Предмет: Философия
Выбрана работа: Фейербах Л. Сущность христианства
Фейербах Л.
Сущность христианства
Фейербах Л. - немецкий философ-материалист, атеист. Характерная особенность материализма Ф – антропологизм, состоящий в выдвижении на первый план проблем сущности человека. В теории познания Ф отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступал против агностицизма.
«Сущность христианства» – самое известное сочинение Ф. Основная мысль работы: бог – это обожествленный человек. Этот труд – главный труд Ф. «Эта книга поссорила меня с Богом и с миром». В центре внимания Ф – вопрос о противоречивости между философией и религией, признание чувственного начала сущностью религии. Но он отличает реальную чувственность от религиозной, которая противоречит действительности и выступает лишь как плод душевного настроения, фантазии.
Книга состоит из двух частей:
1 часть – «истинная, т.е. антропологическая, сущность религии» – описывает, как зародилась идея бога и как развивались основные догмы христианства: троица, творение, бессмертие души и пр. Все эти представления, говорит Ф, люди черпают из самих себя, из своей жизни. Когда возникли религии, в т.ч. и христианство, все, что говорилось о боге, верующие воспринимали буквально, конкретно, не видя ни какого противоречия со своими чувствами.
«Бог человека таков, каковы его мысли и намерения. Ценность бога не превышает ценности человека… О человеке можно судить по богу и о боге – по человеку… Бог есть откровение внутренней сути человека, выражение его Я…
Религия есть первое и косвенное самосознание человека. Поэтому религия всегда предшествует философии не только в истории человечества, но и в истории личности… Религия – младенческая сущность человечества… В христианской религии выражается отношение человека к самому себе или к своей сущности, которую он рассматривает как нечто постороннее…Фейербах Л.
Сущность христианства
Фейербах Л. - немецкий философ-материалист, атеист. Характерная особенность материализма Ф – антропологизм, состоящий в выдвижении на первый план проблем сущности человека. В теории познания Ф отстаивал точку зрения эмпиризма и сенсуализма, решительно выступал против агностицизма.
«Сущность христианства» – самое известное сочинение Ф. Основная мысль работы: бог – это обожествленный человек. Этот труд – главный труд Ф. «Эта книга поссорила меня с Богом и с миром». В центре внимания Ф – вопрос о противоречивости между философией и религией, признание чувственного начала сущностью религии. Но он отличает реальную чувственность от религиозной, которая противоречит действительности и выступает лишь как плод душевного настроения, фантазии.
Книга состоит из двух частей:
1 часть – «истинная, т.е. антропологическая, сущность религии» – описывает, как зародилась идея бога и как развивались основные догмы христианства: троица, творение, бессмертие души и пр. Все эти представления, говорит Ф, люди черпают из самих себя, из своей жизни. Когда возникли религии, в т.ч. и христианство, все, что говорилось о боге, верующие воспринимали буквально, конкретно, не видя ни какого противоречия со своими чувствами.
2 часть – «ложная, т.е. богословская, сущность религии» – говориться о том, как утратив первоначальную наивность и непосредственность, религия превратилась в отвлеченную теорию, как порвалась связь между человеком и его обожествленной сущностью, «богом». Старые положения получают теперь символическое толкование, создается запутанная система богословия, убивающая живую душу, содержавшуюся в верованиях первых христиан. На смену любви, составлявшей «сокровенную сущность религии», пришла вера, диктующая отныне обязательные для всех догмы.
Вернуться назад к списку работ