Предмет: Философия
Выбрана работа: Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.
В работе Э излагает основные положения диалектики и исторического материализма, формулирует основной вопрос философии об отношении мышления к бытию, о том, что является первичным: дух или материя, рассматривая проблему познаваемости мира, Э подчеркивает тесную связь человеческого мышления и познания с практикой. Э отмечает заслуги Ф в развитии материализма, критике идеализма, и в то же время раскрывает ограниченность его созерцательного материализма, его идеализм в понимании законов общественного развития.
Предисловие. Э излагает в сжатой систематической форме отношение к гегелевской философии. Показывает то влияние, которое оказал на ни (М и Э) Фейербах, («…как мы из нее выходим и как мы с ней порвали (она – клас.немец.философия.)».
Глава 1.
Подобно тому, как во Франции в 18 веке, в Германии в 19 веке философская революция предшествовала политическому перевороту, (1848 г). ни одно из философских положений не было предметом такой признательности правительств и гнева либералов как: «Все действительное разумно; все разумное действительно». Но у Гегеля к действительности принадлежит то, что необходимо: «В своем развертывании действительность раскрывается как необходимость» (например, тогдашнее прусское государство настолько необходимо насколько разумно; настолько разумно, насколько необходимо; насколько соответствует необходимости).
У Гегеля место отмирающей действительности занимает новая, жизнеспособная действительность; занимает мирно, если старое достаточно разумно (рассудительно), чтобы умереть без сопротивления, и насильственно, если противится этой необходимости. Это гегелевское положение благодаря своей диалектике (Г) превращается в свою противоположность: все действительное в области человеческой истории становится со временем неразумным, т.е. неразумно по своей природе, а все, что есть в человеческих головах разумного, предназначено к тому, чтобы стать действительным, как бы ни противоречило оно существующей кажущейся действительности. Тезис о разумности всего действительного превращается в другой тезис: достойно гибели все то, что существует.
Вернуться назад к списку работ