Предмет: Экономика предприятий
Выбрана работа: Сущность и опыт применения контрактной формы оплаты труда на предприятии
1. Сущность и опыт применения контрактной формы оплаты труда на предприятии
Разновидностью бестарифной системы оплаты труда является контрактная система – заключение договора (контракта) на определенный срок между работо-дателем и исполнителем. В договоре оговариваются условия труда, права и обя-занности сторон, режим работы и уровень оплаты труда, а также срок действия контракта. В договоре изложены и последствия, которые могут наступить для сторон в случае досрочного расторжения договора одной из сторон. Договор мо-жет включать как время нахождения работника на предприятии (повременная оп-лата), так и конкретное задание, которое должен выполнить работник за опреде-ленное время (сдельная оплата). Основное преимущество контрактной системы – четкое распределение прав и обязанностей, как работника, так и руководства предприятия. Эта система достаточно эффективна в условиях рынка. [2, c.43]
Рассмотрим схему составления контракта с руководителем предприятия. Любой контракт, как и трудовой договор, имеет две стороны - наниматель (рабо-тодатель) и нанимающийся (работник). Собственник, приглашая руководителя на работу, предъявляет ему самые высокие требования и, в то же время, он должен гарантировать ему достаточно высокий уровень качества жизни, высокую степень самостоятельности в сфере управления, возможность действовать в условиях оп-ределенного предпринимательского риска. Это предполагает необходимость осу-ществления определенного контроля со стороны собственника и наличие ответст-венности сторон контракта.
Содержание трудового контракта может быть представлено следующим об-разом [3]:
1) общие положения (наименование сторон, реквизиты, срок действия, усло-вия испытательного срока);
2) предмет контракта (наименование выполняемой работы и содержание трудовых функций);
3) обязанности работодателя (информационное, техническое обеспечение работника, библиотечный день, повышение квалификации);
4) порядок приемки и оценки работы;
5) оплата труда (сроки выплаты, авансовые выплаты, поощрительные выпла-ты);
6) режим рабочего времени (гибкий график, работа в определенные часы, выходные, отпуска и порядок их предоставления, порядок оплаты);
7) социальные гарантии (дополнительные выплаты к отпуску, по больнично-му листку, обязательства по трудоустройству по окончании работы, медицинское, санаторно-курортное обслуживание, транспортные услуги, оплата жилья, предос-тавление жилья, погашение кредита в жилищно-строительном кооперативе и др.);
8) обязанности сторон по выполнению условий контракта и ответственность за их нарушение (дисциплинарные санкции, возмещение материального ущерба, расторжение контракта);
9) условия расторжения или пролонгации трудового контракта (расторжения - в случае нарушения контракта, ликвидации предприятия, окончания срока, под-писания акта сдачи-приемки работы, досрочное выполнение работы, соглашение сторон; пролонгация - если работа не завершена, приостановлена по независящим причинам, по причинам, оговоренным в контракте, в случае заболевания и др.);
10) порядок рассмотрения споров.
Контракт вступает в силу с момента его подписания или в соответствии со сроком, установленным в контракте.
В ОАО «Торговый дом Горизонт» используется повременно-премиальная и контрактная формы оплаты труда. Контрактная форма оплаты труда, применяе-мая на ОАО «Торговый дом Горизонт» – оплата труда, в которой предусматри-ваются права и обязанности работников, условия материального обеспечения, а также обязанности, права, ответственность органов, заключивших контракт с ра-ботником, порядок изменения, прекращения и перезаключения контракта. Кон-тракт, как правило, заключается сроком на 1 год.
2. Практическое задание. Составить калькуляцию (пульт дистанцион-ного управления ПДУ РС 6-7, производство ОАО «Горизонт», РБ)
Производство телерадиоаппаратуры относится к материалоемким производ-ствам, где 70% - удельный вес материальных затрат. Особенность телепроизвод-ства в Республики Беларусь — большая валютная составляющая в себестоимости, что в расчете на один телевизор составляет 75$.
Поэтому ценовая политика предприятия заключается в снижение себестои-мости за счет новых технологий, внедрения программы импортозамещения и уве-личения объемов производства, а также повышение качества продукции. Это по-зволит успешно привести к вытеснению оборудования иностранных фирм и за-воеванию рынка.
Список литературы
Вернуться назад к списку работ