессе обмена. При этом ос¬нову поведения хозяйствующих субъектов они видели в психологии конкретного человека и мотивах его по¬ведения. Приоритет конкретного индивида привел к тому, что экономисты в своем анализе стали исходить из приоритета потребления над производством.
3. Задача
Студент располагает доходом 5000 р., который должен быть распределен между билетами в театр и кино. Билет в театр стоит 1000 р., в кино 500 р. Свободное время студента для посещения зрелищ 18 часов в месяц. Кино длится 2 часа, спектакль – 3 часа. Сколько раз студент может посещать театр и кино исходя из 2-х этих ограничений.
РЕШЕНИЕ.
В кино студент может исходя из времени сходить 18/2=9 раз. Исходя из суммы денег – 5000/500=10 раз. Следовательно в месяц студент может посетить кино 9 раз.
В театр студент может исходя из времени сходить 18/3=6 раз. Исходя из суммы денег – 5000/1000=5 раз. Следовательно в месяц студент может посетить театр 5 раз.
Вернуться назад к списку работ