Предмет: Философия
Выбрана работа: ПЛЕХАНОВ Г.В. «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
ПЛЕХАНОВ Г.В. «К ВОПРОСУ О РОЛИ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ»
Во второй половине семидесятых годов Карлиц написал статью «Ум и чувство, как факторы прогресса», в которой, ссылаясь на Спенсера, доказывал, что в поступательном движении человечества главная роль принадлежит чувству, а ум играет второстепенную и подчиненную роль. На самом деле, теория «факторов» неосновательна уже и сама по себе, так она произвольно выделяет различные стороны общественной жизни, превращая в особо-го рода силы, с разных сторон и с неодинаковым успехом влекущие общественного человека по пути прогресса. Но еще более неосновательна теория Каблица, превращающего уже в социологические ипостаси не те или иные стороны деятельности общественного человека, а различные стороны индивидуального сознания.
История показывает, что даже фатализм не только не всегда мешает энергическому воздействию на практике, но, напротив, в известные эпохи был психологически необходи-мой основой такого действия. Тут все зависит от того, составляет ли моя собственная дея-тельность необходимое звено в цепи необходимых событий. Если да, то тем меньше у меня колебаний и тем решительнее я действую. То есть когда личность считает свою деятельность необходимым звеном в цепи необходимых событий, это значит, что отсутствие свободы воли отражается в ее сознании в виде невозможности поступать иначе, чем она поступает. Соз-нание необходимости прекрасно уживается с самым энергическим действием на практике. Когда сознание несвободы моей воли представляется мне лишь в виде полной субъективной и объективной невозможности поступать иначе, чем я поступаю, и когда данные мои дейст-вия являются в то же время наиболее для меня желательными из всех возможных действий, тогда необходимость отождествляется в моем сознании со свободой, а свобода с необходи-мостью и тогда я не свободен только в том смысле, что не могу нарушить это тождество свободы с необходимостью; не могу противопоставить их одна другой; не могу почувство-вать себя стесненным необходимостью. Но подобное отсутствие свободы есть вместе с тем ее полнейшее проявление. Отсюда одно из гениальных открытий, когда-нибудь сделан-ных философской мыслью – свобода есть осознанная необходимость.
Вернуться назад к списку работ