Предмет: Философия
Выбрана работа: Николай Александрович Бердяев
Николай Александрович Бердяев родился 6/9 марта 1874 г. в Киеве. Его предки по от-цовской линии принадлежали к высшей военной аристократии. Мать из рода князей Кудаше-вых (по отцу) и графов Шуаззель-Гуффье (по матери). В 1884 г. он поступил в киевский ка-детский корпус. Однако обстановка для него оказалась совершенно чуждой. И в 1894 году он поступает на естественный факультет киевского Университета Святого Владимира, а через год переводится на юридический факультет этого университета..
Бердяеву близок дуализм Канта, кантовское различие царства свободы и царства приро-ды.
В студенческие годы испытал влияние Маркса, но никогда не был материалистом и в марксистский период был идеалистом в Философии.
«О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА»
БЕРДЯЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1874-1948 ГГ.)
Книга напечатана в 1939 году в Париже-Кламар. Посвящена борьбе против рабства че-ловека., состоит из 4 глав и предисловия « О противоречиях в моей мысли».
ГЛАВА I.
1. Личность
Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть, загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность. Человек есть личность не по природе, а по духу. По природе он лишь индивидум. Существенный принцип личности:
“Человек не есть часть и не может быть частью в отношении к какому-либо целому, хотя бы к огромному целому миру.” Личность не есть застывшее состояние, она развивается и обогащается.
• Личность есть универсум в индивидуальной неповторимой форме.
• Личность не есть биологическая или психологическая категори, но категория этическая и духовная, и не может быть отождествляема с душой.
Подлинное учение о человеке-личности может построить лишь экзистенциальная философия, а не философия социологическая, и не философия биологическая.
• Личность есть субьект, а не объект. Существование личности предполагает свободу. Свобода порождает страдания. Можно уменьшить страдание, отказавшись от свободы. Только личность имеет человеческое достоинство.
Автор определяет различия между личностью и индвидуальностью.
Существование личности предполагает существование сверхличных ценностей.
Личность связана с характером. Сильная личность есть выраженный характер. Характер есть победа духовного начала в человеке, победа над рабством самому себе. Темперамент есть природная данность, характер предполагает свободу. Свобода личности не есть ее право, свобода личности есть долг, ответ на Божий призыв: Человек должен быть свободен, не смеет бвть рабом, ибо д.б. человеком. Такова воля Бога.
ГЛАВА II.
1. Бытие и свобода. Рабство человека у Бытия.
Личность и бытие – что первично?
Личность первичнее бытия. Бытие продукт отвлеченной мысли.
Нужно выбирать между двумя философиями:
Философия, признающая примат бытия над свободой
Философия признающая примат свободы над бытием.
Существует свобода – существует личность.
Примат свободы над бытием – есть примат духа над бытием. Бытие – статично, Дух динами-чен.
Дух не подчинен порядку бытия, он в него вторгается, его прерывает и может его изменить.
2. Бог и свобода. Рабство человека у Бога.
Глава III
1. Прельщение царства. Двойной образ государства.
ГЛАВА IV
1. Духовное освобождение человека. Победа над страхом и смертью.
Вернуться назад к списку работ